28 сентября прошло заседание президиума Государственного совета РФ. На мероприятии обсуждалась реализация Указа о национальных целях развития страны до 2030 года. Напомним, данная стратегия разрабатывалась целиком и полностью первым вице-премьером Андреем Белоусовым. В начале июля Владимир Путин утвердил этот документ, который неофициально называется «планом Белоусова».

Одной из ключевых целей стратегии является инфраструктурное строительство. Несколькими днями ранее, выступая на пленарном заседании Совета Федерации, Андрей Белоусов заявил, что Комплексный план магистральной инфраструктуры (КПМИ) будет существенно пересмотрен[1]. Действительно, от предыдущего правительства в наследство достался сырой и непроработанный документ, принятый ещё осенью 2018 года. В прошлой версии КПМИ было много чего, но сути мало. Например, каким-то невероятным образом туда была включена убыточная трасса «Меридиан».

Потрусить банки

Новому правительству Мишустина — Белоусова пришлось перекраивать КПМИ, в результате чего было принято решение сосредоточить усилия на 9 транспортных мегапроектах. Это международный коридор «Европа – Западный Китай», расширение БАМа и Транссиба, развитие подходов к портам Азово-Черноморского и Северо-западного бассейнов, развитие Северного морского пути, развитие центрального транспортного узла, развитие портовой и аэропортовой инфраструктуры, а также строительство высокоскоростных магистралей.

Другими словами, в КПМИ остались действительно важные проекты, которые способны придать импульс развития другим отраслям экономики. Например, расширение БАМа и Транссиба позволит увеличить экспорт угля на рынки АТР в 1,5 раза.

Андреем Белоусовым была предложена схема выпуска бессрочных облигаций, средства от размещения которых пойдут на строительство инфраструктуры. Фото: Federation Council of Russia/Global Look Press

Однако основной вопрос заключается в финансировании строительства инфраструктуры. Данная сфера отличается тем, что инвестиции возвращаются в лучшем случае лишь в долгосрочной перспективе. Соответственно, частному бизнесу большинство транспортных проектов не интересно. Вместе с этим для государства они имеют особое значение, поскольку, как было сказано выше, развивают иные сектора экономики, что ведёт к повышению налоговых сборов.

Нынешний экономический кризис существенным образом уменьшил располагаемые ресурсы правительства. Стоимость всех девяти проектов Белоусов оценил в 4 трлн рублей, из которых лишь 1 трлн будет взят из бюджетных средств. Всё остальное – из иных источников.

Таким образом, возникает вопрос: какие именно источники будут использованы, если ни бюджет, ни частный капитал не может предоставить необходимые цифры? Решение проблемы было найдено.

Несмотря на кризис, банковский сектор продолжил генерировать значительную прибыль. Даже в момент острой фазы кризиса банки располагали ликвидными средствами в размере 3 трлн рублей. Соответственно, именно деньги банковского сектора являются единственным реальным источником финансирования инфраструктуры. Однако российский банковский сектор живёт независимой от интересов страны жизнью, несмотря на то что бо́льшая часть учреждений аффилирована с государством.

Правительство Мишустина — Белоусова пока что не в силах перемолоть банковское лобби, заставив их работать в интересах государства. В это же время проекты развития остро нуждаются в незамедлительном финансировании.

Уникальная схема

Андреем Белоусовым была предложена уникальная для России схема. Речь идёт о выпуске бессрочных облигаций (вечных бондов), средства от размещения которых пойдут на строительство инфраструктуры. Впервые данный механизм был опробован в июне этого года. Тогда РЖД, которые курирует Андрей Белоусов, планировали разместить вечные бонды на сумму в 15 млрд рублей. Однако результат превзошёл ожидания, и компании удалось занять на рынке в два раза большую сумму – 30 млрд рублей. Примечательно, что основным покупателем выступили банки. Действительно, схема стала выгодной для всех сторон. Вечные бонды не имеют конкретного срока погашения, но привлекательны высокой для рынка ставкой купонных выплат. У ценных облигаций РЖД она равняется 6,75-7,25% годовых. То есть банки могут занять  у ЦБ средства под 4,5%, купить бессрочные облигации и получить гарантированную прибыль в 2,25-2,75%.

К настоящему моменту РЖД провели ещё два аукциона размещения вечных бондов, на которых заняли 20 млрд и 100 млрд рублей соответственно. Итого – 150 млрд. До конца года госкомпания посредством данного механизма планирует привлечь ещё порядка 220 млрд рублей. Все деньги пойдут на расширение пропускной способности БАМа и Транссиба. И ни копейки бюджетных средств затрачено не будет.

Успех РЖД открыл дорогу для размещения бессрочных облигаций другими компаниями. Так, Газпром планирует выпустить ценные бумаги на 150 млрд рублей (средства пойдут на газификацию страны), а «Автодор» – на 500 млрд рублей. Последнее нуждается в отдельном рассмотрении.

На заседании Госсовета 28 сентября Владимир Путин поддержал инициативу правительства разместить инфраструктурные облигации на общую сумму в 1 трлн рублей. Из них 500 млрд эмитирует «Автодор» в формате вечных бондов, 300 млрд разместит «Дом.рф» для жилищного строительства, а оставшиеся 200 млрд выпустит ВЭБ.РФ для создания городской коммунальной и транспортной инфраструктуры. Нас интересуют первые 500 млрд рублей «Автодора». В ближайшие годы главным проектом госкомпании станет строительство автодороги М12 Москва – Казань в рамках  создания транспортного коридора «Европа — Западный Китай». На трассу планируется направить 680 млрд рублей. После заседания Госсовета стало ясно, что из этой цифры 500 млрд будет занято через размещение вечных бондов. В июне Михаил Мишустин подписал указ о выделении 150 млрд рублей из ФНБ, а ещё 30 млрд предполагается привлечь через концессию. Соответственно, один из крупнейших проектов России будет полностью профинансирован из внебюджетных источников.

Таким образом, уже к концу 2020 года один из трёх необходимых триллионов найден (370 млрд рублей РЖД + 680 млрд рублей «Автодора»).  Имеется абсолютная уверенность в том, что подобные механизмы привлечения финансирования будут применяться и в дальнейшем.

Всё это показывает огромную разницу между политикой предыдущего и нынешнего правительства. Если кабинет Медведева — Силуанова всё пытался «улучшать инвестиционный климат», надеясь на приток частных инвестиций, то правительство Мишустина — Белоусова внедряет реальные механизмы привлечения средств, которые дают результат уже сейчас, а не в «светлом будущем».