Американская компания Saildrone Inc. предлагает заказчикам несколько моделей безэкипажных судов, оснащенных жёстким парусом. Такие суда способны совершать длительное автономное плавание и нести различную полезную нагрузку. Недавно прошли первые крупные испытания безэкипажного парусника Saildrone Surveyor, оснащенного гидроакустической аппаратурой военного назначения.
Перспективные разработки
Компания Saildrone Inc. из г. Аламеда (шт. Калифорния) занимается разработкой безэкипажных судов (БЭС), систем управления для них и различной вспомогательной аппаратуры. К настоящему времени она представила и довела до испытаний несколько БЭС с жёстким парусом. Такие суда предлагаются для решения разных задач, в первую очередь исследовательского характера.
В начале текущего десятилетия на испытания вышел БЭС Surveyor («Инспектор»). На первом этапе тестирования парусник продемонстрировал заявленные характеристики. В начале 2022 г. опытный образец совершил переход из Калифорнии на Гавайские острова и обратно. Затем его отправили к Алеутским островам для проведения полноценного научного исследования. Несмотря на некоторые недочёты, БЭС справилось со всеми поставленными задачами.
Не позднее 2023-24 гг. компания «Сэйлдрон» приступила к разработке военной модификации своего «Инспектора». В рамках этого проекта планировалось оснастить безэкипажную платформу гидроакустической и другой аппаратурой, отвечающей требованиям военно-морских сил США и других стран.
В качестве ключевого партнера в новый проект пригласили австралийское отделение французской группы компаний Thales Group. Компания Thales Australia предоставила гидроакустический комплекс BlueSentry («Синий часовой») и помогла в проведении его интеграции.

Парусник на берегу
Перспективный проект получил поддержку Управления военно-морских исследований ВМС США. Оно оплатило проведение работ, а также помогло с их организацией и подготовкой будущих испытаний. Предполагается, что при положительном развитии событий новый БЭС с гидроакустической аппаратурой сможет пройти через дополнительные испытания ВМС и даже поступить на вооружение.
В полной комплектации
В мае 2024 г. компания Austal USA по заказу Saildrone построила опытное БЭС Surveyor в новой комплектации, сформированной по требованиям военно-морского флота. На судне был установлен гидроакустический комплекс (ГАК) BlueSentry, а также аппаратура связи и другие приборы, необходимые ВМС.
После завершения строительства и оснащения, опытное БЭС вывели на предварительные испытания. Основное внимание на них уделялось работе целевого оборудования, его взаимодействию с основным оснащением судна и т.д. «Инспектор» с ГАК подтвердил расчетные параметры и показал готовность к более сложным испытаниям.
7 апреля компания-разработчик объявила об успешном завершении испытаний, в ходе которых определили возможную продолжительность работы. Опытный парусник Surveyor в течение 26 суток находился в открытом море и работал в автономном режиме. Он следовал по заданному маршруту и использовал гидроакустические средства. Осуществлялось картографирование морского дна и шёл поиск подводных объектов.
Все подробности прошедших испытаний, по понятным причинам, не раскрываются. Однако разработчики сообщают, что 96% времени испытаний БЭС и его аппаратура, включая ГАК, работали штатным образом и выполняли задачи. Что происходило в оставшиеся 4% времени, не уточняется.
Компания Saildrone отмечает, что в ходе испытаний её парусник Surveyor подтвердил расчётные характеристики и продемонстрировал преимущества подобных платформ. В частности, движение без двигателя, только за счёт силы ветра, позволило практически полностью устранить фоновые шумы, которые могли бы мешать работе ГАК. При этом БЭС поддерживал постоянную радиосвязь со станцией управления и вёл обмен данными.

«Инспектор» и его создатели
Планы на будущее
В ближайшее время испытания нового БЭС с гидроакустической аппаратурой будут продолжаться. Разработчикам проекта и ВМС США предстоит проверить и усовершенствовать различные элементы конструкции, завершить доводку аппаратуры и т.д. Как долго будут продолжаться эти процессы, неизвестно.
Впрочем, уже известно, где и как будет использоваться новый комплекс Surveyor / BlueSentry. Его планируется применять в коллективной обороне Азиатско-Тихоокеанского региона в рамках соглашения AUKUS. С помощью этой техники собираются наладить мониторинг подводной обстановки в интересах противолодочной обороны.
Предполагается, что в обозримом будущем страны AUKUS закупят большое количество «Инспекторов» или другой техники с аналогичными возможностями, включая подводные аппараты. Эти аппараты и суда будут выходить в различные районы Тихого океана и вести там длительное дежурство.
Аппаратам и судам предстоит находиться в море неделями или месяцами, искать подводные объекты и передавать данные на береговые станции управления или на корабли. Подобные безэкипажные средства будут вести разведку и выдавать целеуказание, а также контролировать результаты противолодочных мероприятий.
Какое количество БЭС или АНПА необходимо для организации подобного патрулирования, пока неизвестно. Также под вопросом базы для их развертывания, районы дежурства и т.д. Очевидно, что создание такой группировки противолодочных средств займет немало времени и потребует больших трат. Однако это будет проще, дешевле и быстрее, чем наращивать оборону за счёт полноценных кораблей.
Поисковый парусник
Изделие Saildron Surveyor представляет собой безэкипажное судно средних размеров, оснащенное жёстким парусом. Судно имеет автопилот и оригинальную энергетическую установку. На борту имеются места для установки специального оборудования. Такое БЭС может в течение долгого времени находиться в заданной акватории и проводить необходимые мероприятия. В первую очередь, его рассматривают как носитель гидроакустического оборудования военного или научного назначения.

Surveyor имеет композитный корпус большого удлинения с эллипсообразным поперечным сечением. Его верхняя палуба минимально выступает над водой. Подводная часть корпуса оснащена удлинённым килем с дополнительным горизонтальным стабилизатором.
Для передвижения БЭС использует жесткий парус. Фактически это трапециевидная плоскость с аэродинамическми профилем, закреплённая вертикально на оси. На плоскости имеется штанга с вынесенным стабилизатором. Под воздействием ветра стабилизатор автоматически разворачивает парус в оптимальное положение.
Общая длина платформы Surveyor достигает 22 м, общая высота от киля и до паруса — 16 м. Парус-крыло имеет высоту ок. 12 м. Водоизмещение судна не уточняется. Также не сообщаются все параметры полезной нагрузки.
«Инспектор» имеет комбинированную энергетическую систему. Основным источником электроэнергии для бортовых приборов являются солнечные панели. Они размещены на палубе и на парусе. Также имеются аккумуляторные батареи для накопления энергии от панелей. В качестве вспомогательного источника энергии используется дизель-генератор мощностью 78 л.с. Предусмотрен резервный электромотор для движения при отсутствии ветра.
Энергетическая система БЭС Surveyor способна длительное время поддерживать мощность 2 кВт, а также обеспечивать кратковременную выдачу 4 кВт. Используемое бортовое оборудование и целевое оснащение должны соответствовать этим ограничениям.
Основную часть времени БЭС должно идти под парусом. Оно способно развивать скорость не более 6-8 узлов, выполнять различные манёвры и т.д. Расчётная автономность — не менее 8-9 месяцев. Также возможно движение за счёт электромотора, но в этом случае дальность плавания ограничивается 2,5 тыс. морских миль.
Surveyor имеет систему управления, в состав которой входят автопилот с функцией выполнения команд оператора, средства навигации, видеосистема, набор датчиков и средства связи. Судно способно самостоятельно идти по заданному маршруту, реагируя на различные факторы. Также автоматика должна управлять работой целевого оборудования.

Оператор системы Surveyor за работой
БЭС может в режиме реального времени передавать на станцию управления данные со всех устройств и видеосигнал. Для этого предлагается использовать спутниковые системы связи Iridium или Starlink. Оператор может следить за работой судна и его аппаратуры, получая данные практически мгновенно и реагируя на возникающие ситуации.
Парусник получил гидроакустический комплекс Thales BlueSentry. Он имеет ограниченные размеры и массу, благодаря которым может использоваться на разных платформах, в т.ч. на безэкипажных судах. Основным элементом комплекса является буксируемая удлиненная гидроакустическая антенна.
Точные характеристики этого ГАК пока не сообщаются, но компания-разработчик называет его функции. В целом, речь идёт о всех основных возможностях и особенностях систем с буксируемыми антеннами. Заявлена возможность обнаружения различных подводных целей на значительных дальностях и в большом диапазоне глубин. Информация о подводной обстановке обрабатывается электроникой судна-носителя и сразу передается оператору.
Новое решение
Идея применения безэкипажных судов в противолодочной обороне появилась достаточно давно. За рубежом разработан целый ряд проектов такого рода на базе тех или иных надводных и подводных платформ. Однако новая разработка компаний Saildron и Thales Australia заметно отличается от них. В её случае для получения высоких эксплуатационных характеристик специальную аппаратуру разместили на безэкипажном паруснике.
К настоящему времени новое БЭС с ГАК прошло испытания и даже показало возможность длительной работы в открытом море. Недавние тесты должны положительно повлиять на дальнейшую судьбу этой разработки. Вполне возможно, что в ближайшее время будет принято решение о запуске серийного производства.
Нет Комментариев