В 2025 году 13 апреля Церковь Русская совершает празднество в честь Входа Господня в Иерусалим. Это событие апостол и евангелист Иоанн Богослов описывает так: «За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (Ин. 12:1-18).

По поводу того, что тогда произошло в Палестине не может быть двойного толкования: сам Иисус Христос показал себя как Царя и народ принял это. Тот, который говорил, что «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:29-30), совсем не отказался от царских почестей.

Для человека XXI века такие кротость и смирение не понятны. Он хочет, чтобы сакральные кротость и смирение проявлялись в самоумалении и равенстве, так как ушиблен гуманизмом. Но гуманистом был именно Иуда Искариот. Зря что ли он хотел выручить за миро триста динариев и пустить на благотворительность?

Вход Господень в Иерусалим в церковном календаре является рубежом между Четыредесятницей и Страстной неделей.

Получается Бог и Царь въезжает в Святой город, чтобы начать свой путь к Голгофе. Царство Его не от мира сего, оно больше всей Вселенной, оно охватывает все и вся. Но встречающие Христа ждут не того, кто спасет Мир, а Мессию узкой направленности, должного скинуть иго ненавистного Рима и повести Израиль к полному благоденствию.

Как ни странно, однако в глубоко религиозном иудейском обществе махровым цветом поднялся тот самый гуманизм, который, как считается возник только в эпоху Ренессанса. Материальное преуспеяние заглушает духовный настрой. И здесь происходит один из ключевых моментов, заставший толпу отвернуться от Господа и Истинного Мессии.

«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец, и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и до́ма Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня» (Ин.2:13-17).

Говоривший о Себе, что Он кроток и смирен и призывавший «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39), берет кнут и без сомнений выпроваживает оскорбляющих святыню вон.

Богочеловек Иисус Христос ведет себя как настоящий Царь. Кощунство должно быть пресечено. Оно разрушает самое главное в человеке – душу.

Но, конечно, и соответствующая реакция любителей материальных благ не заставляет себя ждать: Разве это Мессия? Мы встречали его с ветвями пальмы и вербы в руках («…и да возмете себе в день первый плод древа красен, и ветвь финическую, и ветви древа частыя, и вербы, и агновы ветви от потока, и возвеселитеся пред Господем Богом вашим седмь дний в лето» (Лев.23:40)). Наши дети бросали красивые одежды под ноги осла Его. Мы ожидали, что когда Он воссядет на престоле Давидовом, то сразу же призовет сонм ангелов, которые вышвырнут всех язычников за море или в пустыни Нубии, а римские легионеры, теряя калиги, в ужасе бросятся бежать вплоть до Александрии или Антиохии-на-Оронте.

Однако вместо этого Христос (а не самозванец ли он?!) выбрасывает меня, дядю, брата деда, тестя и соседа с третьей улицы из храма, тем самым лишая законного заработка. Что же с таким Мессией делать?

Вот и фарисеи он нем предупреждали!..

Распни его! Распни!

Фактически, Вход Господень в Иерусалим, Страстная и Голгофа показывают нам, как тяжело людям, погруженным в личные заботы и дела, сосредоточенным на частных выгодах и желаниях, признать и принять Истинного Царя.

А любой земной правитель ведь проверяется лишь по одной шкале: насколько он приближается ко Христу или удаляется от Него. И огромная беда, когда подданные или граждане этого не видят.

Разве в 1917 году не произошло нечто подобное? Февральский переворот спровоцировали те же мысли, что посещали в начале нашей эры изгнанных из Иерусалимского храма торговцев и ростовщиков.

Терещенко, Милюков, Родзянко, Гучков и иные сторонники «прогресса» думали примерно так же: Мол, мы лучшие люди России не допущены к кормилу власти. Мы же так чудесно преподаем историю, развиваем свои фабрики, умеем заводить толпу речами, но нас Царь не желает пустить в «правительство народного доверия». А потому…

Распни Его! Распни!

Когда же страна отказывается от подлинного Царя, тогда на верх властной пирамиды поднимаются те, о коих вещал святой пророк Давид: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного. Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа? Там убоятся они страха, где нет страха, ибо Бог в роду праведных» (Пс. 13:2–5).

Празднование Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья) для русского сознания – это не только повод дополнительно настроится на Страстную неделю, но и подумать о Родине и Царстве.

Александр Гончаров