КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

Законопроект о замене ЕГЭ на традиционную итоговую аттестацию в форме госэкзаменов внесён в Госдуму России. Депутаты сразу трёх фракций российского парламента считают, что проведение ЕГЭ «требует значительных расходов от государства», которые растут из года в год. При этом, по их мнению, ЕГЭ — «эксперимент над учащимися и школами», что «является недопустимым» обстоятельством.

Отмена или замена единого госэкзамена (ещё одна цитата) «в перспективе позволит предоставить более высококвалифицированных специалистов, без которых Россия не преодолеет научно-техническое и научно-технологическое отставание», говорится в документе.

Андрей Луговой, 1-й зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции:

Отказ от ЕГЭ вернёт чёткую классическую систему российской школы с понятными ориентирами и с почётным званием учителя. Отмена ЕГЭ в пользу традиционных государственных экзаменов обусловлена тем, что за время насильственного внедрения чужеродной системы образовательная сфера зашла в глубокий кризис.

Однако далеко не все эксперты согласны с отменой или заменой ЕГЭ. Часть из них считают, что политики на проблемной теме занимаются личным пиаром.

Константин Тхостов, член Общественной палаты Санкт-Петербурга, директор лицея № 369:

Я категорический противник того, чтобы наши политические деятели хайповали на довольно тонкой материи, называющейся государственной итоговой аттестацией. Во-первых, это родом из их коррупционного детства. Там, где есть человеческий фактор, там есть коррупция. Что ребёнок за 11 лет не доказал школе? Он написал все контрольные работы, сдал все зачёты. Какую он должен пройти выпускную аттестацию?

Единый государственный экзамен — это форма вступительного экзамена в высшие учебные заведения, поэтому, считает Тхвостов, не надо его трогать:

Да, он сложный. Но высшее образование — это не общедоступная опция. Она задекларирована и в Конституции, и в законе «Об образовании». Но это не массовая история. И тот, кто хочет получить высшее образование, он должен подтвердить свой высокий уровень подготовки.

Новый виток противостояния вокруг единого госэкзамена возник после скандалов в Воронеже и Чувашии. Так, в школе № 62, по словам очевидцев, охранники заставляли девушек поднимать блузки, а некоторых и вовсе снимать лифчики, так как косточки звенели при проходе рамок металлодетекторов. Кроме того, в туалетах школ отсутствовали двери в кабинках. После того как об этом стало известно, директриса школы ушла с должности по собственному желанию.

Элина Жгутова, член научно-экспертного совета при комиссии Совета Федерации по семейному праву:

В принципе, инициативу я одобряю. Но… здесь есть много «но». Даже если, вот, удаляют опухоль, которая у человека росла много лет, то весь организм подвергается скринингу. Потому что эта опухоль уже задействовала другие органы, и каким-то образом они тоже … или уже привыкли жить с ней. Поэтому просто вычеркнуть из жизни ЕГЭ и считать, что мы восстановили здоровье нашего образования, неправильно.

Жгутова считает, что «нужно провести скрининг здоровья» всего нашего образования и понять, а что будет тогда с подготовкой к этим экзаменам:

То количество репетиторов, которое у нас было, куда их деть? Они что, останутся там безработными, или они будут дальше продолжать готовить к обычным экзаменам детей? Что произойдёт с системой олимпиад, которые на сегодняшний день достаточно серьёзный инструмент для поступления в вузы.

Однако парламентарии, которые подготовили законопроект, отменяющий ЕГЭ, считают, что реформа образования, начатая с введением в 2009 году единого госэкзамена, не приносит ожидаемых результатов, которые должны выражаться в более высоком качестве знаний и доступности высшего образования. Однако эксперты относятся к происходящему более сдержанно и осторожно.

Алексей Комов, представитель Всемирного конгресса семей в России и СНГ:

Он, конечно, не идеален, но он даёт нам единый стандарт. То есть люди из провинции, без коррупции, по-честному сдают ЕГЭ со всеми его плюсами и минусами. И вузы в Москве, в Питере, по всей стране видят реально, что перед ними талантливый ребёнок, который сдал на высокий балл. А сдать на очень высокий балл ЕГЭ очень сложно, то есть нужно два года запахивать, и без коррупции человек поступает. При этом у него пять опций, он сразу понимает свои приоритеты и сразу его автоматически почти зачисляют. Поэтому, мне кажется, ни в коем случае нельзя отменять ЕГЭ, а следует наполнять новыми смыслами систему образования.

Авторы законопроекта об отмене ЕГЭ имеют иную позицию. Депутаты считают, что по факту единый госэкзамен привёл к кризису, поскольку качество образования ухудшилось, а сфера коррупции сместилась на уровень олимпиад. Обществу навязали не получение знаний, а натаскивание на экзамен, от которого чуть ли не зависит жизнь и будущая карьера выпускника.

Ежегодно, подчёркивают депутаты, сотни тысяч школьников и их родителей со страхом ждут ЕГЭ. Некоторые кончают жизнь самоубийством, не дожидаясь экзамена, замечают авторы законопроекта. Страх, нервозность, коррупция — ключевые черты проведённой т.н. реформы образования в России.

ЮРИЙ ПРОНЬКО