КОЛЛАЖ: ЦАРЬГРАД

Спекуляции на патриотизме доведут хозяина Zenden до реестра Минюста.

В конце апреля этого года профильный комитет Госсовета Республики Крым выступил с предложением расторгать в одностороннем порядке договоры с участниками СЭЗ, нарушившими обязательства. Комитет по экономической политике, промышленности и развитию предпринимательства РК считает, что внесение изменений в закон о свободных экономических зонах снизит риски невозврата налогов со стороны недобросовестных предпринимателей.

Согласно приведённым Госсоветом Крыма данным, с 2015 года статус резидента СЭЗ получили 1744 компании. В период с 2015-го по первое полугодие 2023 года из реестра исключено 514 налогоплательщиков. Из них в судебном порядке – 173 участника. По данным сайта Минстроя России, в числе резидентов, по суду лишённых статуса участника свободной экономической зоны Крыма, в 2024 году оказалось и ООО «Крым шуз».

Структура принадлежит Андрею Павлову, владельцу группы Zenden, одного из крупнейших продавцов обуви в России. Павлов также известен своей общественной деятельностью, направленной на критику властей, которые он обвиняет в «провале» демографической и миграционной политики в стране, в том числе выступая в статусе члена партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду», бизнес-амбассадора штаба по защите бизнеса города Москвы и сопредседателя московского регионального отделения «Деловой России». Предприниматель совершенно безосновательно ставит знак равенства между режимом самозанятых и совершаемыми мигрантами преступлениями, в том числе терактом в «Крокус Сити Холле». Между тем имеет смысл проверить его собственную экономическую деятельность – похоже, ООО «Крым шуз» воспользовалось «пропиской» в СЭЗ в Крыму только для того, чтобы сэкономить на налогах.

Торгуем «в белую» по серым схемам

«Крым шуз» получил статус резидента СЭЗ в 2015 году, одним из первых – в реестре компания Андрея Павлова числится под №16. Уже тогда на теме возвращения Крыма бизнесмен оседлал патриотическую повестку, которую сегодня использует как способ давления на государство и отдельных чиновников. Павлов обещал построить в Евпатории фабрику по производству обуви мощностью 1 млн пар в год и вложить в проект 1 млрд рублей, а также создать сотни рабочих мест. Это и стало основанием для получения ООО «Крым шуз» статуса резидента СЭЗ в Крыму.

До крымской истории известно было об одной производственной площадке – созданной бизнесменом в начале нулевых на базе фабрики в подмосковном Обнинске, позднее перевезённой в Боровск, которая довольно быстро была закрыта. С тех пор львиную долю обуви, по признанию самого же Павлова, Zenden отшивает в Китае, Сирии и Турции. При этом, как сообщали СМИ, на фабрике в сирийской Латакии, с которой в 2017 году поставлялась обувь для реализации в Крыму, бизнесмен никогда не был. Также эксперты сомневались, что данная продукция оформлялась официально, несмотря на заверения Андрея Павлова, что его «компания полностью работает в белую». По словам специалистов, бизнесмены в Сирии в силу специфики региона и влияния на экономику военных действий предпочитали выстраивать серые схемы ведения дел и ухода от налогов. Зато себестоимость сирийской обуви на 10-15% была дешевле, чем аналогичной из Китая.

Фактически опутавшая магазинами всю страну обувная сеть Андрея Павлова торговала дешёвым импортом, который закупался по серым схемам, а в России выдавался за отечественный товар. Отсюда многочисленные жалобы покупателей на низкое качество продукции.

Распродажа Крыма

На перепродаже продукции из Сирии ООО «Крым шуз» в первые годы работы в регионе делало приличную выручку. Так, по итогам 2015 года компания отчиталась о 20,9 млн рублей, 2016-го – 134,9 млн рублей, 2017-го – 141,3 млн рублей, 2018-го – 128,9 млн рублей. Расходы в эти годы составили соответственно: 20,1 млн, 117,7 млн, 136,3 млн и 113,5 млн рублей. Таким образом, чистая прибыль «Крым шуз» составила от 782 тыс. до 17,2 млн рублей, но даже с этих сумм компания, как участник СЭЗ, налоги не платила.

Доходы сопоставимые с расходами – отличительная черта ведения бизнеса компаниями Андрея Павлова. Например, головная структура Zenden – ООО «Дом одежды» в период с 2019 по 2023 год получило выручку 74,7 млрд рублей, а расходы в сумме составили 72,4 млрд рублей. Отсюда – рентабельность затрат компании всегда ниже среднеотраслевой – в данный момент 7,5% против 10,5%. Цифра не критичная, но при оборотах в десятки миллиардов рублей всегда привлекает внимание регуляторов. А как известно, компания Павлова уже много лет пребывает в состоянии бесконечных судебных разбирательств с налоговиками, которые доначислили «Дому одежды» в общей сложности 1,1 млрд рублей налогов, уличив компанию в выводе активов через дробление бизнеса посредством десятков аффилированных ИП. Согласно представленным в суде доказательствам, «Дом одежды» и индивидуальные предприниматели имели один и тот же сайт, рекламу, а также дисконтные карты.

С «Крым шуз» ситуация такая, что компания изначально была обременена обязательствами вести инвестиционную деятельность. Дочерний банк ВТБ – РНКБ даже официально открыл кредитную линию для компании Павлова с лимитом в 300 млн рублей. Однако, согласно отчётности о движении средств, «Крым шуз» воспользовался займом только в 2016 году – на сумму 15 млн рублей. А в 2017 году стало известно, что стройка на участке 2,5 га, расположенном в самом центре Евпатории, между театром им. А.С. Пушкина и Городским советом, на котором были вбиты пару свай, встала.

Пока шли коммерческие споры с подрядчиком строительства, «Крым шуз» продолжал торговать завезённой на полуостров обувью, принося своему владельцу многомиллионную прибыль, не облагаемую налогом. Но когда в 2019 году судьбой инвестпроекта заинтересовалось Министерство экономического развития Республики Крым, компания начала сворачивать деятельность в регионе и выводить активы. Причём с откровенным цинизмом: «Дом одежды» подал на «Крым шуз» иск в суд о просроченной оплате по договору поставки комплектующих на сумму 15 млн рублей и выиграл. Уже по итогам 2019 года крымская структура показала убыток в 33 млн рублей, а в последующие годы официально прекратила торговлю на полуострове.

Какие на самом деле взаимоотношения были между аффилированными с Павловым юрлицами и сколько денег с этих «офшорных» сделок прошло мимо бюджетов всех уровней – отдельный повод для расследования правоохранительными органами.

Псевдоинвестор?

Судебные разбирательства структур Павлова проходили на фоне другого суда: Минэкономразвития РК обратилось к «Крым шуз» с требованием расторгнуть договор об условиях деятельности в СЭЗ. Компания, согласно документу, обязалась инвестировать не менее 215,5 млн рублей в несколько этапов до конца 2016 года и создать в регионе 250 рабочих мест, но обязательства свои не выполнила. Суд в 2020 году иск удовлетворил, но впоследствии апелляционная инстанция его отменила. Что ж, в 2023 году аналогичную жалобу подал Совет министров региона, и постановлением Арбитражного суда Республики Крым договор с «Крым шуз» был расторгнут. В феврале 2024-го компания была лишена статуса резидента СЭЗ, а 16 мая текущего года тот же суд принял к производству иск Департамента имущественных и земельных отношений Евпатории о расторжении с «Крым шуз» договора аренды земельного участка в 2,5 га в центре города.

Похоже, что игра в добросовестного инвестора-патриота изначально была видимостью, за которой скрывался сугубо меркантильный интерес. Напрашивается вывод: Россия для бизнесмена – лишь рынок сбыта, способ заработать за счёт демпингового ценообразования. По логике владельца Zenden, инструментом для извлечения выгоды должны служить институты власти, представителей которых нужно использовать в корыстных целях. А когда те сопротивляются, тут же объявляет чиновников «врагами народа», обвиняя их в том, что они якобы оказывают давление на честный бизнес. Вспоминается такая же «патриотка», экс-владелица сети кафе «Андерсон» Анастасия Татулова, недавно получившая иноагентский статус. В России она громко заявляла, что бизнес находится на грани выживания, умалчивая о колоссальных льготах и преференциях, получаемых её компаниями от региональных правительств, а потом вывела из страны капиталы и эмигрировала в Португалию.

Аналогичный исход прочат и Андрею Павлову. В своей крайне агрессивной риторике, построенной на оголтелой критике властей, Павлов рискует перейти все возможные «красные линии». Павлов сравнивает представителей исполнительной власти с «карательными отрядами времён Великой Отечественной», обвиняет в следовании «заветам «Доктрины Даллеса». «Мрази», «подонки», «ублюдки-каратели» и другие оскорбления он адресует чиновникам, объединяя их в разнузданные экстремистские лозунги о борьбе с некими «внутренними врагами». В телеграм-канале владельца Zenden имеется достаточно подобных примеров, и их хватит на целую стопку уголовных дел. Возможно, компетентные органы могут обнаружить там и клевету, и оскорбление представителей власти, и разжигание межнациональной розни, и признаки экстремизма.

Более того, допуская высказывания о «фашистах» во власти, он транслирует повестку недружественных стран и поэтому рискует вскоре сам стать фигурантом реестра иностранных агентов Минюста. Об этом, в частности, свидетельствуют такие эпизоды в его биографии, как посещение в 2017 году футбольного матча в Германии (страны, наложившей на нас санкции!) по личному приглашению главы Торгово-промышленной палаты Дортмунда, официальный ужин с французскими дипломатами в Версальском дворце. Циничная история с заходом Павлова в Крым под прикрытием патриотизма и обещаний крупных инвестиций – очередной штрих к портрету бизнесмена, демонстрирующего потребительское отношение к своей стране. И если Павлов делает ставку на то, что ему удастся избежать ответственности, надеясь на каких-то своих покровителей в силовых структурах, то он сильно ошибается. Неприкасаемых больше нет.

Источник