Одно из самых тяжелых наследий советского периода нашей многострадальной истории состоит в том, что в ХХ веке большевики загнали Россию в интеллектуальное гетто, почти полностью изолированное от остального мира. В этом интеллектуальном гетто уничтожалась не только русская культурная интеллектуальная традиция, но и были обрезаны связи с внешним миром и поступательным развитием. Естественно, что в такой ситуации возможна только культурная и интеллектуальная деградация – и плоды этой деградации мы пожинаем до сих пор. Полемика по многим вопросам, которые сейчас ведется и в обществе, и в сетях показывают, что люди, воспитанные и получившие образование в советское время, живут в чудовищно затхлом, бессмысленном интеллектуальном мире, для которого не существует самых важных смыслов, которыми живет человек и на которых основана культура.

В первую очередь, конечно, там отсутствуют религиозные смыслы, которые делают человека образом Божиим, а не жвачным животным. Но эти люди остаются на уровне жвачных животных, и хотят сделать такими всех остальных. На таком же уровне они воспринимают и нашу историю.

Особенно невежественным и смешным сейчас является выражение «переписывание истории»: те, кто запустил его в оборот, явно не имеют серьезного исторического образования. Они просто вообще не знают, что в современной исторической науке, в методологии исторической науки, так называемое «переписывание» является основой любой исследовательской работы. «Переписывание» – это и есть способ существования исторического знания. На самом деле каждый серьезный историк переписывает историю, каждая новая эпоха переписывает историю – и без переписывания истории историческая наука вообще не существует как таковая. Это аксиома для любого грамотного современного историка. Есть в России и тем более в мире большое количество исследований на эту тему, и каждый желающий с ними может ознакомиться. В науке это называется «изменением дискурса», то есть изменением способа повествования об историческом процессе. Естественно, «переписывание» истории не означает, что мы выбрасываем все факты и вместо них придумаем другие – так думают только очень наивные люди. Но серьезные историки понимают, что каждый «факт» может иметь самую разнообразную интерпретацию, часто прямо противоположную. Например, для «советских людей» 1917 год в России – это «Великая революция», а для русских людей 1917 год – это русская катастрофа и русская Голгофа. Хотя речь идет об одном и том же факте, который зафиксирован в документах, но смысл этого факта трактуется абсолютно по-разному. Это элементарный пример того, как может восприниматься история в рамках различных дискурсов.

Кроме того, само это смешное слово «переписывание» ясно показывает наивность представлений этих людей о том, что такое вообще историческое познание. Они наивно думают, что существует лишь одно-единственное неопровержимое, абсолютно тоталитарное представление об истории, и любой его пересмотр не допустим. То есть у людей в сознании сохранилось такое мифологическое и идеологическое в самом худшем смысле этого слова понимание истории, которое прививалась в советское время путем насаждения искусственного невежества и промывания мозгов. Уже более 30 лет прошло с того времени, когда государство перестало промывать людям мозги и реальную историю подменять советскими мифами, но мышление этих несчастных жертв «самого лучшего в мире образования» до сих никак не изменилось, самостоятельное мышление у них так и не проклюнулось.

Поэтому любое самостоятельное не-советское видение истории ими воспринимается как страшный «грех». Естественно, люди с таким уровнем мышления не способны самостоятельно воспринимать историю и выбирать различные трактовки, не способны к критическому мышлению, и поэтому так называемое «переписывание истории» для них – это настоящая катастрофа, поскольку для их мышления это слишком тяжело. Они не способны это воспринять. Представьте себе, если бы, например, русскую историю до сих пор призывали изучать по Татищеву, а всех, кто писал после него – Щербатова, Карамзина, Полевого, Костомарова, Соловьева, Ключевского, Г. Вернадского и т.д. – обвинили в том, что они «переписали историю». Как это ни смешно, но сейчас мы имеем аналогичные абсурдные шариковские обвинения.

На самом же деле всякому нормальному человеку, понятно, что после 1991 года в России происходит такое «переписывание» истории, когда фактически впервые только и пишется настоящая страшная русская история ХХ века, которая замалчивалась и подменялась ложью советской мифологии. Это не «переписывание», а ВОСКЕШЕНИЕ нашей истории, которую только сейчас мы можем узнать в полном объеме и дать историческим событиям именно такую интерпретацию, которая соответствует интересам русского народа и основана на высших духовных ценностях Православия. А та «история», которую нам давали в советское время, – была не историей, а обманом. Она была основана не на русском православном взгляде, а на откровенно антирусском, антихристианском, сатанинском.

К счастью, в наше время в России плодотворно работают уже сотни подлинно русских историков, и наша история ХХ века уже в полной мере воскрешена. Среди них были и настоящие герои и подвижники, которые смогли самостоятельно вырваться из объятий лжи, в которых они жили еще в советское время и прийти к русскому историческому мировоззрению. Среди таких в первую очередь стоит упомянуть Александра Николаевича Боханова (1944-2019), создавшего исторические портреты русских Государей от Иоанна IV Грозного до Императора Николая II Александровича, и концептуальные книги «Самодержавие. Идея царской власти» (2002) и «Российская Империя. Образ и смысл» (2012). Он был воцерковленным человеком и писал о том, что «без Православия и вне Православия отыскать смысл в Русской истории невозможно», а об истории ХХ века сказал то же, о чем предостерегали и все православные старцы: «все, что мы имеем и имели – это кара за богоотступничество, потому что совершено убийство Царя, отречение от Царя». Среди книг, в которых наиболее четко сформулирован духовный смысл русской истории, следует выделить «Самодержавие духа» митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева, 1927-1995).

Однако в интеллектуальном и духовном гетто большинство людей, которые были воспитаны в советское время, живут не только в историческом отношении. Еще более разрушительным, чем историческое невежество, является примитивность советского мировоззрения, основанного на безбожии и материализме. К сожалению, люди, получившие образование в советское время в большинстве своем не пришли к Православию и Церкви. Они так и остались людьми, живущими в безбожном и бессмысленном мире. Именно поэтому среди них сейчас так распространены настроения злобы и мести по отношению к другим, которые не разделяют их убогое мировоззрение. Это вполне естественно, и этих людей можно только пожалеть.

Однако это еще не все. Дело в том, что и последующие поколения, которые уже родились не в советское время, но были воспитаны своими родителями – советскими людьми, чаще всего, к горькому сожалению, перенимают и их мировоззрение, хотя оно уже не является советским. Они практически ничего не знают о советском периоде истории, они даже не знают, кто такие Ленин и Сталин, но тем не менее, именно это разрушительное безбожное мировоззрение и историческое невежество передалось и им. И у них оно стало даже еще более укорененным, ведь они заимствовали его от своих родителей, а родителям верят больше, чем официальной идеологии.

В наше время все доступно и открыто, все можно узнать – найти любую информацию, читать любые книги. Даже не обязательно для этого знать иностранные языки – в России все стремительно переводится. Какой здесь колоссальный контраст к тому убожеству, которое мы имели в советское время, когда была доступна только советская гуманитарная макулатура! Но, как ни странно, в советское время мы умудрялись как-то извлекать глубину культурных смыслов – и самостоятельно шли к Богу и высокой культуре. А сейчас в эпоху всеобщей доступности, наоборот, это внутренняя пустота людей приводит к тому, что они просто не способны воспользоваться этими колоссальными возможностями, этим колоссальным культурным богатством, они в нем просто не нуждаются, им не интересуются. Но это тоже следствие того советского гетто, которое продолжается уже у новых поколений. Ведь когда разрушены корни – засыхают и ветви. Именно это мы видим сейчас.

Что же делать в этой ситуации? В первую очередь не надо отчаиваться. Нужно максимально активно заниматься просветительской деятельностью – ведь очень много людей сейчас пытаются вырваться из этой пустоты: как среди старшего советского поколения, так и среди молодежи. Жизненный опыт показывает, что многим это удается. Нужно только помощь, и мы обязаны эту помощь оказывать всем, кто в ней нуждается.

Виталий Даренский