— Господин Арно, в первую очередь, разрешите поблагодарить Вас, что согласились на интервью с NEWS FRONT, находясь в тяжёлой форме инфицирования коронавирусом. Но появились важные вопросы, ответы на которые мы не нашли ни в грузинской, ни в зарубежной прессе, и обратились к Вам, потому что все они касаются Грузии.

Нас заинтересовал примечательный, на наш взгляд, комментарий известного грузинского политика Георгия Вольского – вице-спикера грузинского Парламента, лидера парламентского большинства. Важно, что член Политсовета правящей партии «Грузинская мечта» — секретарь по отношениям с политическими партиями, который обычно комментирует для СМИ позицию власти по различным вопросам — высказал новую позицию, пусть – в двух словах, лаконично, касательно перспектив российско-грузинских отношений.

«В будущем, надо думать, рано или поздно, после определенных предусловий Россия может сесть за стол переговоров не только с остальным миром, но и с Грузией, в том числе — для решения политических вопросов», — заявил, в частности, Вольский, которого по праву считают одним из знаковых «лиц» правящей команды.

— Я абсолютно согласен с Вольским. Россия сама горячо желает возникновения определённых предусловий, после которых она сможет начать партнёрский диалог с США и Евросоюзом, с которыми последние годы находится в режиме соперничества из-за наложенных на неё санкций. Военное противостояние и законсервированные трубопроводы, запреты на торговлю – всё это дополнительно истощает российскую экономику вдобавок с пандемией, которая ударила по экономикам всех стран. Поэтому, если новый президент США, а в будущем году — новый канцлер Германии предложат России приемлемые условия для полюбовного разрешения накопившихся проблем, то от этого будет лучше всем. Вот, что имел в виду Вольский, говоря, что «рано или поздно, Россия может сесть за стол переговоров, в том числе — для решения политических вопросов». Как опытный дипломат, он отлично знает, что за стол переговоров руководители высшего ранга садятся лишь тогда, когда до подписания соглашения пройдена добрая половина пути, проделана предварительная техническая работа. А в контексте глобального урегулирования начнутся и российско-грузинские переговоры — жизнь течёт своим чередом и пражский формат, думаю, является лучшей их подготовкой.

— А какие предпосылки нужны для этого? Интересно, что имеет в виду Георгий Вольский?

— Есть вопросы, которые даже упоминать заранее контрпродуктивно, потому что этим можешь испортить дело. Тем более, что контуры пока только намечаются. Такую ошибку никогда не сделает Вольский, который не употребляет популистские примитивные шаблоны, рассчитанные на дешёвую сиюминутную популярность.

Судите сами: во внешней и внутренней политике Грузия ориентируется на рекомендации трёх партнёров: США, Евросоюз, НАТО. Так? А два соседа Грузии по Южному Кавказу мгновенно и небезуспешно решили свои давние проблемы с помощью России и Турции, демонстративно отказавшись от услуг США, ЕС и НАТО. Заметьте — Турция, как член НАТО, себя не позиционировала. Десятки тысяч беженцев за пару недель вернулись в Степанакерт, чего в Абхазии мы не достигли за два десятка лет, успех в Карабахе признал весь мир, в том числе – руководство Грузии.

Далее. США, Евросоюз и НАТО единогласно признали парламентские выборы в Грузии пусть не безупречными, но состоявшимися, демократичными и свободными, то есть – поддержали власть. Что дальше? Президент Трамп, как и руководители стран ЕС – членов НАТО, зафиксировали свою позицию относительно членства Грузии в Альянсе – «в будущем, но не сейчас». Позиция генсека Столтенберга осталась прежней – «когда – не знаем, но сотрудничество будем расширять». Что скажут новый президент США Байден и новые руководители ЕС, неизвестно, прежние были категорически против. И даже если нам предоставят ПДПЧ, это кардинально ничего не изменит.

С другой стороны, России необходимо замкнуть «южнокавказское кольцо», почти все возможности — транспортные и энергетические магистрали, границы и коридоры, которые сейчас открываются между Турцией, Азербайджаном, Нагорным Карабахом и Арменией, так или иначе, «завязаны» на Грузии. Без Грузии «артерии» Закавказья всегда будут парализованы! Я, конечно же, имею в виду и Абхазию с Цхинвальским регионом. Теперь скажите – разве найти решение этих проблем может быть сложнее, чем решить карабахскую проблему?! Отсюда – и предпосылки, которые устроят всех! На некоторые из них прямо намекает Вольский в интервью, которое мы сейчас обсуждаем:

«Грузия заинтересована в сохранении определенного формата экономических отношений с российским рынком, что хорошо для наших предпринимателей… Граждане России тоже будут в безопасности, успешный туристический сезон неоднократно это подтвердил…  Не стоит забывать, что в России живут сотни тысяч грузин, некоторые — с двойным гражданством, у кого-то — российское гражданство, не секрет, что их тоже устраивают прямые авиарейсы». И так далее.

 — Но это — предпосылки, устраивающие и грузинскую сторону, ведь так, господин Арно?

— Конечно! «Стол переговоров, за который, рано или поздно, сядут Россия и Грузия», о котором говорит Вольский, это взаимовыгодное пространство с «двухсторонним движением». Смотрите: Армению спасёт Россия, Азербайджан – энергоносители, а что спасёт Грузию?! Чем заменим миллионы российских туристов, российский рынок, материальную помощь сотен тысяч грузин из России и российских инвесторов?

Что касается русофобии: а кого, скажите на милость, сегодня в Грузии оппозиция клеймит «агентами Кремля»? Российских туристов? Нет. Журналистов? Нет. Политологов? Нет, и это – не удивительно: синоним Кремля в Грузии — Нино Бурджанадзе — уже давно стала «правой рукой» Саакашвили и лицом антироссийской оппозиции! В партию Саакашвили переметнулись члены партийных делегаций, периодически посещавших Москву. Половина лидершипа оппозиции училась, жила и работала в Москве, давно получила российское гражданство, с которым, кстати, расставаться не спешит!

Нет, в Грузии оппозиция сегодня клеймит «рабами России» только действующую власть и её руководителей! Вот вам и вся русофобия! Но при этом об Абхазии и Южной Осетии оппозиция не упоминает, «российские оккупанты» — и точка, логически связать это воедино не хватает умственных возможностей! А Саакашвили помочь не может – вернуться и отсидеть в тюрьме испугался и оппозиция его прокляла, тем более, что перенесённый коронавирус сильно ударил по его и без того неадекватной психике.

Кончился Саакашвили, кончилась оппозиция, сколько ещё мы будет их вспоминать и из-за них препираться?! Всё, точка, надо выбираться! Для справки: в Грузии сегодня две партии – «Грузинская мечта» и «Партия недовольных», члены которой не проголосовали ни за кого, или в последний раз дали голос «Грузинской мечте».

— А где здесь потенциал выбираться? Россия защитила НКАО, но не признала, в отличии от Абхазии и Южной Осетии. Какой здесь остался потенциал, господин Арно?

— Остался, и на него косвенно намекает Вольский. По крайней мере, я так думаю, всё это – моя интерпретация, с которой господин Георгий может быть и не согласен. Потенциал – это грузины, которые вынужденно живут и работают в России и которые мечтают вернуться домой. Кстати, не только в России, а в США и других странах. Это – не «пророссийски» и не «прозападно» настроенные люди, это — прогрузинские достойные деятели, конечно, далеко не все, там очень много поддонков. И, конечно же, это наши грузины из Абхазии и из Цхинвали. Вот, скажите — какая ещё более мощная гарантия нам нужна?! Если пара тысяч российских миротворцев удерживает мир после 30 летней войны в Карабахе, а тут вернутся сотни тысяч грузин, вместе с проживающими в России беженцами из Абхазии и Южной Осетиии, энергичные талантливые люди, которые продолжают дружить в России семьями, как в былые времена дружили в Грузии! Женят своих детей… Русские вернуться в Тбилиси, наши грузинские русские! Разве после этого нам нужны миротворцы — наблюдатели в голубых касках или беретах?!

Повторяю: ключевое слово здесь сказано Вольским и это слово — «предпосылки», которые давно уже возникли! Рекомендации западных партнёров, а не мечтателей типа Коффи, Кинзингера, Карпентера и пенсионера Ходжеса, никак не противоречат возможности сесть за стол переговоров с Россией для решения политических вопросов, что, по словам Вольского, «рано иди поздно, обязательно состоится». Почему бы и нет, если это соответствует государственным национальным интересам Грузии?! Есть альтернатива – так предложите, я пока не вижу…

Вот смотрите – мало кто знает, вот Вы точно не знаете, потому что мы это не рекламируем, что абхазов и осетин «с той стороны» лечат в лучших клиниках Грузии бесплатно. А знаете ли Вы, что в Абхазии тратят электроэнергии большее, чем в Тбилиси? И что всегда получали и получают эту электроэнергию от Грузии, от Ингури ГЭС, бесплатно?! И что Грузия нынешней зимой будет в страшном энергокризисе, потому что на свои средства останавливает Ингури ГЭС на неотложный ремонт? Так что, у нас с абхазами и осетинами – много предпосылок, нам не надо начинать с нуля! И торгуем мы отлично, хотя пусть пока – контрабандно (смеётся) …

Зато, Вы наверняка знаете, что жизнь в Абхазии и в Цхинвали — не такая весёлая, как раньше, ведь псевдонезависимость – «горький шоколад»! Вот вам ещё предпосылки — теперь уже для абхазов и осетин. И для русских, которые со своей стороны тоже «вытягивают» эти дотационные территории, как могут.

— Спасибо за интервью! Выздоравливайте.

Интервью с Главным редактором ГРУЗИНОРМ Арно Хидирбегишвили, специально для News Front