Китай вступает в активную геополитическую игру в арабо-иранской среде, мишенью являются США.

  Оценка Академии геополитики:

Начало здесь, смотрите пожалуйста —  https://www.youtube.com/watch?v=HGQhMXpUTbA&t=350s ․. этот анализ для вас.

Китай заставляет США почувствовать то, что Великобритания пережила в Суэце в 1956 году: водораздел, знаменующий их глобальный упадок.

Пятничное заявление Китая о восстановлении отношений между Саудовской Аравией и Ираном (после семилетней заморозки) вызвало переполох в Вашингтоне, поскольку основные американские СМИ подчеркнули усиление дипломатической роли Китая в регионе за счет США. США последовательно срывали дипломатические инициативы своих союзников и противников. Китай, с другой стороны, подчеркивал, что краеугольным камнем его политики в регионе являются мир и дипломатические отношения, в отличие от роли США и Запада в развязывании войн и провоцировании конфликтов.

Иран уже несколько лет призывает к нормализации отношений с Саудовской Аравией, но Саудовская Аравия отвергает все эти инициативы. Правительство Саудовской Аравии пытается выиграть жестокую войну в Йемене, которая, по сути, парадоксальным образом подтолкнула Иран ближе к границе с Саудовской Аравией благодаря тому, что хуситы полагаются на иранскую помощь против жестокости Саудовской Аравии.

Правительство Ирака (через свою шиитскую составляющую) уже несколько лет выступает посредником между Саудовской Аравией и Ираном. Шиитские политические группы в Ираке прекрасно осознают, что сближение двух стран положительно скажется на отношениях между суннитскими и шиитскими политическими группами в стране.

В Ираке эти обсуждения были сдержанными и не очень масштабными (на самом деле, Касем Сулеймани, как говорят, собирался принять участие в закулисных переговорах с Саудовской Аравией через посредников, когда его убили). См. статью президента Академии об этом:

Фото # 1.На снимке президент Академии геополитики Араик Саркисян с заместителем премьер-министра правительства Ирака Абдель-Авабом. Багдад 2022

США и Израиль недовольны новостями о дипломатическом прорыве. Во-первых, они опасаются, что Китай все больше утверждает свою роль в регионе, а США не хотят испытать то, что пережила Великобритания в Суэце в 1956 году; водораздел, знаменующий его глобальный упадок. США противостояли Великобритании, Франции и Израилю, которые объединились и напали на Египет после того, как его лидер Гамаль Абдель Насер национализировал Суэцкий канал. Это событие считается последним актом Британской империи перед присоединением к более могущественной империи США.

Если Китай хочет играть большую дипломатическую роль в регионе, то это потому, что есть признание, а не желание расширяющейся политической роли Китая в регионе. Китай не имеет отрицательного имиджа на Ближнем Востоке или в развивающихся странах в целом. Именно США и НАТО считаются агрессивными и агрессивными.

Война между Украиной и Россией напомнила правительству США, что она не завоевала сердца и умы развивающихся стран. Сравните это с популярностью СССР среди развивающихся стран во время холодной войны, особенно из-за активной советской поддержки антиколониализма и независимости. движений по всему миру.

Расчеты Саудовской Аравии. Наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман, MBS, в Пентагоне в Вашингтоне, округ Колумбия, в 2018 году (Министерство обороны, Кэтрин Э. Холм)

У Саудовской Аравии тоже есть свои расчеты. Новости о возобновлении отношений между Ираном и Саудовской Аравией совпали с сообщениями (в The New York Times и The Wall Street Journal) о том, что правительство Саудовской Аравии ведет переговоры с США об условиях нормализации отношений с Израилем.

Саудовцы хотят получить большую цену от Вашингтона. В обоих документах упоминается требование Саудовской Аравии построить ядерный реактор в Саудовской Аравии и ее стремление приобрести передовое американское оружие без условий и ограничений. Но обе газеты упустили самый важный пункт соглашения между США и Саудовской Аравией о нормализации отношений с Израилем. Эр-Рияд хочет официальной и непоколебимой поддержки Мохаммеда бин Салмана как следующего короля Саудовской Аравии.

Когда ОАЭ подписали мирный договор с Израилем, отношения между двумя странами быстро превратились в стратегический союз. Но ОАЭ, которые не были против войны между Саудовской Аравией и Западом против сирийского режима, стремились улучшить отношения с Дамаском, чтобы избежать нападок в СМИ за его очевидное предательство палестинского народа.

Конечно, у сирийского режима нет медиа-империи, подобной ОАЭ и Саудовской Аравии, но атаки на ОАЭ со стороны арабского правительственного источника могут вызвать нежелательную путаницу. Конечно, сирийский режим и его сторонники избегали нападок на ОАЭ за их отношения с Израилем, как на примирение ОАЭ с сирийским лидером Башаром Асадом, что Иран и его СМИ нападают на правителя Саудовской Аравии с исламской религиозной точки зрения. Правительство Саудовской Аравии серьезно относится к своей репутации ведущей мусульманской страны и не может позволить Ирану снова представить себя единственным истинным мусульманским защитником палестинцев и, в частности, мечети Аль-Акса.

Иран хотел сближения больше, чем саудовцы. Тегеран подвергся массовым клеветническим кампаниям с сектантских, антишиитских и расистских, антиперсидских взглядов. Саудовские империи СМИ и развлечений посвятили свои ресурсы мобилизации арабского и мусульманского мнения против Ирана и его сферы влияния в регионе.

Фото # 2 .На снимке президент Академии геополитики Араик Саркисян во время приема в Парламенте Ирана, Тегеран, 20222.

Не случайно пропагандистская программа саудовского режима совпадала с пропагандой Израиля. Более того, зная о влиятельной роли саудовских СМИ в пропагандистской войне против Ирана, в правящем иранском военном истеблишменте всегда существовала арабоязычная фракция, призывавшая к улучшению отношений с Саудовской Аравией (Араб Али Шамахани, секретарь: Эту тенденцию представляет генерал Высшего совета национальной безопасности Ирана, и он был выбран для заключения сделки с представителем Саудовской Аравии в Пекине).

Более того, протесты, охватившие Иран за последние несколько месяцев, более чем когда-либо выявили роль Саудовской Аравии в изгнании иранской оппозиции. Правительство Саудовской Аравии не только продвигает сына шаха в своих СМИ, не только финансирует и поддерживает религиозную группу «Народ моджахедов Ирана», но также управляет сетью СМИ, направленной против Ирана и его интересов.

Iran International (мощная лондонская иранская оппозиционная телевизионная станция) была ведущим голосом и источником событий внутри Ирана во время протестов. (Западные СМИ никогда не упоминают, что это телеканал саудовского режима.) Сообщения, обвинения и лживые сообщения Iran International распространились по большинству ведущих западных СМИ.

Правительственные пропагандистские агентства Ирана регулярно жаловались на роль Iran International. И точно так же, как ранее Саудовская Аравия примирилась с катарским режимом из-за влияния сети Aljazeera, иранское правительство все больше беспокоит роль саудовских СМИ, особенно персоязычных:

Есть ли у саудитов альтернативы? США знают о переговорах между Саудовской Аравией и Ираном, и маловероятно, что Саудовская Аравия захочет заменить своего американского покровителя Китаем. Во всяком случае, правительство Саудовской Аравии хочет большего, а не меньшего американского вмешательства в регион, и оно с нетерпением ждет вывода американских войск из Ирака и Афганистана.

Вместо этого правительство Саудовской Аравии хочет подчеркнуть, что у него есть альтернативы своей исключительной зависимости от Соединенных Штатов. Следует помнить, что во время холодной войны клиенты США на Ближнем Востоке часто угрожали вступить в союзы с Советским Союзом. Ни один на самом деле не сделал.

Соглашение о восстановлении дипломатических отношений между Ираном и Саудовской Аравией — это именно то соглашение, которое регулировало открытие посольств в обеих странах. Он сигнализирует об охлаждении отношений, но не о полноценном медовом месяце. Ни один из острых вопросов между двумя странами не был в достаточной мере обсужден и достигнуты существенные договоренности (договоренность предусматривает обсуждение этих вопросов в ближайшие месяцы). Это могло бы произойти, но вряд ли сработает, потому что обе стороны очень заинтересованы в своих региональных позициях и союзниках. Оба они связывают эту региональную политику (и войны, в случае Саудовской Аравии) с важными факторами престижа и политической легитимности режима.

Между двумя странами невозможно найти общий язык, ни в Йемене, ни в Ливане, ни в Палестине, ни в Персидском заливе. Саудовская Аравия стремится к примирению с Израилем, а Иран поддерживает сопротивление Израилю. Саудовская Аравия хочет клиентский режим в Йемене, а Иран поддерживает режим хуситов. Саудовская Аравия хочет сокрушить власть «Хизбаллы», в то время как Иран рассматривает «Хизбаллу» как приоритетный элемент иранского регионального альянса.

Обе стороны могут подходить к соглашению по разным причинам. Иран стремится уменьшить контакт саудовских СМИ с Ираном и сократить саудовское финансирование иранской оппозиции и диссидентских групп, в то время как Саудовская Аравия посылает сигнал США. в то время, когда администрация Байдена стала более агрессивной по отношению к Ирану, чем Трамп, Соглашение о восстановлении дипломатических отношений между Ираном и Саудовской Аравией — это именно то соглашение, которое регулировало открытие посольств в обеих странах. Он сигнализирует об охлаждении отношений, но не о полноценном медовом месяце.

Ни один из острых вопросов между двумя странами не был в достаточной мере обсужден и достигнуты существенные договоренности (договоренность предусматривает обсуждение этих вопросов в ближайшие месяцы). Это могло бы произойти, но вряд ли сработает, потому что обе стороны очень заинтересованы в своих региональных позициях и союзниках. Оба они связывают эту региональную политику (и войны, в случае Саудовской Аравии) с важными факторами престижа и политической легитимности режима.

Между двумя странами невозможно найти общий язык, ни в Йемене, ни в Ливане, ни в Палестине, ни в Персидском заливе. Саудовская Аравия стремится к примирению с Израилем, а Иран поддерживает сопротивление Израилю. Саудовская Аравия хочет клиентский режим в Йемене, а Иран поддерживает режим хуситов. Саудовская Аравия хочет сокрушить власть «Хизбаллы», в то время как Иран рассматривает «Хизбаллу» как приоритетный элемент иранского регионального альянса.

Обе стороны могут подходить к соглашению по разным причинам. Иран стремится уменьшить контакт саудовских СМИ с Ираном и сократить саудовское финансирование иранской оппозиции и диссидентских групп, в то время как Саудовская Аравия посылает сигнал США. В то время, когда администрация Байдена стала более агрессивной по отношению к Ирану, чем Трамп.

Если соглашение действительно достигнет своей цели и действительно установит мир и дружбу между двумя соперниками, Китай может насладиться суэцким моментом.

Араик Саргсян, академик. Президент Академии Геополитики Армении, Член РОИС РФ.
Бывший Почетный Консул Македонии.