Коллаж Царьграда
Несколько дней назад администрация Байдена ввела очередной пакет санкций против России. Он почти целиком касался нефтегазового сектора и флота. Что Байден, что Трамп ведут дело к тому, чтобы сделать США главным экспортёром нефти и газа, и «принуждение России к миру» осуществляют именно через нефтегазовые рычаги. Ибо нефтегазовый диктат — ещё и оптимальная возможность полностью подчинить себе ЕС. Так что за что воюют они — понятно. Между тем Россия всё ещё не сформулировала точно, за что именно она воюет на Украине. Понятно, что «денацификация» и «демилитаризация» — это текущие задачи на пути к чему-то большему. Но к чему?
Цели США (будь во главе их Байден или Трамп) понятны: восстановление, а желательно — усиление своего статуса «мирового гегемона» в мире, соответствующем умозаключениям г-на Фукуямы о «конце истории».
Вся разница между Байденом и Трампом — в методах достижения этого общего для обоих результата. Понимание этого Россией, а также правильная постановка своей цели в данной ситуации — именно это сегодня «вопрос вопросов».
Трамп — это тот же Байден, но «вид сбоку», так что цели у обоих одни и те же. Фото: Shutterstock
За что воюют они
В любой экономике самый болезненный удар — это удар по карману. Россия на протяжении минимум трёх десятилетий «дружбы с партнёрами» выстраивала свою экономику по стандартам «всемирной бензоколонки» — т.е. де-факто колонии, снабжающей метрополию своими энергоресурсами. Кто не знает: в «коммунистическом» СССР доля нефтегазовых долларов в бюджете была 18%, в современной России — порядка 40%.
Экономика тянула за собой политику. Именно идея «энергетической сверхдержавы» (за которой стояли либеральные экономисты) была основой нашей реальной госидеологии в 2006-2007 годах, как раз когда Путин произносил свою «Мюнхенскую речь» о том, что «встраивание в Запад» для России должно предполагать некоторую автономию.
Теория строилась на том, что Россия влияет на мировые цены на энергоносители, а потому приобретает важное место в мировой экономике и обеспечивает приток валюты в страну, на которую мы покупаем всё остальное. Популярность подобных идей связана была с начавшимся в 1999 году ростом цен на энергоносители и подготовкой председательства России в «Большой восьмёрке» в 2006 году.
В итоге вся экономика, а также и внешняя политика России, в том числе на Украине, строились именно вокруг этого принципа.
Игры в «нефтяную супердержаву» мы сегодня и расхлёбываем. Фото: Shutterstock
Последствия общеизвестны. Да и сегодня огромная часть экономики выстроена вокруг «трубы». Более того, отказ от структурных реформ привёл к консервации монополии «Газпрома», а в итоге к невыполнению компанией базовой функции развития национальной газодобычи.
При этом наши «элиты» почему-то считали, что они «держат за горло» Евросоюз своими поставками нефти и газа. На самом деле получилось с точностью до наоборот: «Северные потоки» американцы взорвали, ЕС промолчал, и сегодня всю Европу принудительно переводят на вчетверо более дорогой американский сжиженный газ, подавая это как «энергетическую независимость от России».
Россию же «дожимают», тем или иным способом блокируя последние оставшиеся у неё каналы экспорта энергоресурсов — атака на танкеры нашего «теневого» флота, отказ Украины от газового транзита и т.д. Как отмечает эксперт-международник Андрей Кошкин:
Цель США прежняя — оставаться гегемоном, что даёт массу возможностей и для экономического, и для политического диктата остальному миру. Этому мешают Китай — как обладатель эффективной альтернативной экономической модели и Россия — как «Хартлэнд» Евразии, обладание которым даёт возможность контролировать весь континент. Энергоресурсы в данной ситуации используются как оружие. Сначала в этом Запад обвинял нас, теперь же сам широко именно это использует.
Понятно: удар по «сидящей на нефтегазовой игле» российской экономике, как они планируют, должен вызвать девальвацию рубля, очередной виток инфляции и падение уровня жизни, на котором и попытаются сыграть при организации внутрироссийской дестабилизации. Именно таков, судя по всему, истинный план Запада по «принуждению России к миру», который намерен реализовать Трамп.
Милые бранятся — только тешатся. Скриншот CNN
За что воюем мы
В связи с этим возникает резонный вопрос: за что воюют ныне они и за что воюем мы? С Западом вроде бы всё понятно. Как заметил глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович:
Трамп однозначно продолжает линию Байдена на восстановление роли США как мирового гегемона. Поэтому меры по ограничению экспорта российских энергоресурсов будут продолжены как часть этой стратегии. Для США нынешняя война с нами, по сути, неоколониальная, в то время как для нас — оборонительная: мы хотим восстановления территориальной целостности России, включая новоприсоединившиеся регионы, и твёрдых гарантий своей безопасности: посему Украина или должна быть нейтральной буферной зоной между Россией и Западом, или не быть вовсе.
Всё так. Но хотелось бы конкретики: за какую Россию мы сегодня воюем?
Геостратег Андрей Школьников отвечает на этот вопрос так:
Это война за независимость от западного мира — как США воевали за независимость от Англии. Мы ограничиваемся своей «зоной влияния». Наша цель — увеличить зону контроля, на которой Россия имеет «блокирующий», а того лучше — «контрольный» пакет при принятии стратегических решений.
То есть Россия в этой концепции рассматривается всего лишь как некая региональная держава, восстанавливающая контроль в сфере своих жизненных интересов. С этим подходом вполне сочетается точка зрения тех, кто сегодня ратует за признание неправомочными разрушивших СССР Беловежских соглашений, что даёт повод России претендовать на «восстановление СССР» в той или иной форме.
Заметим, что именно такая трактовка более всего устраивает и Запад, подающий войну на Украине как следствие «имперских амбиций» России, стремящейся присоединить к себе республики бывшего СССР.
Но есть ведь и совершенно другое, гораздо более выигрышное идеологически целеполагание. Ибо Россия — не просто страна, а центр тысячелетней самобытной Русской цивилизации, системообразующим началом которой является триединый (великороссы, малороссы, белорусы) Русский народ.
Да, часть исторической территории его проживания отторгли, создав УССР и БССР, при учреждении Советского Союза. Да, в результате трёх принудительных «украинизаций» (1914 г., 1920-х гг. и после 2014 г.) часть проживавшего на Украине Русского народа перепрограммировали в антипода русскости.
Вот за неё, за Русскую цивилизацию, мы и воюем… Скриншот: www.glazunov-gallery.ru
Но тысячелетнюю историю всё это не отменяет, и нашей истинной целью должно официально быть провозглашено восстановление естественно-исторического пространства Русской цивилизации (Руси) и восстановление целостности её основы — Русского народа. Важность «демилитаризации» и «денацификации» Украины это, конечно, не отменяет, но надо помнить: это лишь технологии (одни из многих) реализации нашей главной цели.
Что с того?
Фома Аквинский говорил:
Чтобы война была справедливой, необходимы три условия. Первое — власть суверенов. Второе — законные основания. Третье — благие намерения.
Если с «властью суверенов» и «законными основаниями» (нападение на признанных Россией ДНР-ЛНР) вроде всё в порядке, то с «благими намерениями», очевидно, есть проблемы.
И эти проблемы срочно надо решать, если мы хотим побеждать Запад не только на поле боя, но и в противостоянии цивилизаций.
Нет Комментариев