Коллаж Царьграда

Стратегия европейцев по удержанию США в конфликте на Украине рушится в прямом эфире. Европейские политики в истерике плачут на саммитах, угрожают в СМИ, умоляют американцев о закулисных переговорах. Русскому человеку, в последние годы неизбалованному позитивными новостями, наблюдать за переполохом в политическом курятнике весело и приятно. Однако возникает вопрос: что дальше и потянет ли старушка-Европа продолжение войны руками украинского режима, если заокеанские кузены умоют руки? И если да, то как долго и в каком масштабе?

В уже далеком 2019 году, комментируя отсутствие координации между США и европейскими странами, президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что у НАТО «умер мозг»; сегодня у покойника треснул и развалился череп. На наших глазах альянс раскололся на две части: американцы приехали на переговоры с русскими, европейцы же остались фонтанировать ненавистью и разочарованием.

Теперь понятно, что Европа одна,

– заявил изданию Financial Times высокопоставленный дипломат из Евросоюза. На уточняющий вопрос журналиста, считает ли теперь Европа, что Соединённые Штаты являются её противником, дипломат дал утвердительный ответ.

То, что американцы и европейцы – враги, запершиеся в тесной клетке антирусского альянса, было известно и понятно давно, однако впервые об этом говорится на уровне официальных лиц. Пока, правда, на условиях анонимности – но то ли ещё будет: ещё не вечер, и демонтаж прежнего миропорядка только начался.

Европейская реакция на американский геополитический кульбит включает два основных момента:

  • мы полезем воевать и не дадим русским сокрушить Украину;
  • и без вас, американцы, обойдёмся: дадим киевскому режиму много-много, очень много денег, оружия и поддержки, и украинцы продолжат войну.

Кажется, мы дожили до времён, когда британский блеф и манипуляции больше ни на кого не действуют. Европа не договорилась о формировании единого «миротворческого» контингента. Коллаж ТГ-канала «Пул №3».

Военная немощь

Воевать – естественно на словах – больше всех рвутся британцы. Очередной премьер Кир Стармер заявил, что готов отправить на Украину войска.

Я готов и желаю разместить британские войска на Украине. Я говорю это не легкомысленно. Я очень глубоко чувствую ответственность перед британскими военнослужащими, которые могут оказаться в опасности,

– написал политический прохиндей, имя которого через пару лет никто и не вспомнит, в статье для The Telegraph.

Одновременно с этим началось обсуждение создания контингента численностью в 25-30 тысяч военнослужащих, который хорошо бы отправить на подконтрольные Киеву территории. Данная группировка, в теории, должна была «продемонстрировать силу», если Россия возобновит военные действия.

План выглядел как очередная «разводка» от англосаксов: заявить одно, а сделать другое. Но в данном случае все прекрасно понимали, что расширение «миротворческого» мандата наталкивается на очень существенные контраргументы в виде «Искандеров» и «Орешника». Иными словами, ввод войск на территорию ещё воюющей Украины означает удары по ним русскими ракетами. А без отправки войск – никаких аргументов к тому, чтобы принудить Россию прекратить боевые действия, у Европы уже и не осталось.

План есть, а сил нет: так можно охарактеризовать прожекты европейцев. Скриншот ТГ-канала «Военный Осведомитель»

Примечательно, что министр обороны США Пит Хегсет ещё 12 февраля заявил, что если на Украину будет отправлен миротворческий контингент, то на него не будет распространяться Пятая статья устава НАТО. Иными словами, американцы прямо сказали: хотите совать пальцы под русский молоток? No problem! Но к Вашингтону с этим не прибегайте жаловаться: это исключительно ваша затея.

В результате идея совместного миротворческого корпуса провалилась. Германия и Польша прямо отказались посылать войска; предложение поддержала только Франция, ранее сама активно спекулировавшая на этой идее. О своём согласии заявила Швеция – видимо, в Стокгольме поняли, что при нынешних раскладах никто никуда не едет, и решили покрасоваться своей брутальностью.

Вообще, следует понимать, что в НАТО дееспособные вооружённые силы есть только у США, Турции и, отчасти, у Польши. Последняя предпринимает экстраординарные усилия по прокачке своей армии, так что в 2024 году стала крупнейшим покупателем оружия на международном рынке, обогнав Индию и Саудовскую Аравию. Без согласия этих трёх стран вся остальная Европа в военном плане ничего собой не представляет и ничего сделать не может.

Сухопутные силы Германии состоят из трёх дивизий: двух танковых и одной моторизованной. Недавно оргмобуправление бундесвера приступило к формированию четвёртой – пехотной охранной дивизии. При этом, по собственно же немецким оценкам, боеготовность частей снизилась даже по сравнению с 2022-м и сейчас составляет не более 50% от расчётной.

У британцев ситуация не лучше. Их вооружённые силы должны насчитывать порядка 140 тысяч военнослужащих, но на конец прошлого года составляли 109 тысяч, в том числе 26 тысяч добровольцев-резервистов. Иными словами, в реальности на службе 83 тысячи военных. Степень технической деградации такова, что некогда владычица морей не способна поддерживать в боеготовом состоянии даже остатки своего флота; страна имеет ровно одну фабрику по снаряжению артиллерийских снарядов, утратила возможность производить танки и стрелковое оружие.

По сути, Британия – это страна – приложение к спецслужбам и офшорной империи, где крутятся триллионы грязных долларов и не менее грязных секретов элит со всего мира. Ведение войны чужими руками – единственный возможный для Острова вариант участия в любом военном конфликте.

Деградация и упадок, однако, не мешают британским экспертам мечтать об общеевропейском нападении на Россию с привлечением 3,5 миллиона солдат. Скриншот ТГ-канала «Военная хроника»

Гадить смогут

Более реалистичным выглядит вариант поддержки Украины за счёт европейских денег. Во вторник, 18 февраля, глава МИД Германии Анналена Бербок заявила, что ЕС выделит Киеву пакет помощи на 700 миллиардов евро. Для понимания масштабов: ВВП Германии составляет чуть меньше 4,5 триллиона евро, а вся помощь, которую европейцы оказали так называемой Украине за три года, составила 132 миллиарда евро.

Если европейские политики заставили раскошелиться своих кукловодов, то деньги на поддержание Киева вполне могут найтись, притом серьёзные. Это важный момент.

Что касается поставок, так сказать, в натуральном выражении, то тут тоже не всё так просто, как может показаться на первый взгляд. Одна только маленькая Чехия в 2024 году поставила ВСУ 1,6 миллиона крупнокалиберных снарядов. Чешский президент Пётр Павел на конференции в Мюнхене заявил о намерении продолжить программу.

Европейцы способны поставлять Киеву современную дальнобойную артиллерию (американцы её и не передавали, за исключением гаубиц М777), бронемашины класса МРАП, стрелковое оружие, в ограниченных количествах – комплексы ПВО и боевые самолёты.

То, что у ЕС ограниченные производственные возможности, а запасы близятся к исчерпанию, не должно вводить в заблуждение. При наличии финансирования к их услугам Турция, Азербайджан и Пакистан, имеющие возможности производить боеприпасы как советских, так и натовских калибров. Кроме того, ключевую роль в устойчивости ВСУ играют беспилотники, а их поставки ЕС вполне способен поддерживать на высоком уровне.

Кроме того, Трамп отмечал, что США согласны продавать европейцам оружие для последующей передачи его Украине. Поэтому не исключено, что после некоторого периода политической тряски американские ракеты и снаряды снова пойдут на восточный фронт. Только платить за это будут уже не американские, а европейские налогоплательщики (что для нас значения не имеет).

Европа может обеспечить очень широкую номенклатуру оружия для ВСУ; вопрос в том, согласятся ли её элиты платить за продолжение войны

В сухом остатке

Сможет ли европейская помощь переломить ситуацию? Разумеется, нет. ВСУ проигрывали войну, когда за их плечами стояла вся мощь объединённого Запада. А уж после того, как от коалиции откололся главный спонсор, ситуация резко ухудшилась. И крайне сомнительно, что европейцы смогут компенсировать выпавшую часть поддержки.

Тем не менее противник может попытаться компенсировать ухудшение снабжения путём изменения стратегии:

  • сократить линию фронта, отойдя за Днепр;
  • прекратить контратаки и практику удержания безнадёжных плацдармов.

При меньших амбициях, большей адекватности и, соответственно, меньшем уровне потерь Киеву может хватить даже сокращённых объёмов помощи для продолжения борьбы. Понятно, что и в этом случае речь будет идти об оттягивании неизбежного, но затягивание войны на месяцы, а может, и год – станет реальностью.

Другой вопрос, что конфликт перестанет играть ключевую роль удержания США на второстепенном направлении и помехи в подготовке Вашингтона к войне с Китаем, каковой является естественным геополитическим союзником Европы. Прокси-война с Россией станет полностью уделом и бременем Европы, а США начнут зарабатывать на ней. Какой выход из этого тупика выберет европейская верхушка – пока непонятно. Да, вероятно, она ещё и сама не знает.

Что касается нас, то сейчас России как никогда важно помнить наставление Александра Свечина, военного теоретика, заслужившего репутацию «русского Клаузевица»:

Чрезвычайно важно не добиваться на мирных переговорах каких-либо новых преимуществ, а выступать как сторона, располагающая уже тем, что ей надо,

– отмечал классик военной мысли, своими глазами наблюдавший ошибки Российской Империи в Первой мировой войне и их последствия.

Поэтому переговоры в Саудовской Аравии – это хорошо и правильно, хотя бы потому, что они, как ничто другое, раскалывают коллективный Запад. Но основания для Победы и прочного мира может заложить только русский солдат, одержав победу на поле боя. Сначала мы должны занять всё, что считаем своим, а уже потом можно будет обсудить условия, на которых противник согласен признать изменившуюся реальность.

Влад Шлепченко