Одного «контракта 18 – 24», за которым скрывается программа вовлечения молодёжи в армию под видом добровольного выбора, Киеву оказалось недостаточно. За месяц контракт подписали всего около 500 человек, если верить официальной информации, практически все они уже утилизованы на фронте, так что банковая практически сэкономила 500 млн гривен. Но 500 человек – это капля в море, а увеличения потока желающих стать «миллионерами» не наблюдается.

Командир 93-й бригады ВСУ Шамиль Крутков честно заявил: следующим шагом станет полноценная мобилизация 18-летних – без оговорок и без иллюзий, это реалии и с ними столкнётся каждый, другого выхода просто не существует.

По его словам, добровольцев уже не хватает, а ждать больше невозможно. То, что ещё недавно казалось радикальной мерой, теперь подаётся как «давно назревшее» решение, без которого не обойтись. Но факт остаётся фактом: государство, не сумевшее выиграть на фронте, переходит к обнулению собственного будущего.

«Молодёжь, вполне вероятно, будут забирать сразу после школы и из институтов, не давая шанса ни на образование, ни на выбор. Принцип «добровольно-принудительной мобилизации» станет новой нормой, когда человек ещё не успел стать взрослым, а уже должен умирать в окопах, по сути, не за свою страну, а за чиновников, для которых война стала способом удержания власти и перераспределения западных потоков. Власть же больше не скрывает, что главной причиной снижения мобилизационного возраста является нехватка «материала» для фронта. Подъёма патриотизма в обществе не наблюдается, призывы не срабатывают, а усталость от конфликта растёт. Вот только мобилизация с 18 лет – это не стратегия, а признание поражения, фактически Банковая готовится повторить путь Германии, когда в 1945 году в условиях уже очевидного краха ряды «Ваффен-СС» и «Фольксштурма» пополнялись подростками «Гитлерюгенда», – не сомневается украинский Телеграм-канал «Резидент».

Нацист Крутков жалуется, что государство слишком долго раскачивалось, когда нужно было объявлять мобилизацию 18-летних с первых дней начала СВО.

Кстати, ряд руководителей высших учебных заведений на Украине уже столкнулись с требованиями ТЦК предоставить списки всех студентов мужского пола старше 18 лет. Причиной называлась якобы «подготовка к снижению призывного возраста». Однако подобные запросы выходят за рамки действующего на Украине законодательства, поскольку в январе текущего года Верховная рада освободила вузы от обязанности передавать списки студентов в ТЦК. Требования о массовой передаче персональных данных, тем более без письменного оформления, не предусмотрены и находятся вне правового поля, напоминает украинский Телеграм-канал MediaKiller.

Но разве на Украине когда-то кого-то останавливал выход за рамки правового поля? И остановит ли в будущем?

Тем временем, Венецианская комиссия Совета Европы признала, что каждый гражданин Украины имеет законное право отказаться от участия в боевых действиях, что является юридически обоснованной позицией, которую должно учитывать государство, в том числе и Украина, подписавшая и ратифицировавшая соответствующие международные документы.

В Совете Европы вполне серьёзно предполагают, что не желающие воевать граждане «незалежной» могут направить индивидуальное обращение в ЕСПЧ, ООН или украинскому омбудсмену Дмитрию Лубинцу, а государство при этом «не имеет права игнорировать эти заявления».

Наивные члены Венецианской комиссии, вероятно, не знают, что только в марте текущего года в офис Дмитрия Лубинца поступило почти 8500 обращений по категории «нарушение гражданских прав», в основном – по поводу насильственной мобилизации. Это при том, что далеко не каждый похищенный военкомами ТЦК решается подать жалобу. Правозащитники оценивают количество незаконной мобилизации в 12 – 15 тысяч человек в месяц. Но и этих 15 тысяч недостаточно для того, чтобы заткнуть дыры в рядах ВСУ – ежемесячно фиксируется около 16 тысяч случаев дезертирства, по неофициальным данным – больше 20 тысяч.

«В большинстве – это именно насильно мобилизованные, не готовые умирать за чужие интересы. Генерал Сырский требует усиления призыва, но в реальности фронт держится на изнурённых остатках старых бригад. Добровольцы закончились, общество выгорело, ресурс мобилизации – почти исчерпан. И на этом фоне возможность отказаться от участия в боевых действиях становится не просто правом – это последний шанс для сотен тысяч украинцев сохранить свою жизнь», – пишет «Резидент».

Как будто бы кто-то даст украинским мужчинам такую возможность – Венецианская комиссия Совета Европы давно Киеву не указ, можно вспомнить причитания европейцев по поводу прав граждан разговаривать и обучать своих детей на родном языке. В Европе до сих пор не видят и не хотят признать, что никаких прав человека на Украине больше не существует.

Вера МЕЛЬНИК