6 января 1918 года ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный комитет) принимает Декрет о роспуске Учредительного собрания, не признавшего советскую власть и все выпущенные к этому времени её декреты.

Выборы в Учредительное собрание проходили с 12 по 14 ноября 1917 года. По данным, полученным из 67 избирательных округов, всего в выборах приняли участие 44 433 309 человек.

Большевики получили чуть менее 25% голосов — существенно меньше своих ожиданий. Так называемые мелкобуржуазные партии — эсеры, меньшевики и т.п. —собрали около 62%. Ещё 13% голосов получили кадеты. Рассвирепевший гр. Ульянов (Ленин), не моргнув глазом, сразу похерил результаты всенародного волеизъявления, заявив, что избранный состав Учредительного собрания отражает соотношение классовых сил в стране, сложившееся ещё до октябрьской «революции», но с тех пор, ко времени созыва Учредительного собрания, уже коренным образом изменившееся.

Тем не менее 5 января в 16 часов в Таврическом дворце все же состоялось первое и, как выяснилось, последнее заседание Учредительного собрания. На нём присутствовали 410 депутатов из 715 избранных.
За день до открытия Учредительного собрания, 3 января 1918 года, большевики нанесли упреждающий удар. ВЦИК принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа (спустя некоторое время утверждённую III Всероссийским съездом Советов), целиком и полностью закрепляющую власть исключительно за трудящимися массами и их полномочным представительством — Советом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Для того, чтобы депутаты Учредительного собрания лучше поняли «намек» большевиков, в тот же день, что называется, вдогонку, ВЦИК принял постановление «О признании контрреволюционным действием всех попыток присвоить себе функции государственной власти». В этом постановлении, в частности, говорилось следующее: «На основании всех завоеваний Октябрьской революции и согласно принятой Центральным Исполнительным Комитетом 3 января с. г. декларации прав трудового и эксплуатируемого народа вся власть в Российской Республике принадлежит Советам и советским учреждениям. Поэтому всякая попытка со стороны кого бы то ни было или какого бы то ни было учреждения присвоить себе те или иные функции государственной власти будет рассматриваема как контрреволюционное действие. Всякая такая попытка будет подавляться всеми имеющимися в распоряжении советской власти средствами вплоть до применения вооруженной силы».

В 4 часа 40 минут утра 6 января, отказавшиеся признать ультимативное требование большевиков о признании Декларации прав трудящегося, и эксплуатируемого народа и об утверждении декретов II Всероссийского съезда Советов Учредительное собрание было распущено.
В тексте Декрета о роспуске Учредительного собрания говорилось: «Российская революция с самого начала своего выдвинула Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов как массовую организацию всех трудящихся и эксплуатируемых классов, единственно способную руководить борьбою этих классов за их полное политическое и экономическое освобождение… Трудящимся классам пришлось убедиться на опыте, что старый буржуазный парламентаризм пережил себя, что он совершенно несовместим с задачами осуществления социализма, что не общенациональные, а только классовые учреждения (каковы Советы) в состоянии победить сопротивление имущих классов и заложить основы социалистического общества».

Роспуск Учредительного собрания со всей очевидностью показал, что нелегитимно захватившие власть большевики, наплевав на все приличия, перешли рубикон, цинично игнорируя буржуазные юридические формальности, продемонстрировав таким образом, что не станут ни с кем делиться захваченной властью. В подтверждение в течение нескольких дней после незаконного разгона долгожданного обществом Учредительного собрания большевики жестоко расстреляли и разогнали несколько многолюдных протестных демонстраций, прошедших в двух столицах и нескольких крупных городах. После этого Гражданская война стала уже неминуема.

Илья Рябцев