Разваливающаяся инфраструктура и нарастающие проблемы тянут правительство Сунака на дно

Лейбористская партия Великобритании может получить почти 500 мест в палате общин по итогам досрочных выборов 4 июля, тогда как консерваторы, которые сейчас находятся у власти, потеряют почти все свои мандаты.

Об этом свидетельствует опрос аналитического центра Electoral Calculus, опубликованный Daily Mail.

Опрос охватил более 10 тысяч человек и учитывает избирательную систему Великобритании, в которой всех 650 депутатов избирают по одномандатным мажоритарным округам, поэтому общенациональные опросы не вполне точно отражают распределение мест в парламенте.

Согласно анализу социологов, Лейбористская партия может получить от 476 до 493 мест, что обеспечивает ей комфортное подавляющее большинство в 300 голосов в палате общин. Эта победа будет даже масштабней, чем у Тони Блэра в 1997 году, когда лейбористы имели 419 мандатов, и станет рекордной за всю британскую историю.

Зато консерваторы, которые сейчас имеют большинство в 345 мандатов, рискуют опуститься до 66-72 мест, что может стать худшим поражением партии на выборах в ее истории.

Другая оппозиционная партия – Либерал-демократическая – может получить от 39 до 59 мест и стать третьей по величине партией в палате общин. Как заключает Electoral Calculus, лейбористы, вероятно, будут находиться у власти не менее десяти лет, поскольку ни одна партия с таким огромным большинством не проигрывала следующих выборов.

Лидер консерваторов Риши Сунак как ни старается, никаких серьезных стратегий придумать не может. Консерваторы полностью исчерпали свой политический потенциал.

На днях Сунак в своей статье в The Mail of Sunday выступил с планом возвращения к призывной военной службе в случае победы консерваторов на выборах. В соответствии с этим планом у британцев по достижении 18 лет будет возможность выбора: либо военная служба, либо общественная работа, помощь правоохранительной системе и системе здравоохранения.

При этом военная служба настолько непопулярна среди британской молодежи, что в 40-страничном докладе советников Сунака признается, что в армию захотят пойти лишь 10 процентов 18-летних британцев.

Необходимость возврата к призывной военной службе Сунак мотивировал «растущими международными угрозами, исходящими от таких стран, как Россия и Китай», а также апатичностью (listlessness) британской молодежи.

В настоящее время 750 тысяч молодых британцев в возрасте от 18 до 24 лет не имеют работы, и «эта возрастная группа непропорционально представлена в системе уголовного правосудия».

Популярности консерваторам это прожект не добавил. Согласно опросам, идею возращения призыва в армию поддерживают лишь 18 процентов молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет.

Неделю назад Риши Сунак пообещал повысить пособия для пенсионеров.

Лейбористская партия заявила, что это был «отчаянный шаг» со стороны партии, которая «сожгла» то, что осталось от ее претензий на экономический авторитет.

Посулы Сунака в адрес пенсионеров виснут в воздухе на фоне фактического банкротства пенсионной системы.

«Государственные пенсии начнут рушиться, кто бы ни победил на выборах», – пишет The Telegraph. По данным Института Адама Смита, стоимость выплат пенсионерам превысит взносы национального страхования (NIC), поскольку соотношение работающих и пенсионеров сокращается.

Аналитический центр предупредил, что растущие расходы налогоплательщиков означают, что государственная пенсия, «весьма вероятно», станет финансово неустойчивой в период с 2035 по 2045 год. Это означает, что необходимо будет принять меры по сокращению размера и объема пособий.

«Великобритания уже сгибается под давлением своего закона о государственных пенсионных выплатах». Согласно прогнозам Управления по бюджетной ответственности (OBR), общие расходы в 2027–2028 годах будут на 23 миллиарда фунтов стерлингов выше, чем в начале 2020-х годов.

Ожидается, что стареющее население со все более плохим здоровьем создаст еще большее давление на национальные финансы. Пенсионные расходы выросли с 2% ВВП в начале 1950-х годов до более чем 7% сегодня.

В настоящее время 1 фунт из каждых 8 фунтов государственных расходов идет на государственную пенсию. Через 50 лет это будет примерно 1 фунт на каждые 6 фунтов.

«Ожесточённые дебаты бушуют по поводу того, как реформировать систему. Но есть лишь несколько доступных вариантов – все из которых являются политически токсичными, – которые, по мнению экспертов, будут означать либо еще больше страданий для налогоплательщиков, либо риск бедности для пенсионеров», – отмечает издание.

Британские аналитики предупреждают, что пенсионный возраст необходимо будет повысить до 70 лет, чтобы сохранить нынешнее соотношение работающих на одного пенсионера.

Но и эта явно непопулярная мера ничего не даст, так как растет число британцев, не способных работать по состоянию здоровья.

Согласно последнему отчёту НКО Mental Health UK, в прошлом году более 90% взрослых жителей Великобритании испытывали «высокий или экстремальный уровень давления или стресса в определённый момент».

Число работников, вынужденных брать отгулы, чтобы сберечь своё психическое здоровье, «вызывает тревогу». Каждый пятый работающий британец «ставил свою профессиональную деятельность на паузу из-за давления и стресса, которым он подвергался».

«Проще говоря, этот своеобразный тест благополучия нации говорит о том, что Великобритания быстро превращается в нацию сгоревшую, и огромное число людей берут отгулы на работе из-за проблем с психическим здоровьем, вызванных стрессом», – отмечает Брайан Доу, исполнительный директор Mental Health UK.

Исследование также показало, что, поскольку рост цен ударил по карману британцев, почти 38% работников испытывают стресс из-за необходимости брать на себя дополнительную работу в связи с кризисом стоимости жизни.

Дефицит британского бюджета достиг 120 миллиардов фунтов. Госдолг Британии впервые за 70 лет превысил 100% от ВВП. На его обслуживание тратится в два раза больше, чем на военные расходы. Поэтому британская армия и съёжилась до неприличия.

«Сунак обещал сократить государственный долг. Но тори так и не устранили даже дефицит бюджета, а государственный долг (сумма каждого годового дефицита) неуклонно рос с 64,7% валового внутреннего продукта (ВВП) в 2010 году до 96,5% в настоящее время – самого высокого уровня с 1960-х годов.

Великобритания исторически отстает от других развитых стран по государственным и частным инвестициям в экономику. Однако с 2010 года Великобритания отстала еще больше из-за воздействия мер жесткой экономии, неопределенности по поводу Брексита и политической драмы пяти премьер-министров за восемь лет», – пишет The Guardian.

По оценкам Института исследований государственной политики (IPPR), недостаточные инвестиции правительства и бизнеса на сумму более полутриллиона фунтов за последние десятилетия привели к тому, что британская экономика оказалась в ловушке «обреченной петли» (doom loop) роста.

Наиболее заметно это проявляется «в разрушающихся школах, больницах и инфраструктуре». Подчеркивая серьёзный дефицит государственных и частных инвестиций, продолжавшийся несколько десятилетий, исследование IPPR показало, что с 2005 года Великобритания занимает место ниже среднего показателя G7 по расходам на инфраструктуру, исследования и разработки, повышение квалификации и обучение.

В докладе IPPR утверждается, что «отсутствие инвестиций является основной причиной слабого роста производительности труда – ключевого фактора экономического роста».

Инвестиции в бизнес в Великобритании ниже, чем в любой другой стране G7, и она занимает 27-е место из 30 стран ОЭСР, опережая только Польшу, Люксембург и Грецию.

Ни по одному из ключевых направлений внутренней политики тори не могу предложить ничего, кроме пустопорожних и неосуществимых обещаний.

На пятки консерваторам наступает «Партия реформ» Найджела Фараджа, но предлагает лишь изоляционизм и борьбу с мигрантами.

Либерал-демократы ведут совсем смешную кампанию – обещают бесплатно транслировать матчи футбольной премьер-лиги. Но избиратели скорее склонны поддерживать их, чем политических банкротов – тори.

А что же лейбористы?

У них масштабный раскол. Левое крыло партии требует национализации индустрии и радикального зеленого перехода. А верхушка партии уже твердо отказалась от подобного прожектерства. Грызня среди лейбористов приведет к топтанию на месте и лишь усугубит британский провал.

Несмотря на то что победа на выборах лейбористам практически гарантирована, руки у них будут связаны еще и неприемлемым для британского политикума ультиматумом, который предъявила, как мы писали, лейбористам  мусульманская диаспора Великобритании.

Движение Muslim Vote («Мусульманский голос»), которое объединяет 25 политических организаций мусульман четырехмиллионной мусульманской диаспоры в Британии, выдвинуло 18 требований к руководству Лейбористской партии. Среди этих требований разрыв военных связей с Израилем, введение эмбарго на поставки оружия еврейскому государству, разрешение совершать намаз в британских школах, во многих из которых учащиеся-мусульмане уже составляют большинство. Деятелям Лейбористской партии предлагается «вернуть сионистам» полученные от тех деньги.

Поскольку число британских мусульман с каждым годом растёт, отвергнуть их ультиматум – значит, подорвать электоральную базу партии. А принять невозможно, так как это выведет на улицы электорат консерваторов.

Поэтому политическую ситуацию в Соединенном Королевстве можно описать известной русской поговоркой – куда ни кинь, всюду клин.

Некогда великая Британия идет на социальное и экономическое дно, превращаясь в охваченную нищетой небольшую страну третьего мира, причем мусульманского.

 ВЛАДИМИР ПРОХВАТИЛОВ