На Западе ресурсы на Украину, Вы говорили, закончатся к концу года. Учитывая то, что, во-первых, США заняты и другими конфликтами и, поэтому, хотят переложить ответственность на европейские страны, и что, во-вторых, оказалось сложно для западных стран использовать российские резервы, как Вы считаете, как данное стечение обстоятельств скажется на конфликте?

Царёв. Я думаю, что осенью Запад начнет сильнее давить на Зеленского, чтобы выходить на заморозку конфликта. Заморозку или мирные соглашения. При этом схема, которая будет предложена, скорее всего, та, которая была слита через Независимую газету. Тогда референдум по принадлежности территории будет отложен на время, будет подписано какое-то соглашение о том, что военные действия прекращаются, и лет через 10-20 будут проведены референдумы на тех территориях, которые сейчас фактически контролируются Россией, под эгидой международного сообщества, и, нет сомнений, люди проголосуют за вхождение в Россию, и тогда и де-юре поменяется территориальное устройство Украины. На самом деле, это попытка отложить решение проблемы на потом.

В принципе, не уж так много осталось, зачем тогда откладывать? В чем заключается стратегия западных стран? 

Царёв. Потому что Украина не хочет прекращать конфликт. Зеленский связал себя с войной. Он президент до тех пор, пока идут военные действия. Как только военные действия прекращаются, ему надо проводить выборы, в которых он проиграет. Он проиграет однозначно по той причине, что когда закончится конфликт, его начнут спрашивать, а зачем тогда надо было воевать. Потеряли людей, потеряли территорию, разрушили экономику, набрали кредитов. Ради чего? Когда можно было не выходить из Минских соглашений, когда можно было Стамбульские соглашения в самом начале конфликта подписать, и конфликта бы не было, и территорий под контролем Украины было бы больше. Однозначно будут ему задавать эти вопросы. И на них нет ответа. Он принял неправильное решение, и в связи с этим наступит политическая и, возможно, какая-нибудь другая ответственность. И по этой причине Зеленский максимально затягивает вопрос прекращения войны.

Многие на Западе, но на самом деле не только там, в последнее время стали придерживаться мнения, что построение защитных линий украинской стороной может стать одним из фактических условий для начала переговоров. Речь идёт о так называемом корейском сценарии. Как Вы относитесь к этой идее?

Царёв. Фактически, да, всё идёт к корейскому сценарию. А де-юре пытаются подписать какое-то соглашение. Почему? Потому что для России совсем не выгодно, если не будет никакого соглашения. Россия потребует отмены санкций. Иначе нет смысла прекращать конфликт. Просто без какой-либо бумаги это невозможно сделать. Но мы знаем, что в корейском варианте бумага была, но Южная Корея ее не подписала. В принципе, конечно, и такой вариант возможен, но все-таки будут пытаться сделать, чтобы Украина какую-то бумагу подписала. Другое дело, что цена этой бумаги будет не так высока.

Сейчас Украина, говоря о том, что фактически переговоры с Россией не целесообразны, и что их не будет до тех пор, пока российские солдаты не покинут всю украинскую территорию, на самом деле уже подписывает соглашение о безопасности с рядом западных стран, где звучит такая фраза о том, что гарантии даются на случай «повторного» вторжения России в Украину. И это уже сейчас, пока идет война, и, хотя Зеленский настаивает на том, что основное требование для переговоров — это возвращение к фактическим границам 1991 года, существует фактический запрет на переговоры с Россией. Несмотря на данный запрет, уже сейчас Запад и Украина договариваются о новых военных действиях, которые наступят после перемирия. Подразумевается, что будет перемирие, и потом будут новые военные действия, которые поддержат западные страны.

Не говоря о том, что: 1) бумага, которую подпишет Зеленский, после того, как у него истек пятилетний конституционный срок, никакого значения иметь не будет; 2) согласно украинской Конституции, любые 45 депутатов или бывший президент могут отправить это соглашение в Конституционный суд и, даже не рассматривая аргумента о нелегитимности Зеленского, это соглашение очевидно будет противоречить Конституции Украины, в которой естьцелый ряд статей о том, что уменьшение территории невозможно ни при каких условиях. Другая статья говорит о том, что это возможно в случае проведения референдума, а потом внесения результата в Конституцию. Так что получается долгая и сложная процедура. По этой причине данные соглашения, которые уже ограничивают суверенитет Украины над частью де-юре украинских территорий, всегда можно будет отменить.

Вами было высказано очень интересное замечание о том, что, на самом деле, не обсуждают, а уже пишут, что после перемирия начнутся новые военные действия— мало, кто на это обращает внимание. Что касается окружения Зеленского, мы видим, как довольно часто кто-то увольняется, и появляются новые лица. Каким образом меняется окружение Зеленского?

Царёв. Зеленский стал президентом случайно. Он должен был быть “спойлером”. Президентом должна была быть Юлия Владимировна Тимошенко. Была ставка на нее. И у Юлии Тимошенко была подобрана команда, было заранее все оговорено с олигархами, которые ее поддерживают, кому какие направления отдаются, кто что будет курировать. И вдруг “спойлер” занял первую позицию. Задача Зеленского была критиковать Порошенко и, высмеивая, снижать его рейтинг.

Он стал президентом. Соратники, помогавшие ему, и финансировавшие его избирательную кампанию, составляли где-то 5-6 команд. Они везде расставили своих людей: слуг народа, депутатов, чиновников. Вот, например, А. М. Данилова поставил единственный “оранжевый” бизнесмен из Донбасса, В. А. Гайдук. Он в своё время возглавлял СНБО и поэтому поставил своего человека на этот же орган. Но со временем А. Б. Ермак вытолкнул их всех: Гайдука и С. Н. Шефира не допускают к Зеленскому; И. В. Коломойский находится в тюрьме; А. Б. Богдана убрали. Еще были люди, которые связаны с таможней, со строительством в Киеве. Их всех «оттерли от тела» Зеленского: власть и контакты с ним монополизировал Ермак. Поэтому основная причина всех увольнений — это чистка от представителей других команд согласно властной вертикали Ермака, расставляющего свои кадры. Кроме этого, они готовятся к 21 мая, когда появятся проблемы с легитимностью Зеленского. На всякий случай меняют силовиков, переставляют местами, потому что после 21 числа де-юре, согласно Конституции, Зеленский уже не может назначать силовиков.

Давайте теперь поговорим о России. Вы недавно предложили легализацию правой партии в России, как мне кажется, по схеме Новых Людей. Не кажется ли Вам, что в дальнейшем многие почувствуют, что это какая-то фиктивная партия и поэтому далее не будут соглашаться ни на какую институционализацию? Речь идет о людях, разделяющих радикальные взгляды.

Царёв. Мое предложение состоит в том, что надо легализовать просто то, что есть. Я на Украине, будучи депутатом, очень долго боролся с незаконным игорным бизнесом. И потом, изучая мировой опыт, понял, что лучший способ борьбы – это легализовать хоть часть. В данном случае сами собственники легального игорного бизнеса, структурированного и под контролем государства, стали бороться с нелегальными в этой сфере явлениями. Гораздо эффективнее, чем милиция и все остальные органы вместе взятые. Такая же ситуация с правой партией. У нас сегодня вносят антимигрантские поправки и коммунисты, и социалисты, и правые-центристы, и левые-центристы. Правой партии как таковой нет. Как только политическое поле структурируется, возникнут как сторонники мигрантов, так и противники мигрантов. И в здоровой конкуренции будет рождаться истина. Больше того, легализация позволит бороться с радикальными проявлениями. Смысл был в этом.

Вы предложили такую меру только для того, чтобы эффективно справиться с правыми чувствами в обществе? 

Царёв. Нет, есть и другая причина. Я достаточно часто выступаю в защиту граждан новый территорий, присоединившихся к России. Когда вводят любого рода антимигрантские ограничения, они в первую очередь бьют как раз по новым территориям, по русским, проживающим на новых территориях. И это неправильно. Именно с этой точки зрения я в этот вопрос включился. Дело в том, что больше всего россиян раздражает поток мигрантов из Средней Азии. Если говорить о них, получается следующая картина: у них есть диаспора, они большими семьями переезжают, и помогают друг другу. И когда вводятся очередные барьеры на получение гражданства, или какие-то процедуры по лишению гражданства, то в первую очередь страдают те, кто один на один с законом. Это, как правило, представители Юго-Востока Украины, а не представители Средней Азии. Именно поэтому я достаточно часто выступаю оппонентом данных антимигрантских мер.

Спасибо Вам большое, Олег Анатольевич.

Источник