В любых условиях, включая пандемию коронавируса, православные христиане должны сохранять верность Церкви Христовой и её священноначалию. Но при этом не забывать и о своих правах, которые нарушают светские власти, ссылаясь на COVID-19.

Церковная «передовая»

Русская Православная Церковь с самого начала борьбы с распространением коронавирусной инфекции – в строю, на переднем фланге. Так, телеканал Царьград в своих программах, сюжетах и материалах нашего сайта неоднократно рассказывал, как ещё в середине марта, когда ни о каком «режиме самоизоляции» не было и речи, в православных храмах уже были предприняты поистине беспрецедентные санитарно-эпидемиологические профилактические меры. Куда более серьёзные, чем в до сих пор открытых гипермаркетах и в действующем общественном транспорте.

Однако именно православные храмы некоторыми чиновниками и целым рядом общественных деятелей и интернет-активистов были объявлены чуть ли не главной угрозой распространения коронавирусной инфекции и в итоге в большинстве российских регионов закрыты решением светских властей. Накануне главного церковного праздника – Пасхи Господней, Светлого Христова Воскресения. Закрыты в нарушение как конституционных норм (старый либеральный тезис об отделении Церкви от государства «вдруг» позабылся), так и уголовного законодательства, запрещающего препятствовать совершению богослужений.

Но и этого врагам Церкви оказалось мало. Несмотря на то, что священноначалие Московского Патриархата не стало перечить антиконституционным распоряжениям региональных властей, органам Роспотребнадзора и государственных санитарных врачей, нападки на верующих продолжаются. Вплоть до того, что гибель от коронавируса нескольких православных пастырей и одного архипастыря, епископа Вениамина (Королёва), сегодня пытаются использовать в качестве предлога для тотального закрытия всех храмов, в том числе и для самих священнослужителей.

Конечно, никто не может с уверенностью сказать, где заразились православные клирики, погибшие от коронавируса. Как нет ответов на вопрос, почему православные храмы, источники жизни для миллионов верующих, закрыты при открытых «источниках смерти», абортариях, в которых ежегодно в одной России погибают сотни тысяч младенцев. Для человека, далёкого от Церкви, этот вопрос «риторический», но для воцерковлённого христианина – более чем конкретный: именно он наглядно отражает подлинное отношение современного постхристианского, а во многом откровенно антихристианского мира к жизни и смерти.

Фильм «Храмоборцы» – собственное расследование Царьграда

Сегодня православные священнослужители, подобно врачам, находятся в буквальном смысле на передовой. Вот только их тяжелейший труд, практически ежедневное совершение богослужений в закрытых храмах, а также регулярное совершение треб на дому у больных и немощных людей, ещё и постоянно подвергается глумлению, в буквальном смысле оплёвывается. Пандемия коронавируса пробудила во многих людях их потаённые мысли и чувства. И если многие обратились к вере и молитве, то немало и тех, кто активно «ищет виновных», «находя» их… в Церкви.

Права верующих и «ревность не по разуму»

Сегодняшнее «коронавирусное» давление на Церковь и верующих, в особенности выразившееся в закрытии храмов в канун Светлого Христова Воскресения, Пасхи Господней, во многих местах вызывает вполне ожидаемое противодействие. И здесь несложно вспомнить трагические события Гражданской войны столетней давности. На первых порах антицерковные действия большевиков (так же, как и сегодня прикрываемые риторикой о пресловутом «народном благе») неоднократно встречали отпор верующих. Одним из самых ярких и трагических примеров была попытка закрытия Александро-Невской Лавры в революционном Петрограде в январе 1918-го. Вот как описывает произошедшее известный петербургский историк Церкви профессор Михаил Шкаровский:

В монастырь прибыла делегация, сопровождаемая вооружённым отрядом, которая предъявила документ с подписью народного комиссара Александры Коллонтай, предписывавший сдать все имеющиеся дела по управлению домами, имуществом и капиталами Лавры уполномоченному лицу. Составив опись, делегация удалилась, но уже 19 января в Лавру явился вооружённый отряд во главе с комиссаром Иловайским, который арестовал нескольких духовных лиц. Кто-то ударил в набат, собрался народ, красногвардейцы были разоружены; но был смертельно ранен петроградский священник Петр Скипетров, что вызвало крайнее негодование собравшегося народа.

Дальнейшие события были ещё более страшными и кровавыми. Благо, сегодняшние антицерковные эксцессы с ними сравнить нельзя. Однако готовилось советское богоборчество очень долго, и в этом немало преуспели не только революционеры, но и либералы, в том числе и находящиеся на высоких государственных постах предреволюционной Российской Империи. Сегодняшняя ситуация во многом напоминает те годы. В особенности бурление 1905-1907 годов. И как и тогда, порой возникают такие «ревнители», чья деятельность только вредит отстаиванию прав верующих, в том числе на участие в храмовых богослужениях.

Так, буквально на днях стало известно, что заштатный клирик Екатеринбургской епархии схиигумен Сергий (Романов) выступил со скандальной «проповедью», где сделал целый ряд радикальных заявлений, в том числе «проклял» тех, кто сегодня закрывает храмы, словами: «Кто посягает на закрытие храмов – да будет проклят он и весь его род!»

Заявления схиигумена-скандалиста, в том числе его лжепророчества и слова о том, что коронавируса не существует вовсе, уже давно используются в целях дискредитации Русской Православной Церкви. Однако в Екатеринбургской епархии долгое время терпели высказывания отца Сергия, в недавнем прошлом известного как «духовника Натальи Поклонской», фактически создавшего вокруг себя псевдоправославную секту своих почитателей. И только после его последних «проклятий» запретили ему проповеди и публичные выступления:

Поскольку неоднократные вразумления священноначалия Екатеринбургской епархии относительно качества и содержания проповедей схиигуменом Сергием (Романовым) были проигнорированы, сегодня принято решение о лишении его права проповедовать и высказываться в публичном пространстве, что более соответствует покаянному, молитвенному и уединённому образу жизни схимонаха.

Действительно, схимонахи никогда в истории Церкви не выступали в роли «пламенных трибунов», их служение практически всегда сводилась к углублённой, нередко затворнической молитве. Что же касается схиигумена Сергия (Романова), он является типичным порождением церковной эпохи 1990-х, покаявшимся разбойником, пришедшим к вере (бывший милиционер, он ещё в 1980-х годах получил две судимости по ряду серьёзных статей, включая убийство).

Стал бы после покаяния отец Сергий простым иноком или схимником, замаливающим грехи молодости, годы спустя его можно было бы приводить в пример как благоразумного разбойника или бандита Опту, покаявшегося основателя знаменитой Оптиной пустыни. Но в силу кризиса церковных кадров он был рукоположен в священный сан в нарушение церковных канонов (совершённое им убийство как каноническое препятствие к рукоположению не смывается ни покаянием, ни монашеским постригом). И, к сожалению, очень быстро превознёсся в своей гордыне, восприняв себя прозорливым старцем.

Имея явный талант проповедника, отец Сергий в последние годы использовал его как во благо, в обличение либералов и обновленцев, так и во зло, когда очевидно дискредитировал Русскую Церковь и православно-монархическое движение своими скандальными заявлениями, сомнительными «пророчествами» и откровенно шутовскими выходками, которые никак нельзя назвать «юродством Христа ради». И при этом не ставил ни во что своего правящего архиерея, по сути, как уже было сказано, создав собственную секту.

К слову, тем, кто знаком с историей России начала XX века, схииигумен Сергий (Романов) может напомнить дореволюционного иеромонаха Илиодора (Труханова), сначала радикального черносотенца, патриота и монархиста со скандальным душком, также не ставившего ни во что священноначалие Русской Церкви и создавшего собственную псевдоправославную секту своих экзальтированных поклонников. А в итоге, после революции, переметнувшегося в лагерь безбожников-большевиков.

Революционная «проповедь» бывшего иеромонаха Илиодора (Труфанова). Фото: pravoslavie.ru

И в том числе именно поэтому, говоря словами Священного Писания, «ревность не по разуму» нередко бывает не менее опасна, чем откровенно антицерковные действия. И грань между подобной «защитой» Церкви и борьбой против Церкви порой очень тонка. Но это отнюдь не значит, что верующим не стоит бороться за свои права, сегодня регулярно нарушаемые светскими чиновниками. Вот только делать нужно это в строгом соответствии с действующим законодательством, благо оно на нашей стороне.

Ну а в том, что православные храмы уже очень скоро откроются для верующих, сомневаться не приходится. Даже при самом худшем варианте развития событий, это должно случиться к Вознесению Господню или ко Дню Святой Троицы – Пятидесятнице. И помолившись соборно в наших храмах, нам стоит соборно же и решить, как и какой счёт предъявить тем чиновникам, которые, прикрываясь коронавирусом, устроили в 2020 году самые настоящие антицерковные гонения. Разумеется, это будет не ветхозаветной местью, но публичной демонстрацией того, что православные христиане – не безликая масса, но воинство Церкви Христовой.

Христос Воскресе!