Фото: mid.ru

Министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью российским и зарубежным СМИ затронул важнейшие аспекты международной повестки. Вероятные мирные переговоры по Украине, зашедшие в тупик отношения России с США, сирийская проблема — вот некоторые из главных тем, которые затронул глава МИД и на которые обратил внимание Царьград.

Украина: переговоры «по сути»

Вполне ожидаемо центральной темой онлайн пресс-конференции министра иностранных дел России, которая состоялась 26 декабря, стала Украина и вероятный мирный диалог. Сергей Лавров подчеркнул, что Москва готова к переговорам по урегулированию украинского кризиса, но только при условии, что они будут касаться первопричин кризиса и учитывать требования России.

Мы готовы всегда к консультациям, готовы еще раз, если кто-то не понимает нашу многократно и доступно, предельно ясно изложенную позицию, готовы всегда эту позицию подтверждать. Открыты к любым переговорам, если переговоры будут по сути: о первопричинах и о тех принципах, о которых сказал президент Путин в июне нынешнего года, выступая здесь, в Министерстве иностранных дел,

— сказал Лавров.

Надо напомнить, что 14 июня президент России Владимир Путин на встрече с руководством МИД назвал условия для урегулирования ситуации на Украине. Среди них вывод ВСУ из Донбасса и Новороссии, отказ Киева от вступления в НАТО. На Украине также должны в полной мере быть обеспечены права, свободы и интересы русскоязычных граждан. Россия считает необходимым отменить все западные санкции против нее и установить внеблоковый и безъядерный статус Украины.

Министр подчеркнул, что высказанные Путиным требования России не являются предварительными условиями для начала переговоров.

Это требования выполнить то, под чем все подписались, принимая Устав Организации Объединенных Наций,

— констатировал глава российской дипломатии.

Пресс-конференция Сергей Лаврова была широко анонсирована.

Пустой разговор о перемирии

Сергей Лавров особо подчеркнул, что Россию не может устроить «пустой разговор» по украинскому урегулированию, а перемирие сейчас стало бы путем в никуда. Эта мысль прозвучала в контексте вероятного визита в Москву посланника Трампа по вопросам России и Украины Кита Келлога.

Много уже на эту тему было сказано, президент (Владимир Путин) неоднократно к этой теме обращался <…>: нас не может устроить пустой разговор. Пока все, что мы слышим, это разговоры о необходимости придумать какое-то перемирие, и особо не скрывается, что нужно это перемирие для того, чтобы выиграть время для продолжения накачивания Украины оружием, чтобы они привели себя в порядок, дополнительную мобилизацию осуществили и так далее,

— заявил министр иностранных дел.

Перемирие — это путь в никуда, — подчеркнул Лавров. — Нам нужны окончательные юридические договоренности, которые будут фиксировать все условия обеспечения безопасности Российской Федерации и, конечно же, законные интересы безопасности наших соседей, но в контексте, который будет международно-правовым способом закреплять невозможность нарушения этих договоренностей.

При этом Сергей Лавров подчеркнул, что Украине нужно провести выборы, если она хочет легитимного президента, а пока легитимностью в стране обладает только Верховная рада.

Эффектно закончил тему

Сергей Лавров довольно эффектно подвел черту под темой об Украине, дав понять, что Россия имеет преимущество в оружии и что Запад должен учитывать эту объективную реальность.

Глава российского МИД, рассуждая на задаваемые журналистами вопросы о вероятном мирном диалоге и о продолжении Россией бомбардировок украинской территории, заявил, что целью для ударов России в зависимости от исходящих угроз могут быть центры принятия решений непосредственно в Киеве и что Москва никогда не наносит удары по гражданским объектам. Это было похоже на ситуацию, когда в полночь в темном переулке незнакомец с явно недобрыми намерениями и для отвода глаз спрашивает у молодой особы время, а та, прежде чем посмотреть на часы и вежливо ответить, достает из сумочки револьвер.

Цели для поражения на территории Украины мы подбираем, исходя исключительно из угроз РФ. Это могут быть и военные объекты, предприятия оборонной промышленности, центры принятия решений в Киеве вполне могут быть тоже такими целями. Но отвечать по гражданским целям — это не в наших правилах. Это правила нацистов, которые засели в Киеве при поддержке Запада, и правила тех, кто поставляет им вооружения для уничтожения сугубо гражданской инфраструктуры и мирных граждан,

— отметил министр.

Американский фактор

Второй важной темой пресс-конференции Лаврова были отношения России и США. Глава МИД сказал, что Россия слышит сигналы команды Трампа о желании возобновить диалог.

Мы, конечно, слышим сигналы, которые от команды Трампа поступают, о том, что они заинтересованы возобновить диалог, и это абсолютно разумно и нормально,

— сказал министр. При этом, по его словам,  первый шаг для восстановления контактов с Россией должны сделать США,  которые их прервали после начала СВО.

Если сигналы, которые поступают от новой команды в Вашингтоне, о том, чтобы восстановить прерванный Вашингтоном после начала специальной военной операции диалог, серьезны, конечно, мы на них откликнемся. Диалог прервали американцы, поэтому им делать первый шаг,

— подчеркнул глава МИД.

Из слов Лаврова следует, что Москва не стремится публично делать какие-то выводы относительно новой администрации США в условиях отсутствия ее ясной позиции. И по словам Лаврова, Москва ждет официального формулирования политики администрации Трампа в отношении России.

Если в Вашингтоне будут учитывать наши законные интересы, то диалог, конечно же, будет не бесполезным, а результативным. Если не будут наши интересы учитываться, то все останется так, как есть,

— указал он.

«Всегда, даже когда между странами враждебные отношения, поддержать диалог, посмотреть, кто что хочет донести до собеседника, в этом и заключается смысл дипломатии. Дипломаты общаются даже во время войн», — добавил министр иностранных дел России.

Лавров: «Москва ждет официального формулирования политики администрации Трампа».  Фото: Globallookpres

Сирия тоже на повестке дня

Сергей Лавров заявил, что Россия обсуждает с новыми сирийскими властями вопросы обеспечения безопасности своих граждан и посольства в Дамаске и что Москва готова к диалогу и по другим темам. Из слов Лаврова следует, что Россия не намерена уходить из Сирии и готова развивать отношения с этой страной уже в новых реалиях.

Мы не отзывали своих дипломатов из Дамаска, наше посольство продолжает работать, как и многие другие посольства. Поддерживаем контакты с новыми сирийскими властями по линии нашего дипломатического представительства, прежде всего сейчас обсуждаем практические вопросы, касающиеся обеспечения безопасности российских граждан, безопасного функционирования нашего посольства. В целом мы заинтересованы и готовы к диалогу по другим вопросам наших двусторонних отношений и по вопросам региональной повестки дня,

— заявил Сергей Лавров.

Болезный, как звать-то тебя?

Глава МИД России отметил, что Запал оказывает на новые сирийские власти огромное давление и позволяет себе хамство в адрес республики.

Лавров назвал «дипломатическим хамством» ряд высказываний западных политиков в адрес Сирии и изящно поставил на место руководителя МИД Эстонии, «забыв» как его или её зовут и «перепутав» пол этого политического персонажа.

И что касается эгоизма западного, очень показательно выступила новая глава дипломатии Евросоюза Кая Каллас, требуя, чтобы Сирия перестала сотрудничать с Россией. А такая важнейшая держава как Эстония устами своего министра иностранных дел, не помню фамилию, к сожалению, заявила, что Эстония не будет оказывать поддержку новым властям в Дамаске, если они не выгонят российские военные базы из Сирии. Представляете, как страшно?

— резюмировал Лавров.

Царьград справился и узнал, что МИД Эстонии сегодня возглавляет некто Маргус Цахкна. Он с 19 ноября 2023 является лидером новой либеральной партии «Эстония 200» (Eesti 200), которая собирается «построить 200-летнюю Эстонию».

Неуверенность Лаврова относительно половой принадлежности главы МИД Эстонии связана, вероятно, с тем, что эстонские либералы, как и все либералы на Западе, выступают за свободу всех и всяческих меньшинств. И потому не понятно, к какой «гендерной группе» себя причисляет сам Цахкна. Он – «он» или «она» – не ясно. А неясно потому, что ясно другое: сейчас в странах Балтии, Скандинавии да и во многих других странах Европы на посты премьер-министров и других членов правительства не назначают людей нормальной, Богом данной половой ориентации.

Министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна – самый «влиятельный политик мира». Это его имя «забыл» наш Лавров. Скриншот: Delfi.ee.

Информационный контекст

Подводя итог, надо обязательно отметить следующий факт. Официальный представитель МИД России Мария Захарова за пару часов до начала пресс-конференции сообщила, что ряд западных СМИ,  в частности,  немецкая ZDF, запретили своим журналистам и корреспондентам задавать вопросы Сергею Лаврову. Почему? Потому что, задав вопрос Лаврову, можно получить такой ответ, который вынудит этих самых западных журналистов задавать уже вопросы своим властям — такие вопросы, на которые Запал предпочел бы не отвечать.

Игорь Пшеничников