Несколько лет подряд глава Минфина Антон Силуанов продавливал решение о выплате дивидендов госкомпаний в размере не менее 50% от прибыли по МСФО. Данная инициатива пробуксовывала и встречала сопротивление, но министр финансов всё же смог её реализовать. Теперь с 2021 года государственные компании обязаны следовать столь щедрой дивидендной политике.

Задача, которую реализовывал Силуанов, понятна. «Главный бухгалтер России» всеми силами старается наполнить федеральный бюджет. Особенно это актуально в период нынешнего экономического кризиса, когда доходы казны существенно сократились, а их восстановление окажется возможным только к 2022 году. По расчётам Минфина, в 2021 году госкомпании заплатят в бюджет 442 млрд рублей, а к 2023 году эту цифру планируется довести практически до 1 трлн рублей. С первого взгляда кажется, что инициатива Силуанова абсолютно оправданна и полезна. Действительно, в парадигме либерального капитализма данное решение выглядит логичным и бесспорным. Однако на практике выплата госкомпаниями дивидендов в размере 50% от прибыли по МСФО приведёт лишь к оттоку капитала из России.

«Главный бухгалтер России» всеми силами старается наполнить федеральный бюджет. Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Главной целью «плана Белоусова» по развитию экономики страны является взрывной рост инвестиций в реальный сектор. Одним из основных источников предоставления финансов выступают государственные компании. По расчётам Белоусова, их вложения в экономику можно оценить в размере 23% от общего объёма инвестиций. Федеральный бюджет даёт гораздо меньше – в районе 10%.

Они нам санкции – мы им деньги

Соответственно, было бы логично оставлять ликвидные средства у госкомпаний при условии их обязательного инвестирования в реальный сектор экономики. Вместо этого Антон Силуанов затаскивает часть прибыли в федеральный бюджет. К сожалению, об эффективном освоении средств государственной казны говорить не приходится.

Решение о дивидендах в размере 50% от прибыли по МСФО означает, что выплаты получат все акционеры госкомпаний, а не только государство. Как известно, в ряде государственных предприятий значительная доля принадлежит иностранцам. Например, в Сбербанке она равняется 43,5%, в «Газпроме» – порядка 25%. Это две крупнейшие госкомпании, суммарно заплатившие в бюджет по итогам 2019 года чуть менее 400 млрд рублей. Вместе с этим иностранным акционерам ушло около 270 млрд рублей. То есть 2/3 от того, что было выплачено в бюджет. По текущему курсу данная сумма составляет 3,5 млрд долларов. В контексте нынешнего экономического кризиса и ослабления рубля цифра существенная.

Таким образом, инициатива Антона Силуанова только лишь вымывает деньги из российской экономики. Да, федеральный бюджет получит дополнительный источник доходов, но эффект от него будет минимальным. Нет никакого смысла в переброске средств в экономику через бюрократические прокладки в виде федерального и региональных бюджетов. Государственные компании способны инвестировать прибыль в перспективные проекты самостоятельно, без отчисления «ликвида» в бюджет и, соответственно, иностранным акционерам.

Например, Сбербанк, как государственное предприятие, обязан вкладывать деньги в российскую экономику, участвуя в перспективных проектах развития. Так, для электрификации новых провозных мощностей БАМа и Транссиба необходимо порядка 180 млрд рублей. Сам по себе проект электрификации имеет долгосрочную окупаемость (30 лет), однако он необходим для развития железнодорожной сети Восточного полигона. В настоящий момент рассматриваются разные источники средств – как повышение тарифов для потребителей электроэнергии, так и прямое субсидирование строительства объектов генерации из средств федерального бюджета. Иных источников долгосрочного финансирования нет. А ведь крупнейший государственный банк обязан выступать подобным источником. 30-летнее участие госучреждения в проекте является абсолютно оправданным и логичным. Именно такой политики придерживаются, например, китайские банки.

Вместо этого Сбербанк направляет сопоставимую сумму в 180 млрд рублей иностранным акционерам, а инициатива Силуанова лишь потворствует оттоку капитала из страны.

Российские государственные компании, наряду с суверенными фондами, должны выступать альтернативным бюджету источником финансирования национальной экономики. Государственная казна обременена большими расходами по иным статьям – от обороны до социалки. Соответственно, у правительства остаётся не так много средств, которые оно может пустить на экономическое развитие. Однако средства есть у госкомпаний и суверенных фондов, которые также подчинены правительству. Оперируя этими финансами, государство способно не только достичь целей, обозначенных в «плане Белоусова», но и выйти далеко за их рамки, обеспечив рост экономики в 4-5% в год.

Автор:
Константин Двинский