Президент России Владимир Путин во время совещания с руководителями регионов наконец-то обозначил срок выхода из режима самоизоляции—11 мая, а также потребовал создать общенациональный план действий по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики. Путин отметил, что этот план должен не только стабилизировать ситуацию, но и обеспечить долгосрочные, структурные изменения в российской экономике с учётом той новой реальности, которая сейчас складывается в мире. Что будет в этом плане пока непонятно, зато ясно, что если там не будет прописана персональная ответственность чиновников, то даже самые чудесные и прорывные инициативы будут либо сорваны в сроках, либо саботированы, либо переведены под интересы элитных групп.

Судя по анонсам, от этого заседания ожидались некие судьбоносные решения. К сожалению, совещание прошло в рабочем режиме, где Владимир Владимирович отчитался о пока единственном нашем успехе, хотя он и не малый, в мобилизации медицины: «Мы сосредоточили и мобилизовали ресурсы нашей промышленности. Назову только несколько цифр. Они растут, обновляются постоянно. Так, аппаратов искусственной вентиляции лёгких в начале года выпускалось 60–70 единиц в месяц. В апреле – больше восьмисот. В мае будет 2,5 тыс. Производство защитных масок увеличилось более чем в 10 раз: с 800 тыс. в сутки в начале года до 8,5 млн в апреле. В России с нуля было развёрнуто массовое производство целого ряда лекарственных препаратов, востребованных при лечении коронавирусной инфекции. Что касается тест-систем, то за март-апрель наша промышленность увеличила их выпуск в 9 раз. И если на начало марта в России ежедневно проводилось 2,5 тыс. исследований, позволяющих выявить инфекцию, то сейчас порядка 150 тыс. в день. Рост в 60 раз. И охват тестированием будет постоянно увеличиваться. В январе выпускали в сутки 3 тыс. защитных костюмов для врачей. К концу апреля выходим на уровень 100 тысяч. К середине мая будет свыше 150 тыс. Да, по сравнению с тем, что было ещё совсем недавно, это много. Но по сравнению с тем, что нужно сейчас, всё ещё мало, недостаточно. Готовые комплекты защитных костюмов для врачей, медсестёр, медицинского персонала, для тех, кто работает в самой опасной, так называемой «красной зоне», распределяются буквально с колёс», — рассказал Президент.

И здесь Путину действительно есть чем гордиться. То, что после десятилетия «оптимизации», многолетних сокращений коек и медперсонала, страна смогла резко развернутся, подтянуть советские мощности и создать новые, построить больницы – это действительно впечатляет. Притом впечатляет не столько россиян, сколько наших друзей и читателей из Франции и США. Видимо у нас по иному не могут – сначала создаем себе трудности, а потом их героически преодолеваем.

К сожалению, кроме мобилизации медицины, больше особо похвастаться нечем. Глава государства подтвердил информацию о продлении режима самоизоляции до 12 мая и объявил о необходимости создания как долговременного так и кратковременного плана по выходу из данного режима до 5 мая, дабы регионы смогли начать выходить на работу начиная с 12 числа. «В этой связи поручаю Правительству, Роспотребнадзору в контакте с рабочей группой Госсовета в течение недели, то есть к 5 мая, подготовить рекомендации, а именно критерии, параметры последовательных шагов поэтапного выхода, начиная с 12 мая, из режимов ограничений. Разумеется, в зависимости от текущей эпидемиологической ситуации и её устойчивого прогноза. Обращаю внимание, такие рекомендации субъекты Федерации должны получить заранее. Поэтому и обозначил срок – 5 мая. Чтобы у регионов затем была ещё неделя на подготовку своих действий после 11-го числа. При этом у них, как и прежде, должно сохраняться пространство для манёвра, для гибких самостоятельных решений, для того, чтобы принимать их адекватно обстановке на местах, сверяясь с мнением специалистов… Имею в виду возможности для поэтапного снятия режима самоизоляции, для возобновления работы промышленных предприятий, компаний сферы услуг и торговли, строительства, сельского хозяйства, иных организаций и учреждений. Повторю: надо настроиться на то, что впереди сложный процесс, и он не такой быстрый, как нам бы этого хотелось. Но нельзя забегать вперёд, рискуя откатиться назад», — заявил Президент.

Также Путин полностью сохранил право губернаторов на самодеятельность. Но при этом озадачил правительство созданием национального плана по спасению экономики во время мирового кризиса. «Эпидемия сильно ударила по экономике, по бизнесу. С острейшими проблемами столкнулись многие индивидуальные предприниматели, самозанятые граждане, небольшие компании, в том числе семейные предприятия, в развитие которых люди годами вкладывали свои силы, труд, сбережения, надежды. Мы обязаны их поддержать. Дать им уверенность в будущем. Поэтому поручаю Правительству уже в ближайшее время разработать новый, очередной пакет неотложных мер поддержки экономики и граждан.

Прошу Правительство совместно с регионами и бизнесом начать подготовку на перспективу масштабного общенационального плана действий по нормализации деловой жизни, по восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики. Надо приступить к такой работе не откладывая. Уже сейчас готовить необходимые решения и консолидировать под них нужные ресурсы, чтобы мы могли развернуть такую программу на полную мощность, согласованно, синхронно с поэтапным выходом из эпидемиологической обстановки и связанных с нею ограничений. Обращаю внимание, стратегическая задача такого общенационального плана действий – не только стабилизировать ситуацию, но и обеспечить долгосрочные, структурные изменения в российской экономике с учётом той новой реальности, которая сейчас складывается в мире», — отметил Президент.

Пожалуй, это и было главное заявление Путина сегодня, о котором говорили в Кремле. Хвалить этот план или ругать не будем по причине того, что решительно непонятно, что там будет прописано – реальный пошаговый сценарий развития реального сектора экономики, села, малого бизнеса или очередные преференции Кока-коле, цифровым игрушкам Грефа и крабовому заводику Собчак. Тем более, что это дело не двух дней – правительству в начале мая придется еще отчитаться о выполнении мартовских указов Путина, а не про будущее думать. А там споры и дележ идет до сих пор, как в банковской сфере, так и в промышленной.

Но самое главное тут то, что даже если за основу данного плана будет взят большой доклад Глазьева, это совершенно никак не гарантирует их исполнения. Вопрос ведь даже не только в том, что запланируют и решат делать, а в том кто будет следить за исполнением, кто и как ответит за срывы, приписки, саботаж, переписывание под интересы «друзей» из бизнес-элиты. Как показал данный кризис, пока этот вопрос не будет решен, ждать реальных сдвигов сложно.

Также Путин обратился ко всем гражданам России. «Для нас всех самое главное – это жизнь, здоровье, безопасность наших родных, близких, друзей. При этом многие не видят угрозы, просто не чувствуют ее. Ведь даже в Москве, где больше всего заболевших – 48 тыс. человек – это всего лишь 0,4% жителей столицы. Но, во-первых, это жизнь и здоровье людей, которых не мало, а во-вторых, сохраняется опасность дальнейшего, причем широкого распространения. Она еще очень велика. Среди наших родных и знакомых все больше заболевших».

Путин выразил соболезнование всем, кто потерял своих близких от этого заболевания.

«Понимаю как это нелегко, пережить горечь потерь, вынести груз усталости, тревог, неопределенности. Это, конечно изматывает, психологически истощает людей. Накапливаются материальные, финансовые, бытовые проблемы. И каждому из нас хочется сказать – все закончилось, все позади».

Говоря о продлении ограничений до 12 мая, Путин пообещал организовать 9 мая в Москве большой авиационный парад, состоящий из самых новых самолетов и вертолетов, и праздничный салют в каждом городе. Он поддержал идею провести праздники на даче, но попросил не ходить в гости. В сам День Победы Президент призвал помянуть солдат Великой Отечественной и поздравить ветеранов. «Даже если не сможем их обнять, найдем возможность сказать им самые теплые слова. Вместе с детьми, внуками посмотрим старые семейные фотоальбомы, расскажем им то, что когда-то слышали о войне, о ее событиях от наших родителей, от бабушек и дедушек, споем «День Победы», «Катюшу», «Землянку» — песни, которые любим и знаем наизусть», — добавил Путин.

Также Путин пообещал что все праздничные мероприятия, которые были запланированы к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, обязательно состоятся-но позже. «Все, что планировали в честь 75-летия Великой Победы, обязательно состоится: проведем и главный парад на Красной площади, и марш «Бессмертного полка». Мы достойно отметим юбилейную дату Победы, когда будем уверены, что ситуация полностью безопасна и прежде всего — вдвойне — для наших ветеранов», — заявил Путин.

«Пожалуй, впервые после войны весь мир проходит через столь трудные испытания. Конечно, с военными их сравнить нельзя. И слава Богу! Но надо четко понимать, мы сегодня находимся в ситуации борьбы с врагом, и его опасность для жизни, здоровья, благополучия людей преуменьшать тоже нельзя. Мы видим, какие тяжелые последствия во всем мире несёт распространение коронавируса. Делаем все возможное, чтобы его остановить», — отметил глава государства -и косвенно взял на себя ответственность за все собянинские перегибы на местах. «Да, любые запреты, пусть даже оправданные, но нарушающие устоявшееся течение жизни, конечно, раздражают, даже злят. Но трудно согласиться, когда такое раздражение выливается в пренебрежение к окружающим, в самолюбование, в громкие слова об ущемлении личной свободы, конституционных прав. И в этой связи хочу ещё раз сказать о том, что лежит в основе принятых мною решений. Безусловная ценность современной цивилизации – это, конечно, свобода. Свобода каждого гражданина. Но и жизнь каждого человека неповторима, является абсолютной ценностью, данной нам свыше. И мы обязаны её защитить, для того чтобы человек радовался, любил, воспитывал детей, просто жил. Напомню также известную формулу: свобода каждого ограничена свободой других. В борьбе с инфекцией она – эта формула – более чем уместна. Если же кто-то предпочитает иное поведение, то есть свою личную, ничем не ограниченную свободу поднимает выше интересов и свободы других людей, то сегодня он ставит под угрозу их жизнь. И в этом случае свобода превращается в безответственность, эгоизм и в определённом смысле в насилие над окружающими, может привести к немалым бедам», — сказал Путин.

«И еще об одном нравственном моральном выборе, который стоит перед нами сейчас: в мире в целом, а порой и у нас в России звучит мысль, что в первую очередь нужно думать об экономике, о материальном благополучии, и это, конечно, очень, очень важно. Но что в этой связи предлагается: предлагается, по сути, идти вперед, перешагивая через все и через всех, ни на кого и ни на что не оглядываясь, по сути, не брать в расчет риски, связанные с эпидемией. И просто как можно быстрее отменить все ограничения, а если кто-то может заболеть, то пусть заболеет, останется инвалидом или даже умрет — значит, такова его судьба. Словом, предлагается закон естественного отбора, где каждый за себя», — сказал Путин.

Он добавил, что в Спарте бросали слабых и больных в пропасть, но в итоге она утратила государственность, подчеркнув, что эта история поучительна в контексте борьбы с распространением болезни. «Говорят, что в древней Спарте больных, увечных детей сбрасывали со скалы Тайгет. Правда, сегодня историки, археологи полагают, что это только легенда, миф. Но мы знаем, что общество Спарты действительно было построено на жёстких порядках. Однако и это не помогло. И, в конечном счёте, она утратила свою государственность. Как говорится, история поучительна», — сказал Путин

РИА Катюша