Проектируемые региональные альянсы носят ярко выраженную экспансионистскую направленность

Западное экспертное сообщество уже зондирует общественное мнение на этот счет и делает соответствующие вбросы.

Бывший офицер Управления стратегического планирования Объединенного командования вооруженных сил Республики Корея и США Чан Мо Ку и исследователь по региону Азии из Вашингтона Джинван Парк в конце мая 2024 г. опубликовали совместную статью в американском военном издании Breaking Defense о необходимости создания нового четырехстороннего соглашения. На этот раз по их представлению новый альянс должен включать США, Канаду, Японию и Южную Корею, распространяться на Арктический и Тихоокеанский регионы и иметь стратегическую цель – сдерживание России и Китая, вместе взятых.

Такая постановка вопроса может показаться слишком амбициозной, однако появление новой структуры вполне реально, как учреждение ранее Четырехстороннего диалога по безопасности с Индией, Японией и Австралией и США, а также трёхстороннего соглашения AUKUS. Оба формата были запущены явно против Китая. Еще есть Quad Plus, куда дополнительно входят Бразилия, Израиль, Новая Зеландия, Южная Корея и даже Вьетнам (его вовлечение стало возможным из-за территориального морского спора с КНР).

В данном же случае подстрекательство основано на страхе перед довольно успешном и растущем сотрудничеством России и Китая и западной пропаганде о том, что Россия якобы проводит милитаризацию Арктики. Поскольку евро-атлантические члены Арктического совета хотя и приостановили участие в этом органе, все же имеют определённые военные возможности. А вот у США и Канады с этим имеются проблемы, поэтому им нужно как-то прикрывать свой фланг в северной части Тихого океана. Что касается взаимодействия Москвы и Пекина, то говорится, что с января 2022 по июнь 2023 г. было зарегистрировано 234 китайских субъекта для работы в российской арктической зоне. В основном речь идет о технологиях в области добычи и транспортировки газа и нефти, в которых нуждается Китай. Также отмечается возросшая совместная военная активность двух стран. В частности, упоминаются военно-морские учения в районе Берингова пролива неподалеку от побережья Аляски в августе 2023 г.

Беспокоит их и всестороннее сотрудничество Россией с КНДР, которое также значительно активизировалось в последнее время.

Авторы говорят: «Чтобы противостоять этим растущим опасностям, США и Канада должны обратиться к Японии и Южной Корее – двум ключевым союзникам по договору, имеющим стратегические интересы и уникальные возможности, которые могли бы укрепить безопасность в Арктике».

При этом они признают, что «взаимодействие двух стран может значительно укрепить обороноспособность Североатлантического союза. Токио играет ведущую роль в продвижении норм безопасности на море и охране окружающей среды. Предоставляя Канаде свои океанские радары мирового класса и дистанционные сенсорные технологии, которые совершенствовались десятилетиями в условиях сильной зависимости от рыболовства и регулярных столкновений со стихийными бедствиями, Япония может значительно расширить возможности Канады в области мониторинга. Недавно канадцы объявили о намерении инвестировать 1,4 миллиарда долларов в течение 20 лет в совершенствование арктических морских датчиков.

Южная Корея, судостроительный гигант, конкурирующий с Китаем, может стать ключом к ускорению модернизации стареющих арктических морских флотов союзников. Кроме того, поскольку Канада пообещала потратить 18,4 миллиарда долларов в течение 20 лет на приобретение более модернизированных тактических вертолетов для использования в Арктике, Южная Корея с ее передовым производством вооружений также может помочь в этом.

Такое более тесное сотрудничество в оборонно-промышленной сфере укрепило бы архитектуру безопасности в Арктике, одновременно углубляя военную совместимость. Более того, объединение усилий в рамках многосторонних органов управления позволило бы возглавляемой США демократической коалиции коллективно формировать северную часть Тихого океана. Координация позиций на таких форумах, как Арктический совет и трехсторонний саммит между Японией, Южной Кореей и Китаем, защитила бы их совпадающие интересы при определении будущих контуров Арктики».

То есть мы видим явный акцент на роль НАТО, где партнеры США в регионе могли бы стать дополнительными активами и предоставлять возможности своего военно-промышленного комплекса. При этом еще и говорится, что вовлеченность Китая в российскую Арктику подрывает региональную безопасность Японии, а при изменении климата, что делает арктические ресурсы более доступными, при нынешнем статус-кво Крайний Север будет под контролем противников США, которые авторы называют «ревизионистскими автократиями». Следовательно, в отдаленной перспективе Запад и их сателлиты в Азии рассчитывают каким-либо образом получить ресурсы, которые находятся непосредственно в суверенной экономической зоне России или других спорных местах, на которые они сейчас не могут претендовать.

О необходимости более тесной военной и военно-промышленной интеграции между США и их азиатскими партнерами в последнее время говорят и другие авторы, предлагая свои собственные аргументы.

Что касается доктринального взгляда на политическую географию, то необходимо помнить, что под свои планы США ранее уже объединили Тихий и Индийский океан в одно геостратегическое пространство. Сначала Пентагон, а затем и Белый дом приняли новый термин «Индо-Пацифика», скорректировав свои инициативы для этого пространства.

Безусловно, подразумевалось противодействие Китаю, поэтому новую доктрину охотно поддержала Индия.

А в 2022 г. появилась концепция Евро-Арктики, которая имела аналогичную задачу консолидации партнеров США уже в Европейском регионе. Здесь обозначенным противником значилась Россия.

В данном случае мы имеем дело с объединением двух геополитических оппонентов США, которых они, согласно своим доктринальным разработкам, относят к основным стратегическим конкурентам. А поскольку Китай не имеет физического доступа в Арктический регион, то возникает необходимость скорректировать умозрительную стратегию и добавить к нему Тихий океан.

Поэтому вполне возможно, что скоро мы увидим новый термин – Arcto-Pacific, который вначале обкатают на ряде публикаций аналитических центров, а потом введут в постоянный оборот и лица, принимающие решения в ключевых ведомствах Вашингтона.

ЛЕОНИД САВИН