Идея социальной сети JesusTok – наглядный пример того, что на Западе даже такая величайшая святыня, как Имя Божие, является лишь частью бренд-маркетинга.

Американский рэпер Канье Уэст, пытавшийся баллотироваться в президенты США и неоднократно заявлявший о своих психических расстройствах, собирается создать «христианскую» версию популярного приложения TikTok. В якобы явленном ему «видении» он получил «указание» назвать эту соцсеть JesusTok. Эта новость не просто облетела все мировые агентства, но и дала почву для серьёзных размышлений. Что это: новая форма христианской миссии или маркетинговый ход, циничная спекуляция Именем Господа?

С одной стороны, то, что популярный афроамериканский хип-хоп-музыкант часто говорит о Христе, не стесняясь, именует себя христианином, в условиях современного постхристианского, а во многом и антихристианского мира, вызывает уважение. Особенно в условиях, когда чернокожие BLM-активисты уже обвинили христианство в расизме за одно то, что Христос был белым. В то же время из Евангелия мы прекрасно знаем предостережение «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные, по плодам их узнаете их», а также то, что «не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного».

Откровенно эпатажный Канье Уэст, чьё имя многократно было связано с постыдными скандалами, конечно, не просто уличный сумасшедший из чёрного квартала. Это вполне успешный делец, зарабатывающий не только шоу-бизнесом, но и в области IT. А потому разговоры о «видении», скорее всего, «в пользу бедных». Человек явно выстраивает маркетинговую стратегию, используя для этого христианский религиозный контекст. Не будем судить, насколько искренним христианином является сам Уэст, как и о том, может ли он своими эпатажными поступками и заявлениями с использованием Имени Христа привести к вере некоторую часть поклонников.

Куда важнее другой вопрос: способна ли идея JesusTok привести молодёжь к традиционному христианству, пусть даже в его консервативной протестантской форме? И здесь возникает более чем закономерное сомнение. Очевидно, участники этой соцсети не будут регистрироваться через христианские общины, а потому велика вероятность, да нет, даже очевидно, что если JesusTok когда-либо появится, то сразу же станет рассадником глумливых кощунств и псевдохристианских извращений в виде всевозможного LGBT-христианства или антихристианских по своей сути BLM-культов.

В лучшем случае такая форма «миссии» приведёт не к Господу, а к некоему «дружище Христу», подобному представленному лет 20 назад в  кощунственном американском фильме «Догма». На эту мысль наталкивает откровенно маркетинговая направленность «видения» Канье Уэста (а то, что его эпатажная идея представляет лишь одну из форм «религиозного маркетинга», не вызывает никаких сомнений). Впрочем, было бы несправедливым придираться к одному американскому рэперу. Увы, даже в Православной Церкви сегодня можно встретить немало либеральных обновленцев, в том числе в священнических рясах, чьи проповеди весьма напоминают спич католического кардинала из «Догмы»:

Все мы знаем отношение большинства американцев к Католической церкви. Согласен, в их глазах мы архаичны и косны. Люди считают Библию заумной и нудной. Желая рассеять недоразумения, этот год мы называем «годом обновления» как веры, так и ритуалов. Вот, например, Распятие. Да, это исконный символ веры. Однако мы решили отринуть устоявшийся, но слишком мрачный образ Спасителя на Кресте. Иисус пришёл на землю не пугать нас. Он пришёл нам помочь. Христос бодрячок. Исходя из этой роли Господа, мы разработали новый мажорный символ. Я рад представить вам первое из многих запланированных на этот год прикольных новшеств проекта «Католичество – это круто». Итак, ликуйте! Дружище Христос!

Прошу прощения, что столь обильно процитировал это кощунство, но, к сожалению, именно таков вектор современного западного христианства, к сожалению, влияющего и на христианский Восток, в том числе на Россию и Русскую Церковь. Даже на примере целого ряда активных в соцсетях православных священнослужителей можно увидеть, что людям, пока ещё далёким от Церкви, нередко предлагается этакое «православие-лайт». То есть формальное христианство, лишённое аскезы, борьбы с грехом, обличения вероотступничества, но полностью подстроенное под настроения аудитории. Конечно, ещё апостолы с уважением относились к людям различных традиций, умея быть «с эллинами как эллины, с иудеями как иудеи», но это отнюдь не означало, что они были, к примеру, «с чёрными гангстерами как чёрные гангстеры».

Но вернёмся к Канье Уэсту. Хотя его идея кажется исключительно маркетинговой, очевидно, призванной в очередной раз возбудить интерес к его персоне, я бы не стал жёстко обличать его. Увы, в современном обществе уже привыкли, что брендом является всё, включая Имя Божие, большинство же западных христиан давно утратили приверженность традиционным ценностям. Но сам факт, что популярный среди миллионов молодых людей рэпер обращается в своём творчестве к христианству, вполне может привести многих ко Христу. Как есть немало людей, пришедших к Богу отнюдь не прямой дорогой к храму.

Да, саму идею JesusTok сегодня едва ли многие воспримут как оскорбление своих религиозных чувств хотя бы потому, что большинству из нас, даже воцерковлённых христиан, на общем фоне сегодняшней суетливой жизни присуще житейское безразличие к вопросам веры, в Церкви именуемой «теплохладностью». Тем же, для кого Имя Божие не просто «бренд», но величайшая святыня, есть повод задуматься. В том числе и об информационных способах свидетельства о Христе в современном мире.

Автор:
Михаил Тюренков