Коллаж Царьграда
«Финист. Первый богатырь» получился ярким, остроумным и глубокомысленным продолжением киновселенной «Последнего богатыря». Каждая следующая лента Дмитрия Дьяченко в этой серии оказывалась не только уморительно смешной (чего у Дьяченко точно не отнимешь — он умеет смешить), но и глубже, серьёзнее по смыслу, чем предыдущая.
Начнём с важной оговорки. «Последний богатырь» в целом не имеет никакого отношения к советской традиции сказочного кино. В нём всё нарочито иронично, выдержано в постмодернистском ключе, построено на перепутывании сказочного пространства и современности. Оценивать эти фильмы в сравнении с «Ильёй Муромцем» Птушко или «Финистом ясным соколом» Васильева нет никакого резона ни в положительном, ни в отрицательном смысле.
Однако упрекать «Последнего богатыря» в неуважении к Руси и русской культуре нет никаких оснований — напротив, сказочная и былинная Русь предстаёт в этих фильмах яркой, красочной, привлекательной, чуждой унылых «кривых брёвен», доминирующих у нашего кинокреаклитета при изображении Руси. Ну и наконец, несмотря на все аттракционы, «Последний богатырь» — это серьёзное смысловое кино, с каждой новой серией всё больше претендующее на историософскую глубину.
Начинался «Последний богатырь» с крайне сомнительной постмодернистской идеи, что настоящее зло — это добро, богатыри в лице Добрыни Никитича, а настоящее добро — это всевозможная нечисть, Кощей да Баба-яга. Одобрить это, несмотря на высокий уровень самого фильма, было, конечно, невозможно. По сути, это был подкоп под традиционный русский культурный код.
Кадр из трейлера фильма «Последний богатырь». Скриншот: ютуб-канал «Киноафиша Трейлеры»
Подкоп вывел в нужное место
Однако уже во второй части, «Корень зла», смысл заметно изменился в сторону русской традиции. Зло действительно существует, представленное могущественным колдуном Роголебом, и оно действительно злое. А главный герой совершает долгое и трудное путешествие ради обретения Отца.
Наконец, в «Посланнике тьмы» создатели богатырской саги прямо пошли против феминистски-антитрадиционной «повестки» диктуемой Западом. Несмотря на уморительные приключения сказочных героев в современной Москве и кринжовый заход Филиппа Киркорова в какую-то дверь, фильм был полон глубоких и важных смыслов. Главной носительницей зла вопреки канонам феминистского кинематографа оказалась ведьма Галина. Герой Иван должен был в самом себе победить посланника тьмы, облачённого в западные ренессансные доспехи, убить в себе западника. А заканчивалось всё победой над злом и восстановлением нормального традиционного порядка — крепкой счастливой семьёй да привольной сказочной русской жизнью.
Не будем сейчас обсуждать «Последнего богатыря. Наследие» хотя бы потому, что сериал — это немного другой жанр. А вот первый «спин-офф» (сиречь ответвление) богатырской вселенной получился весьма ярким.
Кадр из трейлера фильма «Последний богатырь: Корень зла». Скриншот: ютуб-канал iVideos
Летающий хряк
«Финист. Первый богатырь» оказался полным приключений, экзотики и смешных шуток (порой дурацких, но всё равно смешных, порой весьма утончённых). А главное — это лента с множеством прозрачных политически-историософских аллюзий и глубокой философией.
Начинается всё, впрочем, с толстого троллинга. Буквально со «свинореза». Финист усмиряет огромного летающего хряка и пускает его на холодец. Подавляющее большинство зрителей понимают эту аллюзию однозначно, и трудно придумать как это можно понять как-то иначе. Но это только присказка.
Сказка начинается тогда, когда самодовольный, но ищущий настоящих богатырских подвигов Финист отправляется в готический замок, где живёт прекрасная бледнокожая златовласая красна девица, при первом же прикосновении превращающаяся в кошмарную ехидну. В бою Финист обрушивает этот западный замок, но сам слепнет, и начинаются его мытарства.
А заканчиваются эти мытарства визитом восточных «гостей» и угоном за тридевять земель в рабство. Что это за «визит гостей», живущему в 2025 году в России человеку тоже объяснять не надо. Для всякого мало-мальски северного человека аллюзия лежит на поверхности.
Ну и тема работорговли русскими, которую вели степняки в XIII-XVIII веках, такая болезненная, что у нас почти не обсуждается. А ведь Россия создавалась именно борьбой с этой работорговлей в Диком Поле — строительством засечных черт и созданием непреодолимой для работорговцев преграды. И затем — покорением Крыма. На месте русской скорби в Феодосии-Кафе нет даже маленького памятного знака миллионам русских, угнанным в неволю. То, что эта тема затронута хотя бы в юмористическом ключе, — уже большое достижение «Финиста».
Восточная тема подана без всяких «восточных сказок» — напротив, предельно ядовито и иронично. Работорговля, пиратство, жестокие «шариатские» законы — вся та изнанка, о которой мы в последнее время «назло Западу» начали забывать, но которая никуда не делась и которая ломится в наши города то «фетвами» муфтиев, то «фестивалями плова». Никогда не следует забывать, что главным украшением любого восточного базара был шест со славянскими рабами.
«Финист» — фильм ядовито антивосточнический, антиориенталистский, и это сегодня его огромный плюс. С Западом в себе Россия за годы СВО в целом разобралась, а вот заблудиться в своём внешнем и внутреннем Востоке, быть поглощённой нашествием мигрантских «гостей» и потерять русскую идентичность — такая угроза есть. Риска превратить защиту нашей суверенности в апологию кишлака нам надо избежать.
Юмористические сцены со взглядом на восточную экзотику глазами северных людей — вроде поедания банана с кожурой — тоже вызывают реакцию не «ах, русские дикари», а напротив — весёлого отчуждения. И в самом деле, красная репа (арбуз) сладкая, а сладкое вредно для фигуры, особенно если ты Баба-яга.
Кстати сказать, молодая Баба-яга в исполнении Юлии Пересильд получилась яркой. Всегда считал Пересильд очень сильно переоценённой актрисой, но в этой роли она раскрылась, появились характерность, манерность, которыми обычно эта актриса нас не балует.
Кадр из трейлера фильма «Финист. Первый богатырь». Скриншот: ютуб-канал «Киноафиша Трейлеры»
Наука и магия
Но главное в «Финисте» — это центральная проблема науки и магии. Фильм оказался ярким философским высказыванием, направленным против сциентизма, то есть идеологии абсолютного доминирования науки, механики, рациональности над всем волшебным и чудесным, что есть в мире. Если в обычном кино шарлатаны выдают технику за магию, то главный злодей «Финиста» выдаёт магию за технику и пытается подчинить героев своему жестокому проекту технизации волшебства.
Помимо серьёзного философского вопроса о том, что такое наука и каково её место в жизни людей, это ещё и остроумный яркий оригинальный сказочно-приключенческий сюжет, не отдающий «слизанностью» у голливудских кинофраншиз. Не то чтобы эта тема совсем в Голливуде не встречалась, но с лёгкостью очевидный первоисточник и не упомнишь. Зато можно сразу отметить параллельный проект современного русского кино — сериал «Молот ведьм», в котором проблема соотношения магии и науки ставится по-настоящему серьёзно.
Русичи нанесли удар по западной нечисти. Правда, пока с экранов телевизора. Рецензия кинокритика
Любопытный поворот совершает и тема Запада, олицетворяемого девой-ехидной. В конце фильма обнаруживается, что героиню обманули, убедив, что подлинный её облик — ехиднин, её можно ещё спасти и исцелить, вернув облик человеческий. И не исключено, что в продолжении продолжения герои этим и займутся. Кто-то, для кого борьба с Западом на первом месте, увидит тут западническую крипто-пропаганду. А вот наши «трамписты», напротив, возликуют: мол, наша дорога — это исцеление Запада, возвращение его к нормальности.
Наряду с философской глубиной, яркостью визуального ряда, нешаблонным увлекательным сюжетом «Финист» — это ещё и множество шуток. Некоторые — плоские, но смешные, некоторые — весьма утончённые и оригинальные, рассчитанные на образованного зрителя. Чего стоят зернышки Бабы-яги, превращённые в арбузы, обрушивающиеся на приспешников злодея под «Полет Валькирии» Вагнера (глубину ассоциаций от Копполы до Пригожина каждый зритель может задать по собственному произволу). Или игры с ИИ, когда человек изображает верблюда в теле человека, с тем чтобы ИИ в теле верблюда думал, что он заточённый в животное человек: такое не снилось никакому «Вестворлду».
Ну а главная проблема «Последнего богатыря» всё та же. Это фильм эпохи «крестопада». В изображенной им красивой сказочной Руси нет никаких признаков Руси Святой — ни церквей, ни придорожных крестов, ни заутрени, ни святой воды. И всё это радикально отличается от атмосферы аутентичных русских былин:
Говорил Илья — таковы его слова:
Ай ты, славныя Владимир стольно-киевский!
Я стоял заутреню христосскую во Муроме,
А и к обеденке поспеть хотел я в стольный Киев-град…
Мир русской былины и русской волшебной сказки — это христианский, православный, крещёный, Божий мир. И всё, что есть в нём волшебного, подвластно Христу и славит Христа.
Если же это христианское измерение волшебного мира забыто, то мы оказываемся в дурном сне отрёкшейся от Христа викканки Поклонской. В этом дехристианизированном сказочном мире не только зло, но и добро превращается в метафизически и нравственно индифферентную джедайскую «силу».
Проблема крестопада — центральная для современной русской культуры и самосознания. Не сумев задавить русское начало вовсе, сатанистские «технологи будущего» пытаются эту русскость подменить: купола без крестов, Русь без церквей, чудеса без Бога. Здесь обозначился великий водораздел, и каждому придётся выбирать — служить тьме или свету. Не избежать этого выбора и «Последнему богатырю».
Нет Комментариев