Американцы смотрят на действия своего президента в основном негативно
Инициативы президента Дональда Трампа по введению высоких и сверхвысоких импортных пошлин остаются главной темой мировых СМИ. При этом более 90 процентов всех материалов на данную тему касаются реакции торговых партнёров на указанные инициативы. И говорится о высокой вероятности разгорания мировой торговой войны.
К сожалению, гораздо меньше говорится о том, какова реакция на решения 47-го президента США по импортным тарифам внутри Соединённых Штатов. Реакция (за редкими исключениями) весьма негативная. Можно выделить три основные группы недовольных американцев.
Во-первых, это обычные граждане, большинство взрослого населения, те, кто привык считать деньги в кошельке. Очевидно, что импортные пошлины Трампа значительно повысят цены на товары на внутреннем рынке США. Какие-то товары Америка продолжит покупать за рубежом в силу отсутствия их производства в стране. Какие-то товары Америка попытается производить в порядке импортозамещения. Но при высокой стоимости рабочей силы в США импортозамещение будет обходиться американскому потребителю очень недешево.
Как сообщают американские СМИ, тарифные инициативы Трампа подвигли граждан к небывалому шопингу. В ожидании повышения розничных цен с полок все сметается со свистом. Впрочем, некоторые торговцы оказались еще более оперативными. Они еще до официального введения новых тарифов уже поменяли свои ценники на более высокие.
Американский обыватель очень чувствителен к таким посягательствам на его благосостояние. Вспоминаю, что в начале 1970-х годов у США образовался большой дефицит торгового баланса. Тогдашний президент США Ричард Никсон готовился ввести 10-процентную импортную пошлину. Но предварительно 15 августа 1971 года он обратился к американской нации по телевидению с пространным обращением. Он убеждал американских обывателей проявить сознательность и подтянуть (на некоторое время) свои пояса (фрагменты этого обращения тогда показывали по советскому телевидению).
Во-вторых, возмущены американские компании, которые до протекционистских инициатив Трампа занимались экспортом своей продукции. Хотя импорт США существенно больше экспорта, но величина последнего остается очень внушительной. По данным Министерства торговли США, в прошлом году американский экспорт товаров и услуг составил 3,2 трлн долларов. Америка устойчиво занимает второе место в мире по экспорту, впереди только Китай (3,57 трлн долл. в 2024 году). Американские экспортеры ожидают «ответок» со стороны тех стран, куда они поставляли свои товары и услуги (первые десять стран по величине американского экспорта в прошлом году: Канада, Мексика, КНР, Нидерланды, Великобритания, Япония, Германия, Южная Корея, Бразилия, Сингапур).
В-третьих, очень озабочены все те, кто понимает, что протекционистские инициативы Трампа могут стать «спусковым крючком», который спровоцирует кризис в экономике США. И жертвами его окажутся все американцы без исключения. Прогнозируется, что кризис может оказаться более глубоким, чем тот, который начался в Америке с биржевой паники в октябре 1929 года. 11 апреля Ларри Финк, глава крупнейшей в мире инвесткомпании по объему активов BlackRock заявил CNBC, что США «очень близки к рецессии, если уже не в ней». Есть также эксперты, которые рисуют еще более страшные последствия для экономики США. А именно такое последствие как обвал доллара США, который приведет к утрате им статуса мировой валюты. Это уже окончательный крах Америки.
Нет ничего удивительного, что протекционистские инициативы Трампа вызвали резкую критику со стороны демократов. Эта критика все громче звучит в Капитолии. Примечательно, что к этой критике присоединились и некоторые республиканцы. 11 апреля сенатор от Демпартии Рон Уайден и сенатор-республиканец Рэнд Пол представили в верхней палате Конгресса США резолюцию для отмены введённых президентом пошлин.
На уходящей неделе страсти кипели по всей Америке. Миллионы американцев вышли на улицы с разными лозунгами, осуждающими политику Трампа. Только в один день, 5 апреля, по всей стране (50 штатах) прошло 1200 демонстраций. И самыми популярными были лозунги, требующие отмены пошлин.
47-го президента не поддержали и те, кого относили к главным спонсорам выборной кампании Трампа и к ближайшему его окружению. Прежде всего, это Илон Маск. Правда, сначала этот миллиардер и глава Департамента по вопросам эффективности правительства обрушился с критикой на Питера Наварро, советника президента по торговой политике (его называют главной фигурой среди тех, кто подвигал Трампа к проведению жесткой протекционистской политики). Не сдержав эмоций, Маск назвал Наварро «тупым, как пробка» и «настоящим идиотом». Затем Маск, как говорят американские СМИ, обратился по вопросу импортных тарифов напрямую к Трампу, но не без успеха. Уже некоторые эксперты высказывают опасения, что нынешнее окружение может покинуть Трампа. И тот окажется почти в полном одиночестве. А уже если в стране после введения новых пошлин начнется рецессия, то Трамп растеряет свой электорат. А демократы на промежуточных выборах следующего года возьмут реванш за свое поражение в 2024 году.
Уже достаточно много предсказателей, которые говорят, что инициированные Трампом торговые войны в любой момент могут стать «горячими». Я об этом писал в статье «Могут ли торговые войны перерасти в «горячие»?» В ней я, между прочим, проводил параллели с 1930 годами, когда в мире установился жёсткий торговый протекционизм, который стал катализатором, ускорившим наступление Второй мировой войны.
Но напрашивается еще одна историческая параллель, которая наводит на мысль, что нынешний протекционизм Трампа может спровоцировать гражданскую войну в США. Все грамотные люди знают, что в Америке в 1861-65 гг. происходила гражданская война. В учебниках по истории говорится, что это была война между «севером» и «югом» США. Чаще всего в учебниках говорится, что это была война, инициированная северными штатами с целями положить конец рабовладению в южных штатах. Уж не знаю, откуда взялась эта версия. Может, сами американцы её придумали. Война действительно была инициирована северными штатами, но не ради ликвидации рабовладения в южных штатах. А ради того, чтобы освободиться от экономической зависимости от Британии.
В следующем году в Америке будут праздновать 250-летие государства «США». Оно родилось в 1776 году, когда 13 североамериканскими колониями была провозглашена Декларация независимости от Британии и на почве их объединения родилось государство «Североамериканские Соединенные Штаты» (САСШ). Политический суверенитет был провозглашен, а вот экономическая зависимость САСШ от Британии сохранялась. Британия в ходе «промышленной революции» (последние десятилетия XVIII – первые десятилетия XIX вв.) становилась «мастерской мира», снабжавшей промышленной продукцией полмира. В том числе САСШ.
Северяне пытались проводить политику импортозамещения, т. е. создавать собственное промышленное производство для замещения английских товаров. Но у них плохо получалось, поскольку внутренний рынок не был защищен импортными пошлинами. Северяне пришли к выводу, что для полноценной индустриализации им жизненно необходим протекционизм. После нескольких неудачных попыток по введению высоких импортных пошлин в Конгрессе США в мае 1860 года, наконец, удалось провести законопроект о введении высокого импортного тарифа через нижнюю палату конгресса (где доминировали северяне-республиканцы). Он получил название «Тариф Моррилла» — по имени инициатора законопроекта конгрессмена-республиканца Джастина Моррилла. Впрочем, этот тариф конгрессмен разработал по совету и при участии известного экономиста Генри Чарльза Кэри (позднее он стал главным экономическим советником президента Авраама Линкольна).
Верхняя палата, где было сильно влияние южан, была против. Почему южане были против? Потому что они понимали, что протекционистские тарифы САСШ спровоцируют «ответку» со стороны Лондона. А южные штаты специализировались на производстве хлопка и еще кое-чего по части сельского хозяйства. Они боялись потери английского рынка, который для них был основным. Во второй половине 1860 года и в начале 1861 года страсти вокруг «Тарифа Моррилла» достигли такого градуса, что к февралю 1861 г. семь южных штатов объявили о своем выходе из состава САСШ, заявив о создании нового государства под названием «Конфедерация» («Конфедеративные Соединённые Штаты»). Их представители (демократы) покинули верхнюю палату Конгресса США, большинство в сенате перешло к республиканцам. Сенат в его новом раскладе поддержал «Тариф Моррилла», закон был окончательно принят и 2 марта 1861 года подписан президентом Бьюкененом. Через несколько дней в Белый дом пришел новый, 16-й президент Авраам Линкольн. Уже в апреле 1861 года началась Гражданская война, которая длилась до мая 1865 года. Итак, война была спровоцирована «Тарифом Моррилла» и преследовала цель возвращения в состав САСШ южных сепаратистов, восстановления целостности государства, созданного в 1776 году. Очевидно, что такое государство, по мнению Авраама Линкольна и его единомышленников, должно быть экономически независимым. А для этого надо проводить индустриализацию за высоким таможенным забором. Демонтировать забор можно лишь тогда, когда будет создана мощная конкурентоспособная промышленность. Понятно, что хлопковые плантации с использованием рабского труда в такой экономике выглядели бы анахронизмом. У северян в ходе гражданской войны не было прямых лозунгов отмены рабства в южных штатах. Оно должно было исчезнуть там естественно.
Если бы северяне не победили в той войне, то и Соединенных Штатов в их нынешнем виде не было бы. А южные штаты в виде Конфедерации походили бы на нынешнюю Мексику. После окончания гражданской войны в составе САСШ было 23 штата. В условиях действия «Тарифа Моррилла» началось стремительное развитие американской экономики.
Уже с 1861 года тариф стал действовать в отношении импорта северных штатов. Были кое-какие корректировки тарифа. В 1865 году тарифные ставки на большинство товаров находились в диапазоне от 38 до 48 процентов. С 1861 по 1865 год таможенные поступления от пошлин составили 345 миллионов долларов, или 43% всех поступлений в федеральный бюджет. Со второй половине 1865 года действие тарифов было распространено и на южные штаты.
В период с 1865 по 1913 гг. США стали лидером мирового промышленного развития. В учебниках по экономике это называют «второй промышленной революцией» (первая, как я выше отметил, была в Англии). Если в 1860 г. по выпуску промышленной продукции США значительно уступали Англии, то к началу XX в. опередили ее вдвое. За 1860-1900 гг. общий объем выпускаемой продукции увеличился в 7 раз, а сумма капиталовложений в промышленность – в 10 раз. К 1913 г. на долю США приходилось 38% мирового промышленного производства, почти половина мировой выплавки стали, 45% добычи каменного угля, 82% добычи нефти, более 50% производства электроэнергии. К началу XX в. в США протяженность железных дорог достигла 320 тыс. км (40% всех железных дорог мира). Бурный рост экономики способствовал быстрому росту населения: с 1860 по 1914 г. население Америки увеличилось с 31,4 млн. до 100 млн. человек. Значительная часть прироста населения обеспечивалась за счет притока мигрантов.
Торговый протекционизм США сочетался с политикой поощрения иностранных инвестиций в американскую экономику. Если в 1860 году суммарная величина иностранных капиталов в США составляла 400 млн. долларов, то к 1900 году она выросла до 3,3 млрд долл., а к 1914 г. – 5 млрд. долл. Иностранные инвестиции почти исключительно были из Европы, на первом месте среди зарубежных инвесторов была Англия.
Когда я слышу традиционный лозунг Трампа «Сделаем Америку снова великой» («Make America Great Again» – «MAGA»), у меня возникает вопрос: какую Америку прошлого имеет в виду 47-й президент США?
Учитывая, какую большую роль в экономическом возрождении Америки Трамп отводит торговому протекционизму, не исключаю, что он берет за эталон ту великую Америку, которая создавалась на фундаменте «Тарифа Моррилла». Если это так, то замах Трампа поистине наполеоновский. Более полутора столетия назад Америка ценой гражданской войны сумела утвердить и использовать «Тариф Моррилла». Нынешний 47-й президент США продвигает импортные пошлины, которые можно назвать «Тарифом Трампа». До конца ли 47-й президент США понимает, что продвижение «Тарифа Трампа» может спровоцировать гражданскую войну в Америке? И если понимает, то уверен ли в том, что сумеет в ней одержать победу?
Нет Комментариев