Коллаж Царьграда
Вслед за громкой историей о совместной добыче Россией и США редкоземельных металлов – новая сенсация. Штаты предлагают вместе осваивать ресурсы Арктики. А они, эти ресурсы, просто колоссальны. И учитывая постепенное таяние льдов и изменение климата, их добыча в скором будущем станет значительно проще. Естественно, эта вероятность сама по себе вызвала следующий шквал негодования – мол, мы опять продаёмся Америке, нас поставят на колени. Однако всё на самом деле зависит от нас самих – от нашей политической воли, целеполаганий и взвешенного, трезвого подхода. Так стоит ли нам делиться с американцами?
Россия обладает огромным богатством – это почти 40% Арктики (4,8 млн кв.км), подо льдами которой в «замороженном» состоянии лежат триллионы долларов. Однако достать их оттуда ещё сложнее, чем наши золотовалютные резервы из западных банков. По данным Геологической службы США, в Арктике сокрыто порядка 90 млрд баррелей нефти (примерно 10 млрд тонн), а природного газа – около 16 700 трлн кубометров.
Чтобы понять, насколько это много, можно привести простое сравнение. Учитывая, что сейчас весь мир добывает порядка 3,3 трлн кубометров газа в год, то нехитрая арифметика приводит к выводу, что арктических запасов хватило бы более чем на три столетия даже при безудержных аппетитах современного мира.
Арктическая зона России – богатая на ресурсы, которые, однако, трудно добыть//Скриншот: safearctic.sibpsa.ru
Неслучайно минувшим летом на Петербургском международном экономическом форуме Владимир Путин произнёс знаковую фразу:
Раньше говорили: «Россия будет прирастать Сибирью». Теперь можно сказать, что Россия будет прирастать и Арктикой, потому что основные минеральные ресурсы у нас там.
А ведь в Арктике ещё есть множество редкоземельных, редких и драгоценных металлов, меди, угля и так далее. Однако добывать их невероятно сложно, ведь это один из самых труднодоступных регионов мира. Чем холоднее – тем выше себестоимость добычи полезных ископаемых. И если качать западносибирскую нефть выгодно, то вести разработку ещё севернее – уже под вопросом.
Арктика будет русской
Сейчас самые северные месторождения нефти – это Мессояхская группа. Они расположены в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, в 250 километрах от Полярного круга. Зимой там до минус 60 градусов по Цельсию. К экстремально низкой температуре добавляются ещё и сильнейшие ветра с порывами до 40 метров в секунду. Техника и люди работают на пределе возможностей.
Мессояхские месторождения – самые северные на сегодняшний день, они находятся в 250 км до Полярного круга//Скриншот: «Газпром нефть»
Однако климат постепенно меняется и открывает новые перспективы. Как отметил в беседе с Царьградом полярник – директор Арктического просветительского центра Андрей Бертош, маршруты, которые были ещё недавно недоступны, постепенно раскрываются.
Льды уходят на север, и теперь точки, до которых лет 10-15 назад можно было добраться только при помощи судов ледокольного класса, доступны и для судов ледового класса. А ведь одна из основных проблем добычи полезных ископаемых в Артике – это логистика. Если климат и дальше будет изменяться в сторону потепления, то многие маршруты станут доступнее,
– объясняет Бертош.
Чтобы освоить арктические богатства, нашей стране потребуется создать сложную логистическую сеть, включая порты, терминалы, кабели и гидротехнические сооружения.
По словам председателя Союза геополитиков, члена-корреспондента Российской академии ракетных и артиллерийских наук, капитана 1-го ранга Константина Сивкова, есть семь основных направлений работы освоения Арктики:
- Развитие арктической инфраструктуры;
- развитие Северного флота;
- развитие систем противоракетной и противовоздушной обороны;
- развитие ВВС;
- развертывание контингентов войск в Арктическом регионе;
- строительство населённых пунктов в Арктическом регионе и развитие уже имеющихся.
Организация такой грандиозной системы потребует значительных инвестиций и времени.
И вот на этом фоне «Блумберг» сообщает, что, несмотря на геополитическую напряжённость, Россия и Америка рассматривают возможности сотрудничества в Арктике.
Очередная сенсация: США и Россия создают кооперацию для разработки недр Арктики//Скриншот страницы сайта Bloomberg
Надо полагать, Штаты могут помочь России добывать наши ресурсы. Но нужно ли это русским? Андрей Бертош уверен: запустить в эту сферу американцев – крайне рискованная затея.
Известно, что если куда-то приходят США, то оттуда они больше не уходят. Поэтому всё, что касается общих экономических интересов в этой сфере, – это вопрос очень дискуссионный и непростой. С другой стороны, они наши соседи, обладают, особенно вместе с Канадой, большими арктическими ресурсами. Мы могли бы заниматься обменом технологиями. Например, у них только ведутся работы по созданию ледокольного флота, а Россия является единственной страной в мире, у которой этот флот есть. Нам, в свою очередь, необходимы технологии добычи полезных ископаемых, имеющиеся у разных частных компаний, которые Штаты могли бы привлечь к сотрудничеству с Россией.
– рассказал Царьграду Андрей Бертош.
Отметим, что в области арктических технологий наша страна и без западных решений имеет огромный научный потенциал. Можно привести в пример инновационный проект «Айсберг» от Объединённой судостроительной корпорации. Это роботизированный комплекс, позволяющий круглый год вести разработку месторождений полезных ископаемых в акваториях замерзающих морей. По словам представителей ОСК, основой комплекса станут установки глубоководного геологического бурения, способные разбуривать скважины с отбором керна при глубинах до 4,5 тысячи метров.
Или взять проект атомного подводного газовоза, который прошлой осенью представил президент Курчатовского института Михаил Ковальчук. Поскольку русский подводный танкер не будет касаться льда, то сможет развивать скорость до 17 узлов, а значит, время прохождения по Северному морскому пути у него сократится почти вдвое, до 12 суток. Суда предполагается оснащать тремя ядерными реакторами «РИТМ-200», которые обеспечат работу трёх гребных электродвигателей мощностью по 30 МВт каждый.
Подводный газовый танкер//Скриншот: «Атомная энергия»
Другое дело, что все эти проекты очень далеки от реализации: нужны огромные деньги, с которыми, в принципе, могут помочь американцы. Скажем, совместное строительство вышеупомянутого газовоза буквальным образом соединило бы восток и запад. Дело в том, что если масштабная добыча полезных ископаемых в Арктике пока выглядит немного фантастически, то развитие Северного морского пути — это реальность. Более того — именно логистика может стать точкой, где интересы США и России совпадут.
На Западе существует некий аналог нашего Севморпути – Северо-Западный проход. Это морской путь через Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки через Канадский Арктический архипелаг. Он соединяет Атлантический и Тихий океаны, и сейчас Штаты и Канада активно ведут разговоры о его использовании, хотя он менее развит, чем СМП. Однако если таяние льдов продолжится, то теоретически он может быть совмещён с СМП, что сделает перемещение товаров между полушариями значительно проще,
– считает Бертош.
Что с того?
Пока об освоении Арктики «на двоих» говорить ещё рано. Новый американский президент за минувшую неделю сделал массу громких заявлений, которые многими в России восприняты с позитивом. Но тут нужно понимать, что Дональд Трамп – в первую очередь бизнесмен. И он очень хорошо знает, как добиваться своих интересов в работе с потенциальными партнёрами.
Главный его принцип «искусства заключения сделок» заключается в словах «всё время атакуй». Что, собственно, мы и наблюдаем сегодня на политическом треке – показать выгоду, нарисовать проект (зачастую создаётся впечатление, только что им придуманный), создать условия, чтобы добыча заглотила наживку и сама заявила, что ей это интересно (как это было с предложением по редкозёмам для Зеленского), тут же выдвинуть новые условия, выслушать отказ – и сразу поднять ставки, выдвинув жёсткий ультиматум. Затем как бы пойти на формальные уступки, а затем вновь выставить новые условия, ещё более серьёзные.
И тут хорошим примером может послужить, например, ситуация с Венесуэлой, с которой предыдущая администрация Байдена заключила «соглашение об уступках» по транзакциям с нефтью. Но фишка в том, что разрабатывать нефтяные месторождения в Боливарианской Республике получила право крупнейшая американская энергетическая корпорация Chevron (которая, к слову, получила монопольный контроль над добычей редкозёмов на Украине ещё при Байдене). И есть мнение, что Трамп теперь хочет большего.
Он обвинил Венесуэлу в невыполнении условий договора с США по добыче нефти и заявил, что соглашение будет аннулировано уже 1 марта. Плюс заявил, что Каракас не выполняет обязательств по возврату мигрантов, которых «отправил» в США.
И вот этот «кейс» с Венесуэлой мы должны сегодня держать в голове. Ничего финального, окончательного с Трампом быть не может. На данный момент – здесь и сейчас – он наш «полезный попутчик». А что дальше – будет видно (как и куда он повернёт).
Да и конфликт на Украине далёк от разрешения.
Пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков, отвечая на вопрос об арктическом сотрудничестве, скептически заявил:
В Эр-Рияде действительно упоминалось широкое поле для потенциального сотрудничества. Есть позиция США озвученная: сначала урегулирование, потом экономика.
Однако в теории такая перспектива всё-таки есть, особенно если глобальное потепление (циклическое явление, не путать с «повесточным глобальным потеплением») сделает эти зоны менее суровыми. Очевидно, что ресурсов там очень много. И они интересны всем. Поэтому вариантов развития событий ровно два: либо война за них, либо мирное (относительно) сотрудничество. Выбор цвета фигур на шахматной доске за нами.
Нет Комментариев