Коллаж Царьграда

В последнее время с фронта приходит множество добрых новостей. Вражеский наскок в Курской области отражён, ВСУ продолжают бить и теснить на Южнодонецком направлении, противник практически полностью потерял Торецк (Дзержинск). Однако мало кто говорит о том, чего стоят эти успехи русской армии, в каких условиях они достигаются и с чем сталкивается русский солдат — от штурмовика, идущего на вражеский опорник, до снабженца, мотающегося по фронтовым дорогам.

В понедельник, 13 января, ряд наших Telegram-каналов опубликовали снимок автомобиля УАЗ-3303, в народе прозванного «головастиком», который наши бойцы использовали в качестве штурмовой машины. Кулибины из фронтовой мастерской обварили кабину (собранную из стекла и тонкой жести) сетками, а вдоль бортов натянули резинотканевые экраны.

Штурмовая «буханка» — символ отчаяния и потрясающей смелости русской пехоты, наглядная иллюстрация того, насколько наша армия обеспечена транспортом

При попадании дронов, конечно, все эти дополнительные сетки и прочий хлам никак не помогают полностью небронированной машине и её экипажу пережить прилёт. Это уже далеко не первый случай, когда ВС РФ переходят к использованию легкового транспорта для атак украинских позиций с очевидными для штурмующих последствиями,

— отмечает канал «Военный Осведомитель».

Это и есть правило

Тут, наверное, можно было покрутить пальцем у виска и сказать, мол, «учудили», «чего только на войне не случается». Но правда состоит в том, что такие эрзац-штурмовые машины — это не исключение из правил, а как раз уже правило.

В конце декабря противник опубликовал видео разгрома нашей штурмовой колонны, двигавшейся на освобождение села Украинка на Покровском направлении. Как нетрудно заметить, в составе колонны значительная часть транспорта представлена небронированными гражданскими машинами, имеющими соответствующий уровень защиты и проходимости.

В штурмовой колонне легковушек замечено нечто напоминающее «копейку» — «Жигули» модели 2101. Скриншот с ТГ-канала «Военный Осведомитель»

13 января, через несколько часов после публикации снимка подбитого «головастика» подписчики Telegram-канала «Два майора» прислали снимок справки-доклада, подготовленного военной полицией 6-й мотострелковой дивизии 3-го армейского корпуса. В документе перечислены случаи перемещения военнослужащих на своих личных и полученных от волонтёров гуманитарных машинах в зоне СВО. В написанной же от руки резолюции приказывается передать изъятые машины в подразделения, «где есть потребность», для проведения штурмовых действий.

Скриншот документа, предписывающего направлять гражданские легковушки в штурмовые подразделения. Скриншот с ТГ-канала «Два майора»

Простите за наш французский. Но резолюция «ПРИМЕНЯТЬ ГУМ МАШИНЫ ДЛЯ ШТУРМОВЫХ ДЕЙСТВИЙ» — это ****** *****. Там, ***, «Хендай Акцент» в тексте. Автор резолюции не хочет, ***, лично на «Хендае» штурмовой отряд возглавить? Хотели бы, чтобы это было  фейком, но ЦИПсО вряд ли бы до такого додумалось. ***, где броневики и квадроциклы в товарных количествах, ведь производство-то наращивается, треть бюджета на оборонку идёт,

— комментируют ситуацию авторы канала.

Таким образом, налицо, что в действующей армии имеется катастрофическая нехватка бронетехники  и бронированного автотранспорта. Идти в атаку по-дедовски, пешком — не вариант. При наличии у противника дронов, артиллерийских корректировщиков, FPV-дронов, беспилотников со сбросами никто до позиций врага живым не дойдёт. Остаётся выкручиваться и сажать штурмовые отделения на любой хлам с мотором и колёсами.

В тёплое время года хорошо себя зарекомендовала практика использования кроссовых мотоциклов, однако на раскисших полях и превращённых в канавы липкой грязи просёлочных дорогах мотоциклы вязнут. В результате армия буквально наступает на гражданских машинах-развалюшках.

В подразделениях, где бойцы подходят к делу с умом, с автомобилей срезаются крыши, снимаются двери – получаются военные багги, сильнее всего напоминающие американские «Виллисы» времён Второй мировой войны: по сути — табуретка с колёсами, главное преимущество которой в том, что бойцы на ней всё видят и в любой момент могут спрыгнуть на землю. Там же, где мысль идёт по наезженной колее, легковушки продолжают «обмангаливать», превращая в ловушку для экипажа и десанта.

Два подхода к фронтовой модернизации гражданских машин. Скриншот с ТГ-канала «Вестник 1430 Полка»

Американцы, выходит, не дураки?

Можно сколько угодно ржать над противником, но коллективный враг сумел нарастить поставки MRAP (англ. mine resistant ambush protected — колёсные бронемашины с усиленной противоминной защитой), при этом трофейные образцы имеют автоматическую коробку передач, в них нормально помещается личный состав в СИБЗ,

— отмечают «Два майора».

Тут, конечно, можно сказать, что на самом деле ВСУ тоже используют гражданские автомобили на переднем крае, да и броня МРАПов ничего не гарантирует: FPV-дроны с кумулятивными боеприпасами жгут даже «Абрамсы», чего уж им «скорлупка» какого-то броневика. Вроде всё так… Но на самом деле — нет.

Большой объём забронированного пространства, характерный для западной конструкторской школы, позволяет экипажу пережить даже пробитие кумулятивной струёй; поверх достаточно прочной брони начинают работать решётки из закалённых ламелей, а мощный двигатель, который не сразу сдыхает после пробития, позволяет дотянуть до точки спешивания или подходящего укрытия.

Прилёт нашего FPV-дрона в капот бронеавтомобилю International MaxxPro. Источник: ТГ-канал «Лыня»

Надо ли говорить, что если бы не мощное бронестекло, судя по характерным сколам, уже выдержавшее попадание пули, то при взрыве нашего боеприпаса водителя и его напарника посекло бы осколками?

А вот ещё одно наглядное свидетельство того, что большой забронированный объём — это благо, а не буржуйская прихоть и страшный недостаток, как любят утверждать поклонники «низкого силуэта» и малой массы.

За счёт большого внутреннего объёма американского броневика пробитие брони не вызвало гибель всех, кто находился внутри; более того, машина не загорелась и смогла продолжить движение, вывозя украинских боевиков из опасной зоны.

Кровь наших людей

Отсутствие достаточного количества транспорта, имеющего хоть какую-то броню, заставляет наши войска приспосабливать под эти цели любую доступную технику. Систематически в бронетранспортёры переделываются многоцелевые легкобронированные тягачи МТ-ЛБ, которые создавались для доставки грузов и людей к передовой, а не для того, чтобы проводить атаки. В бронесараи перевариваются артиллерийские тягачи АТС-59Г; огромные будки привариваются на танки.

Но даже на этом фоне использование гражданских машин выглядит уже шагом крайнего отчаяния: когда русский мужик пошёл на принцип и сдаваться не собирается ни при каких раскладах, но возможностей выполнять поставленные задачи уже просто нет.

Артиллерийский тягач, переваренный в «штурмовой бронесарай». Источник: ТГ-канал «Осведомитель»

С одной стороны, проблема с оснащением войск автотранспортом и бронетехникой понятна: фронт пожирает и то и другое в чудовищных количествах. По отзывам волонтёров, эвакуационная машина живёт на фронте около недели. Промышленность просто не успевает столько выпускать. С другой стороны, наше военное ведомство и промышленность почему-то не озаботилось тотальным оснащением всей военной техники станциями РЭБ и комплексами пассивной защиты от ударов беспилотниками. Бойцы в фронтовых мастерских сами, из доступных им материалов мастерят защиту, в том числе и на технику, которой она помочь в принципе не может.

Ну а самое главное — враг продолжает господствовать в малом воздухе, благодаря чему превращает всю прифронтовую полосу в зону охоты своих дронов и артиллерии.

Одна из «дорог смерти» на Покровском направлении. Съемка 9 января. Источник: ТГ-канал «ZОНА ПРАВДЫ»

В сухом остатке

Как нетрудно заметить, концепция перемалывания, принятая нашим Генштабом за неимением лучшего, оказалась противником воспринята. Противник создал противовес. Мы истощаем хохлов за счёт уничтожения их л/с в ПВД на разной глубине и за счёт уничтожения складов материальных средств и техники. Хохлы истощают нас, громя нашу технику и личный состав в ближнем тылу и на передке. Обе стороны стремятся исправить ситуацию,

— пишет канал «Vault 8. Убежище №8», автор которого воюет на СВО.

В целом очевидно, что русская армия в очередной раз оказалась перед жесточайшим испытанием. В 2022 году таковым была тотальная нехватка людей, в 2023-м закончились довоенные запасы и на фронте разразился снарядный голод; весь 2024-й мы догоняли врага в применении беспилотников и только с августа начали выправлять ситуацию.

Теперь же разразился автотранспортный голод. Армия задыхается без бронированных машин и без массовой, качественно защищённой БМП, то есть техники, специально предназначенной для ведения наступательных действий. Войскам нужны десятки и сотни тысяч бронированных «Тигров», КамАЗов, «Тайфунов-ВДВ» и других отечественных МРАПов, нужны тысячи БМП-3, желательно в модификациях «Манул» или «Драгун» (которые сейчас в войска вообще не поставляются). Возможно, имеет смысл налаживать массовые поставки БТР-22, каковой является упрощённым аналогом давно обещанного и переобещанного «Бумеранга». Это огромный вызов, и государству придётся давать на него ответ — так же, как и на все прежние.

Влад Шлепченко