Шестая беседа «коронавирусного» цикла интервью с православными священнослужителями посвящена ситуации в российской глубинке. Об этом и том, можно ли допустить закрытие храмов на Пасху, Царьград побеседовал с епископом Сарапульским и Можгинским Антонием (Простихиным), главой Сарапульской епархии, центром которой является старинный русский город Сарапул, с 1937 года являющийся одним из ключевых райцентров Удмуртской Республики.

Царьград: Завершающийся Великий пост стал особенно сложным испытанием для верующих. Большинство православных христиан из-за санитарно-эпидемиологических мер в последние недели не смогли посещать богослужения. Как Вы считаете, чему нас должно научить это испытание?

Епископ Сарапульский и Можгинский Антоний: Надеюсь, за это непростое время мы научимся ценить наши храмы, наши святыни, всё то, что имеем совершенно без всякого усилия. Мы должны научиться ценить друг друга и поддерживать, пастыри прихожан, а прихожане своих священников. Мы должны научиться жить реальной приходской общиной, которая вместе (а не один настоятель) заботится о своём храме, живёт полноценной жизнью, а не «совершает служения» разного рода для отчётности.

Ну а глобально, в масштабах всего человечества, надеюсь, мы расстанемся наконец с иллюзией некоей собственной всесильности. Как всем стало ясно буквально в течение последних недель, при всей нашей развитости в области знаний и технологий, на самом деле человек – хрупкое и слабое создание, неспособное собственными силами одолеть крохотный, невидимый глазом вирус, отнимающий человеческие жизни.

ЦарьградА какова в этом отношении ситуация в Вашей епархии? Открыты ли храмы для верующих?

Владыка Антоний: Пока в Удмуртии, на территории которой находится наша Сарапульская епархия, ситуация спокойная. На сегодняшний день в республике, по официальным данным, лишь 9 заболевших, и 3 из них уже выздоровели, а на территории вверенной мне епархии случаев заболевания пока не отмечено.

В храмах, как и прежде, совершаются богослужения. Конечно, как и везде, исполняя благословение Святейшего Патриарха, мы обратились к прихожанам с призывом временно не посещать храмы, молиться у себя дома. Особенно это касается лиц из группы риска. Но при этом двери храмов открыты каждый день с утра до вечера, организовано дежурство духовенства, мы не выгоняем и не можем выгонять тех немногих церковных чад, которые в это непростое время приходят за духовной поддержкой.

ЦарьградОсталось несколько дней до Страстной седмицы и немногим более недели до Светлого Христова Воскресения. Может ли так случиться, что Пасхальные богослужения пройдут практически без верующих? Как можно решить эту проблему?

Владыка Антоний: Действительно, близится день Христова Воскресения, Праздников праздника и Торжества из торжеств. Ещё совсем недавно мы и подумать не могли, что Пасху Христову можно праздновать без людей. Конечно, у нас в епархии эпидемиологическая ситуация пока нормальная, и светские власти в целом относятся с пониманием, не заставляют нас закрывать храмы. И если за оставшееся время ситуация не переменится, не будет резкого роста заболеваемости, люди всё же смогут посетить Пасхальные службы, несмотря на все ограничения. По крайней мере мы, пастыри, не готовы закрыть двери наших храмов для наших прихожан в столь непростое время.

За всю нашу многовековую историю мы не раз одолевали чуму и другие эпидемии, мы побеждали монголо-татар и фашистов, пережили годы безбожных гонений, переживём и это время, этот вирус и выйдем из испытаний окрепшими. На самом деле время испытаний самое лучшее для Церкви. Покойный митрополит Николай (Шкрумко), пострадавший за веру и прошедший советские лагеря, до самой смерти вспоминал Пасху в заключении, без книг, без храма, без облачений, с ягодным соком вместо вина и с лагерным хлебом вместо просфоры. Это была самая памятная Пасха в его долгой жизни, так искренне молились участники этой службы.

Митрополит Николай (Шкрумко) (1927 – 2015). Фото: официальный сайт Ижевского Михаило-Архангельского кафедрального собора

Надеюсь, мы с вами сможем праздновать Пасху в наших храмах и сможем одолеть свой страх, свою боязнь смерти, сможем пройти, как жёны-мироносицы, ко гробу Христову и там услышим те же радостные слова: Христос Воскресе! А пока – кто дома, кто в храме – усилим свои молитвы об одолении губительного поветрия. Усилим молитву и о священноначалии, о нашем Святейшем Патриархе, который сегодня ведёт церковный корабль через бури испытаний. И вспомним слова апостола Павла: ни смерть, ни жизнь, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, никакая сила не сможет разлучить нас от любви Божией.

Автор:
Тюренков Михаил