Копатыч, Лосяш, Бараш и Нюша нас посчитают. Ко Всероссийской переписи населения в апреле будущего года в эфире детских телеканалов появится спецсерия «Смешариков» почти за 8 миллионов рублей. Также к кампании подготовят онлайн-игру и подкасты. В целом информподдержка стоила Росстату 915 миллионов рублей. Неужели без «Смешариков» и почти миллиардных трат на пиар никак?

«Смешарики» – отечественный мультфильм, который производится при поддержке Министерства культуры. Сериал рассказывает о приключениях шарообразных антропоморфных животных, которые попадают в различные жизненные ситуации. В апреле 2021-го зрители, как ожидается, увидят новую серию «Смешариков» под названием «Перепись – дело коллективное». Производство мультфильма за правообладателем – компанией «Мармелад медиа», которая получит за исполнение контракта 7 миллионов 800 тысяч рублей. Это следует из документов, приложенных к госконтракту. Длительность одной серии – 13 минут, при производстве мультфильма используется совмещение 2D- и 3D-анимации.

Серия должна содержать позитивные мотивирующие установки относительно участия во Всероссийской переписи населения и важность участия в переписи каждого жителя страны, раскрывать лёгкость и удобство участия,

– значится в допсоглашении.

Специалисты, готовившие документы к тендеру, подошли к делу со всей ответственностью. В договоре даже прорисовали, как должен выглядеть каждый конкретный персонаж: Крош, Нюша, Ежик, Бараш, Пин, Копатыч, Совунья, Кар Карыч, Лосяш и Биби. А то вдруг Лосяша не того подсунут. Всё, пиши пропало, кампания по переписи провалилась. Создатель «Смешариков» «Мармелад медиа» – субподрядчик госконтракта, а главный исполнитель – акционерное общество «КРОС», которое берёт на себя всю организацию информационно-разъяснительной работы. Договор Росстат и «КРОС» заключили ещё в прошлом году. А оценивается он в 915 548 580 рублей. За эти деньги «КРОС» осуществляет размещение разного рода информационных материалов в средствах массовой информации. В частности, в эфире федеральных СМИ в 2021 году должно выйти 20 материалов и 180 выходов запланировано в региональных СМИ.

Конечно же, пиар-кампания будет проводиться и в интернете. В допсоглашении значится следующее:

Предполагается разработка и выпуск тематической онлайн-игры, создание чат-бота и его продвижение в сети Интернет, организация и проведение онлайн-викторины с призами, посвящённой переписи, ведение канала Всероссийской переписи на Ютубе и другие мероприятия.

«Никто не имеет ничего против «Смешариков», но, простите, 915 млн рублей – это очень серьёзные деньги, – отмечает экономист Михаил Делягин. – На эти деньги, грубо говоря, можно нормализовать работу Росстата. И когда эти деньги направляются на финансирование какой-то пиар-кампании с непонятным результатом, потому что дети точно в переписи участвовать не будут, возникает простой детский вопрос: а не является ли это распилом бюджетных средств и отзывом денег? Это похоже на отмывание денег под прикрытием рекламной кампании.

Схожие сомнения и у гендиректора Института повышения конкурентоспособности Алексея Ульянова. Понятно, что организация переписи – дело затратное. Пресс-туры для федеральных СМИ организуй, логотип придумай, блогеру за рекламу заплати. Но всё же почти миллиард рублей – всё равно немаленькая сумма, даже с учётом «Смешариков», даже с учётом онлайн-викторин.

«Смешарики» – раскрученный современный российский мультфильм, достаточно известный за рубежом, может, он только «Маше и медведю» уступает по популярности, – рассказывает Алексей Ульянов. – В целом я не вижу здесь ничего плохого. Другое дело – размер и масштабы трат. К сожалению, в таких ситуациях часто до разработчиков доходит незначительная часть выделенных средств, а другая часть, как правило, более значительная, может оседать в карманах либо посреднических структур, либо политтехнологов, и здесь надо серьёзно разбираться. К сожалению, пока регулированием госзакупок занимаются граждане из либерального блока правительства, прежде всего господин Артемьев и его агенты в Минфине – госпожа Демидова, мы будем выбрасывать на ветер, на ненужные проекты миллиарды и триллионы рублей.

А вот политтехнолог Марат Баширов придерживается другого мнения. Он считает, что такие траты и выбор в пользу «Смешариков» вполне обоснованные. Людей нужно через грамотную пиар-кампанию привести к мысли, что участие в переписи необходимо.

Аудитория «Смешариков» – это не только дети, – уверен политтехнолог. – Это люди 18+ и помнят их с детских времён. Так и устроена современная попытка привлечь внимание к сложным вопросам. Статистика – это очень скучно. Надо заставить человека взять себя в руки и ответить на несколько десятков вопросов. Совсем другое дело, когда у вас есть некое ощущение того, что этот процесс не просто скучен, но ещё и какие-то приятные воспоминания вызывает.

Почти миллиард на проведение пиар-кампании многовато. Впрочем, как по-другому заставить людей поучаствовать в переписи? Эта тема на самом деле обнажает очень важную проблему потери доверия общества к власти. Если власть о чём-то просит – ответить на опросник или надеть маску, например, – это всё больше встречает сопротивление людей. Причём неважно, о чём идёт речь. С экранов телевизоров нам это активно «втюхивают» – значит, мне это не нужно, это вредно, плохо. Над этим бы подумать чиновникам и политтехнологам. Впрочем, зря мы подсказали, а то под это дело ещё «лярдик» освоят.