Российская Федеральная антимонопольная служба вполне заслуженно вошла в топ-10 аналогичных структур по всему миру. Конечно, во многом это заслуга Игоря Артемьева, возглавлявшего ФАС с момента её создания. Помимо всех прочих достижений этой государственной службы стоит отметить борьбу, которую она вела против крупнейших IT-гигантов, в частности компании Google.

Главная претензия ФАС к американской корпорации, конечно, связана с нарушением антимонопольного законодательства России. А первое дело в отношении Google Inc. и дочерней компании Google Ireland Limited было возбуждено ещё в феврале 2015 года.

Как Google расширяет рыночную власть

Тогда, пять лет назад, инициатором иска стала компания «Яндекс», которая и попросила ФАС проверить работу IT-гиганта в России. Главная претензия состояла в том, что Google, пользуясь своим доминирующим положением, запретил производителям гаджетов под управлением операционной системы Android, продаваемых в России, предустанавливать сервисы «Яндекса», а также российский поисковик «по умолчанию».

В успешной борьбе, которую ФАС вела против американского IT-гиганта, немалая заслуга бывшего главы ведомства Игоря Артемьева. Фото: Kremlin Pool/Globallookpess.

Из-за этого запрета в 2014 году Fly, Explay и Prestigio, начавшие устанавливать на свои смартфоны прошивку Yandex.Kit на базе Android, быстро прекратили сотрудничество с компанией «Яндекс». Таким образом Google расширял свою рыночную власть (leverage of market power) и ещё больше укреплял доминирующее положение.

А ведь именно обещание открытости и бесплатности ОС Android позволило этой мобильной платформе стать едва ли не основной в мире, включая Россию. Вместо этого ОС очень быстро сделали закрытой, а производители смартфонов и планшетов могли получить доступ к основным компонентам платформы только на условиях, которые им диктовал Google.

Поначалу Федеральная антимонопольная служба России возбудила дело по статье о недобросовестной конкуренции, однако вскоре после того, как претензии «Яндекса» поддержал альянс FairSearch, оно было переквалифицировано в злоупотребление доминирующим положением (статья 10 закона «О защите конкуренции»).

В заявлении представителей альянса, который объединяет 16 зарубежных компаний, в том числе Microsoft и Nokia, говорилось:

Активно продвигая свой собственный поисковик, Google вводит ограничительные соглашения, которые заставляют производителей мобильных устройств отказываться от предустановки поиска «Яндекса», чтобы помешать крупнейшему российскому поисковику и одной из самых успешных ИТ-компаний в России распространять свой мобильный поиск.

Штрафы, иски и… Google пришлось смириться

Разбирательства длились полгода, а затем ФАС вынесла решение, обязывающее Google уплатить 438 миллионов рублей за «препятствие установке приложений и сервисов других компаний» на гаджеты с ПО Android. Штраф, надо сказать, довольно существенный.

Конечно, Google в декабре 2015 года кинулся с заявлением в Арбитражный суд города Москвы, требуя признать решения ФАС России незаконными. Но тут IT-гиганту не повезло: в марте было вынесено решение, в котором требования ФАС признавались законными. Ещё через несколько месяцев это подтвердил и суд второй инстанции.

Так что Google после не слишком долгого сопротивления всё-таки был вынужден внести поправки в ПО. А в апреле 2017 года ФАС и Google заключили мировое соглашение. В российском ведомстве это прокомментировали таким образом:

«Мы надеемся, что корпорация Google выполнит взятые на себя обязательства по исполнению условий мирового соглашения, а также в ближайшее время оплатит назначенные на компанию штрафы».

ФАС не оставляет Google в покое

В 2018 году у ведомства возникли подозрения, что IT-гигант собирается разместить рекламу в день единого голосования, 9 сентября. ФАС направила основателю компании Ларри Пейджу предупреждения о том, что такие действия незаконны, а также сообщила о возможных нарушениях в ЦИК России.

Речь шла о том, что Google, используя рекламный инструментарий принадлежащего ему видеохостинга YouTube, может провоцировать и поддерживать проведение несогласованных политических мероприятий. Впрочем, как объяснили тогда в ФАС, это было именно предупреждение:

Мы знаем из информационного поля, что возможна агитация в единый выборный день. Но я не могу сказать, в какой форме она будет вестись. В зависимости от того, что произойдёт, мы уже дальше будем разбираться. Но мы надеемся, что ничего такого не произойдёт.

И снова дело в рекламе

В 2019 году антимонопольное ведомство поймало Google на распространении недостоверной рекламы финансовых услуг. Речь тогда шла о компании Ali Trade, у которой нет лицензии на соответствующую деятельность. Google было предписано рекламу удалить и выплатить штраф в 100 тысяч рублей.

В текущем 2020 году Google снова попал в прицел ФАС. Как установила комиссия столичного управления Федеральной антимонопольной службы, поисковик IT-гиганта распространял рекламу компании LegacyFX, которая работала на рынке Forex без необходимой лицензии от Центробанка России.

Мало того, что услуги компании к рекламированию были запрещены, так ещё в самой рекламе содержались ложные утверждения о «самых лучших брокерах», то есть указывалось на некое преимущество перед другими конкурентами. А вот подтверждения этого «преимущества» не было. Фактически реклама ещё и вводила пользователей в заблуждение. И снова на Google наложили штраф.

Google совсем распоясался – затыкает рот русским

В конце июля канал-миллионник Царьград был заблокирован YouTube без предварительных уведомлений и без возможности восстановления. Вместе с ним под блокировку попал и видеоканал «Двуглавый Орёл». Учредитель «Первого русского» Константин Малофеев назвал действия Google политической провокацией. С этим согласились в МИД РФ. Официальный представитель ведомства Мария Захарова считает, что имела место политическая цензура.

Видеохостинг YouTube, принадлежащий Google, занимается жёсткой цензурой в отношении неугодных каналов. Фото: imago stock&people/Globallookpress

Как выяснилось немного позже, блокировка объяснялась санкциями, введёнными аж шесть лет назад США против Константина Малофеева: мол, Google выполнил американское законодательство. Но с чего вдруг оно должно действовать на территории России, эти санкции никак не признающей? И почему вдруг о санкциях вспомнили только тогда, когда аудитория канала перевалила за миллион человек?

27 августа Царьград подал иск в Арбитражный суд Москвы. Требований к иностранной корпорации у «Первого русского» всего два: восстановить доступ к аккаунту, а также признать недействительным отказ Google от договора на монетизацию размещаемого контента. И останавливаться на этом телеканал не намерен.

И под блокировку попал не только «Первый русский». Незадолго до этого были удалены с сервиса аккаунты телеканала «Крым-24», а также изданий Anna News и News Front.

Перед нами яркий пример «демократической» цензуры, который ещё раз был продемонстрирован введением ограничений на показ документального фильма «Беслан» на видеохостинге YouTube. На фильм повесили «чёрную метку» такого содержания: «Этот контент помечен YouTube как несоответствующий (правде) и агрессивный». Причём фильм был выложен в официальном аккаунте телеканала «Россия 1». Возникает вопрос: а что может помешать владельцам видеохостинга завтра наглухо закрыть все российские телеканалы?

Но если вы попробуете пожаловаться на массу экстремистских, лживых видеороликов, размещённых на YouTube, то никакой реакции на жалобу не дождётесь – ни один подобный ролик никогда не будет удалён: цензура действует только в одну сторону, в нашу. Впрочем, удивляться тут нечему: давно известно, что с момента создания Google в 1998 году компания курировалась Пентагоном и американской разведкой.

Автор:
Аля Самитова