КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

Запад попробовал попенять Ирану, что он строит собственный ядерный щит. Звучит как дурной анекдот, но это называется у них большой политикой. Вот только пришло время прекратить играть по плохим правилам, и ответ на очередную западную наглость дали Россия и Китай, и теперь уже не только они.

Россия, Китай, Белоруссия, Сирия, Никарагуа, Венесуэла и Зимбабве выступили единым фронтом в защиту Ирана. Последний также поставил подпись под общим документом за себя. Все вышеупомянутые страны осудили проект резолюции по иранской ядерной программе в МАГАТЭ, которую хотят продвинуть Великобритания, Франция и Германия.

Москва и союзники считают, что принятие документа от староевропейцев будет «ошибкой и просчётом, неизбежно ведущим к конфронтации».

ТЕКСТ СОВМЕСТНОГО ЗАЯВЛЕНИЯ ПРОТИВ РЕЗОЛЮЦИИ. СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ КАНАЛА «ДНЕВНИК ИРАНСКОГО ЖУРНАЛИСТА»

Что же хотели от Тегерана?

Лондон, Берлин и Париж внесли на рассмотрение совета управляющих МАГАТЭ проект резолюции, в рамках которого потребовали от иранской стороны расследования, как частицы урана могли появиться на двух незадекларированных иранских объектах.

Также документ жёстко критикует Иран за несогласие сотрудничать с Международным агентством по атомной энергии «в полной мере» и руководство страны, которое после странной гибели президента Раиси намекнуло, что может вернуться к разработке ядерного оружия в том случае, если почувствует серьёзную угрозу своему государству. 

Британия, Германия и Франция требуют, чтобы Тегеран допустил международных проверяющих на свои ядерные объекты, чтобы они выяснили, а не готовит ли страна атомную бомбу.

Действительно, 10 мая советник верховного лидера Ирана Али Хаменеи Камаль Харрази сказал следующее:

У нас не останется выбора, кроме как получить ядерное оружие, если возникнет экзистенциальная угроза Ирану. У нас не будет выбора, кроме как изменить нашу ядерную доктрину.

И непонятно, в чём не прав советник, переживающий за безопасность собственной страны. В конце концов ядерное оружие есть у Германии, Великобритании и Франции – и никто со стороны по их ядерным объектам не шастает. Есть оно и у Израиля, который в последнее время с упоением уничтожает иранских прокси на Ближнем Востоке. Вопрос: отчего его не может быть у древней и авторитетной региональной державы?

Ответа нет, но ответ есть. И он дан Россией, Китаем, Белоруссией, Сирией, Никарагуа, Венесуэлой и Зимбабве.

Коллективные заявления антииранского характера, которые время от времени звучат в Совете управляющих, никакого результата не имеют. Но всякий раз они осложняют де-факто работу Тегерана с секретариатом МАГАТЭ и саму работу секретариата. Иран обычно принимает ответные меры, жертвой становится взаимодействие по вопросам ядерной программы Ирана,

– прокомментировал ситуацию постоянный представитель России при международных организациях в Вене Михаил Ульянов.

 СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ ТГ-КАНАЛА RUSSIAN MISSION VIENNA

Также дипломат обратил внимание на то, что последний раз антииранская резолюция в МАГАТЭ принималась в ноябре 2022 года. Тогда 26 голосов были за, пятеро воздержались, Россия и КНР выступили против.

Сейчас за проект резолюции выступили всего 20 стран, 12 воздержались – это в основном государства Глобального Юга (Алжир, Армения, Бангладеш, Буркина-Фасо, Индия, Индонезия, Катар, Кения, Намибия, Саудовская Аравия, Турция и ЮАР). Россия и Китай принципиально выступили против, и их поддержали ещё 5 государств.

Все претензии и озабоченности, которые излагались западными странами, могут и давно могли бы быть устранены, если бы США, Великобритания, Германия и Франция не заблокировали венские переговоры по восстановлению СВПД (Совместный всеобъемлющий план действий) на финальной стадии. Они просто прекратили переговорный процесс, когда оставалось согласовать несколько строчек. Они отказались от такого соглашения, пытаясь обвинить во всём Иран. Свою часть пакетного соглашения они выполнять не собираются, а от Тегерана выполнения его части требуют. Так дипломатия не делается,

– отметил Ульянов.

Что такое СВПД?

В июле 2015 года Иран подписал с Великобританией, Германией, Францией, США, Россией и Китаем совместный план действий. В рамках которого ограничивал свою ядерную программу в ответ на снятие санкций. Однако в 2018 году большой фанат Израиля и ненавистник Ирана Дональд Трамп в одностороннем порядке вышел из этого договора и санкции вернул.

С воцарением Байдена появилась надежда, что в этом вопросе что-то поменяется, но воз и ныне там – Тегеран до сегодняшнего дня выполнял взятые на себя обязательства практически в одностороннем порядке, учитывая, что политику западного мира во многом определяет воля Вашингтона.

Если другие стороны не вернутся к своим обязательствам, Иран, согласно условиям плана, имеет право сократить свои обязательства, и сейчас страна находится на этапе их сокращения,

– заявил недавно глава Организации по атомной энергии Ирана Мохаммад Эслами.

Как говорится, терпели долго, но чаша уже переполнена.

Что характерно, антииранский выпад европейцев не поддержали США. Как сообщает газета The New York Times, ссылаясь на источники, Вашингтон не хочет обострять и без того горячую обстановку на Ближнем Востоке. Потому как президентские выборы на носу. И очередное напряжение в отношениях с Ираном потенциальные избиратели Байдена вряд ли оценят положительно.

США НЕ ХОЧЕТ ЛЕЗТЬ К ИРАНУ. CКРИНШОТ: САЙТ NYTIMES.COM

Царьград поинтересовался у директора Центра мониторинга евразийских проблем Аслана Рубаева, удастся ли европейцам выиграть эту антииранскую партию у России и её союзников.

– Есть ли всё-таки вариант, что США подключатся к резолюции?

А. Рубаев: – Палестинская авантюра для США сыграла злую шутку. Дикость, граничащая с геноцидом, который устроил режим Нетаньяху, ассоциируется ещё и с Байденом. И усугублять, ковыряться там раскалённой кочергой для демократов смерти подобно. Резолюция, конечно, потерпит полный крах.

– Но от Ирана вряд ли отстанут….

– МАГАТЭ абсолютно необъективно подходит к так называемой иранской ядерной программе. Иран вышел из этой ядерной сделки, чего вы от него хотите? Он её не возобновлял и, насколько я знаю, возобновлять не собирается. Потому что все процессы там контролируют Китай и Россия. Но почему они высасывают проблему из пальца? А, безусловно, потому, что Иран поддержал Россию в украинском кризисе. Также Ирану хотят отомстить за Сирию и за активную антиизраильскую политику.

– То, что Россия создала проиранскую коалицию, позитивный факт?

– Я скажу так: обретение Ираном ядерного оружия стало бы большим плюсом для всех, поскольку уравновесило бы силы на Ближнем Востоке. И стало бы серьёзным сдерживающим моментом для Израиля, у которого уже есть ядерное оружие. Поэтому отличным ответом Москвы и Пекина на американо-израильские провокации стала бы помощь Тегерану в разработке ядерного оружия.

Что с того?

За перипетиями дипломатической борьбы за, казалось бы, исключительно суверенное право Ирана защищать себя осталась одна серьёзная деталь. Точнее, существенная историческая веха: однополярный мир западного нового мирового порядка получил чувствительный пока ещё укол. А вот процесс строительства многополярного миразачинателем которого выступает Россия, ускорился.  И дальше будет больше. Похоже, что Россия и Китай помогут Ирану с атомной бомбой. Так всем будет спокойнее.

ВАДИМ ЕГОРОВ