Прилет «черного лебедя» в экономике, развал на глазах либерального глобализма и первая официальная пандемия нового столетия, все это и многое другое останется в памяти как коронакризис. Именно кризис всей западной системы, а не просто пневмония и ее последствия. Тот самый, о котором говорили долгие годы и который подтолкнул короновирус.

Сначала о сводках с фронта борьбы с пандемией, которую ВОЗ официально объявил 11 марта. На 16 марта, согласно данным Всемирной организации здравоохранения, вирусом COVID-19 было заражено 163 тыс. 611 человек. Из них выздоровело 76 тыс. 59 человек, в том числе 67 тыс. выздоровевших приходится на Китай. Скончалось 6 тыс. 472 человек, из них в Китае — только половина. А еще сегодня количество заболевших в мире впервые превысило число больных за все время в Китае.

коронавирус биологическое оружие

На фоне увеличения количества больных, в первую очередь в ЕС, были отменены заседания Европарламента и ПАСЕ, ограничена работа ООН, отменены крупнейшие учения НАТО «Холодный ответ», которые должны были пройти с 12 по 18 марта в Норвегии. В этих учениях этих должны были быть задействованы более 15 тыс. военнослужащих из 10 стран. Отменены тысячи концертов, форумов, съездов. Отменяются и главные спортивные мероприятия. Переносят Евро-2020, в который уже вложили миллиарды долларов и, вероятно, Олимпиаду в Токио.

13 марта президент США Дональд Трамп ввел в стране режим чрезвычайной ситуации и запретил въезд сначала гражданам стран ЕС, а затем и Британии с Ирландией. На этот запрет моментально отреагировали рынки, которые тут же рухнули местами до уровня конца 80-х годов прошлого века. В России режима ЧС пока не вводили, но, учитывая, что практически все больные прибыли из Европы, тоже закрыли границы, практически полностью закрыв с сегодняшнего дня авиа- и ЖД сообщение. Вслед за Трампом свои границы закрыли и почти все младоевропейские страны. Также закрыты границы Южной Кореи, Ирана и еще десятка стран. Вот так ныне выглядит глобальный мир. Зеленым выделены страны, которые уже закрыли границы. Красным — которые отказались от ограничений на выезд и въезд граждан.

коронавирус биологическое оружие

В самом Евросоюзе в очередной раз заявили, что коронавирус — эпидемия глобальная, и надо болеть, то есть бороться с ней вместе. Как — они не знают и отвечать Трампу не будут, но зато будут думать. Впрочем, повод надувать губы у еврочиновников есть. По сути, ВОЗ признала, что сейчас эпицентр болезни расположен уже не в Китае (где его изначально выпустили, судя по всему, из американской лаборатории), а в Европе, притом на первом графике лучше всяких заявлений Трампа наглядно видно, насколько руководство ЕС оказалось неспособно обеспечить хоть какую-то реальную борьбу с пандемией. Впрочем, об этом, как и о том, почему на столь восхваляемом нашими либералами Западе не могут найти сейчас доноров, не хватает аппаратов искусственной вентиляции легких, а то и совсем жуткие вещи происходят, вроде отказа хоронить людей, когда родственники по несколько дней живут рядом с трупами, чуть позже. Пока же отметим, что смертность в Италии от COVID-19 самая высокая на планете — 7,31%, тогда как средняя в мире составляет 3,96%. Для понимания, в Иране, где из-за санкций не хватает банальных антибиотиков, смертность на уровне 5,18%.

Зараза косит как простых европейцев, так и представителей «элиты». Жены премьер-министров Испании и Канады заразились коронавирусом, тетя известного бойца Конора Макгрегора скончалась, заражены губернаторы и сенаторы, дипломаты и чиновники в десятке стран от Ирана и Украины до Бразилии. Однако страшней самой пандемии стала паника, которая от «Да ничего страшного» перешла в разряд «Караул, мы все умрем». Притом первыми панику начали поднимать чиновники. «Средства гигиены, туалетная бумага, макароны, консервы, рис, бутылки с водой. Европейцы устремились в супермаркеты, чтобы запастись товарами первой необходимости и лишний раз не выходить из дома во время действующих ограничительных мер. В Австрии владельцы крупных розничных сетей утверждают, что поставки будут гарантированы. Однако многие жители альпийской республики считают, что лучше подготовиться к любому развитию событий. Аналогичная ситуация складывается и в Германии. Здесь министр продовольствия и сельского хозяйства Юлия Клёкнер призвала сограждан отказаться от закупок впрок и чувствовать меру. С таким же по смыслу посланием обратился к соотечественникам министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр. Он заверил население республики, что эпидемия не приведет к нехватке продовольствия в стране. Убедить всех не удалось. Доводы властей не успокаивают европейцев по обе стороны Ла-Манша. «Два рулона туалетной бумаги в одни руки», — гласит надпись на полке в одном из британских супермаркетов, где столь простой и нужный товар, оказался в дефиците», — сообщается в репортаже Евроньюс, который вчера крутили весь день. Помимо этого там рассказывали о нехватке донорской крови в Италии и ЕС в целом — люди боятся сдавать кровь. Не хватает или вообще нет аппаратов искусственной вентиляции легких, не хватает антибиотиков: как сообщало то же Евроньюс, там всего два завода по производству компонентов антибиотиков — во Франции и Венгрии.

Но самое жуткое, что продемонстрировала нынешние европейские власти, — там не смогли организовать даже похороны умерших от новой инфекции. Информация об этом стала известна после смерти сестры итальянского актера и тренера по боевым искусствам Луки Францезе, который больше полутора суток просидел взаперти с разлагающимся телом Терезы Францезе, не найдя ни одного похоронного бюро, которое согласилось бы похоронить ее. «Здесь, на кровати, лежит моя сестра. Она мертва. Я не знаю, что делать. Я не могу отдать ей последние почести, как она того заслуживает, потому что похоронные службы бросили меня. Я связался со всеми, но никто не смог дать мне ответ», — сообщил Францезе в Фейсбуке, умоляя о помощи.

После обращения к актеру все-таки явились из больницы, где в костюмах биозащиты забрали тело. Как сообщило американское издание Washington Post, эта история далеко не единственная, просто Лука, как человек известный, смог поднять шумиху гораздо быстрее, нежели простые итальянцы. В среду, 11 марта, информационное агентство ANSA сообщило, что прокуратура провинции Савона возбудила дело по факту одного инцидента, когда похоронные бюро отказались перевозить тело пожилой женщины, скончавшейся 29 февраля от коронавируса. То есть тело пролежало в доме 12 дней. На прошлой неделе произошел еще один неприятный случай, когда женщину подвергли карантину рядом с телом ее умершего мужа. Мэр северной итальянской коммуны Боргетто-Санто-Спирито Джанкарло Канепа рассказал Си-Эн-Эн, что мужчина скончался в понедельник в два часа ночи, но до утра среды никому не разрешали забрать его тело.

При этом конца пандемии пока не видно. Даже если открытие голландских ученых — это не вброс ради успокоения населения и исследователи из Утрехтского университета в Нидерландах нашли антитело к коронавирусу COVID-19, которое блокирует инфекцию, отмечается, что антитело еще предстоит испытать на людях, что может занять несколько месяцев. Исследование также должно быть одобрено другими учеными-биологами, и только тогда, месяцев через четыре-пять, лекарство попадет к людям. Это, опять же, если новость – не очередной вброс дабы сбить панику.

Пока же канцлер Меркель предупреждает, что 70% населения Германии — а это 58 млн человек — тоже может подхватить коронавирус. Если она права, и вычисленный доктором Фауси уровень смертности окажется правильным и для Германии, это может означать плохие новости для ФРГ. А именно — более полумиллиона мертвых немецких граждан. Доктор Бриан Монахан, главный врач Конгресса США, сказал на закрытом совещании членов сената на этой неделе, что от 70 до 150 млн американцев — треть всего населения страны — потенциально могут заразиться коронавирусом. Доктор Энтони Фауси при этом представил свою оценку, по которой уровень смертности для COVID-19 в будущем может составить около 1%, или от 750 тыс. до 1,1 млн. Эпидемиолог из Гарвардского университета Марк Липсич, похоже, поддерживает точку зрения Меркель. Он говорит, что от 40 до 70% населения мира могут быть инфицированы. И если смертность в 1% по оценке господина Фауси, а также расчеты г-на Липсича окажутся верными, получается, что от 3 до 5 млрд населения Земли будут заражены короновирусом. И тогда умрут от 30 до 50 млн. А теперь представим, что 1% — это вообще самый оптимистический вариант в американских исследованиях.

Причем нынешнюю пандемию они уже открыто сравнивают с событиями 100-летней давности, когда в Европе свирепствовал грипп «испанка». «Испанка» или испанский грипп был, вероятней всего, самой массовой пандемией гриппа за всю историю человечества как по числу заразившихся, так и по числу умерших. В 1918-1919 годах (18 месяцев) во всём мире испанкой было заражено около 550 миллионов человек, или 29,5 % населения планеты. Умерло приблизительно 50-100 млн человек, что позволяет считать эту эпидемию одной из наиболее масштабных катастроф в истории человечества. Летальность среди заражённых составляла 10-20 %. В некоторых странах на целый год были закрыты публичные места, суды, школы, церкви, театры, кино. Иногда продавцы запрещали покупателям заходить в магазины. Заказы исполняли на улице. В некоторых странах был введён военный режим. В одном из городов США были запрещены рукопожатия.

Но последствиями «испанки» стали не только человеческие жертвы, которыми в то время мало кого удивишь — только окончилась Первая мировая, в России бушевала гражданская война и кровь лилась реками. Главным последствием той пандемии, по мнению ученых Гарварда, которые делали исследования рынка после той «испанки», стала невиданная экономическая рецессия 1919-1921 года, четвертая по масштабу за последние 150 лет. По их оценкам, в среднем эпидемия стоила миру 6,6% ВВП. В 2013 году Всемирный банк сделал предположительную оценку ущерба от пандемии уровня «испанки». По их оценке, сейчас эпидемия аналогичного масштаба стоила бы мировой экономике 4,8% ВВП, а ущерб составил бы больше $3 трлн.

И они не учитывали просто катастрофическое разгильдяйство в Европе, отмечая в исследованиях, что Запад гораздо лучше подготовлен к падемии, ибо имеет высокий уровень жизни и тратит гораздо больше остальных стран на медицину. Вот только оказалось, что ЕС способен только много говорить, да бороться за права педерастов. А вот когда надо принимать меры — причем меры крайне непопулярные, как это делали в Китае, — там не могут. Да, как оказалось, «жуткий тоталитаризм» мобилизовал миллионы человек, которые сдавали кровь, вкалывали сутки без сна волонтерами и боролись с инфекцией как на войне. В том числе и войне информационной — быстро купировав панику и фейки, введя уголовное наказание. И да, там глубоко плевали на «право человека на личную жизнь», заставив всех мерять температуры и сообщать, если болен сосед. Как уже сообщала «Катюша», то, что было сделано в Китае для борьбы с коронавирусом, больше всего напоминает советский опыт по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. В ЕС же до сих пор не могут понять, как так упросить своих граждан сдать кровь…

И вот тут перед Россией встает главный выбор — чъей дорогой мы пойдем: ЕС — и будем смотреть как все летит в тартарары; Китая — вспомнив, что они учились во многом у нас; или США, где сейчас стараются во многом совместить опыт Китая и других стран.

В любом случае, влияние коронавируса на политику, экономику и общество будет огромным. По сути, это первый реальный экзамен для мировой системы после распада СССР. И что бы там ни произошло, одно сказать сейчас можно точно: после пандемии наш мир изменится и — теперь уже точно — изменится очень сильно. Ибо тот розовый и сладкий глобальный либерализм умер, притом еще до пандемии. Просто сегодня это стало видно как никогда. Радует только, что это не конец света, и на месте одного всегда приходит иное. Не факт, что оно будет хуже, главное пережить, пока потрясет этот коронакризис.

РИА Катюша