ФОТО: © CHRISTOPHE GATEAU/GLOBALLOOKPRESS

На фронтах СВО появилась новая мода: записывать видеообращения, точнее, видеожалобы – на командиров, на военную полицию, на нехватку того и недостаток сего. И это действует: обиженных начинают снимать с линии огня и отводить поближе к тылу, вот только интересно, кто после этого будет держать оборону, наступать и побеждать?

Чему не учит история

Так уж повелось на Руси, что как большая война, так мы, мягко скажем, не сильно к ней готовы. И зачастую первое время проигрываем врагу. В 1812-м, например, даже в Москву неприятеля пустили. А в 1914-м едва начали в патриотическом порыве вписываться за братьев-сербов, как получили мощнейшее поражение в Восточной Пруссии – одних пленных немцы взяли до 135 тысяч человек. Ну и в 1941 году всё повторилось: горящие русские города, сотни тысяч пленных и немцы, смотрящие издалека, через морозную дымку, на башни московского Кремля.

Нынешняя война – не исключение из этого рокового правила, но, видимо, от судьбы не уйдёшь. Мы в считаные дни из-за непродуманной логистики оставили 40% ранее занятых территорий с доверившимися нам людьми, мы брали укрепления в лоб и заходили на вражескую территорию колоннами, теряя людей и технику, мы слишком поздно осознали важность беспилотников в современной войне, мы оснащали мобилизованных и добровольцев списанной униформой, которая быстро изнашивалась, и кирзачами, которые убивали ноги, мы-мы-мы…

Так что ничего нового. Но, возвращаясь к войнам прошлого, знаете, чем отличались Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная война от Первой мировой, которую тоже называли Великой, но название это в исторической памяти нашего народа так и не прижилось – даже спустя десятилетия после отстранения от власти коммунистов? Ну хотя бы тем, что ни во время столкновения с Французской империей, ни в ходе схватки с германским Третьим рейхом в русской/советской армии не было солдатских комитетов.

А вот в ходе отчаянного противостояния с Германской империей кайзера (Вторым рейхом) они появились. Выбирали командиров, голосовали, ходить в атаку или нет.

Дисциплина же составляет основу существования армии. Если мы будем идти по этому пути дальше, то наступит полный развал. Этому способствует и недостаток снабжения. Надо учесть ещё и произошедший в армии раскол. Офицерство угнетено, а между тем именно офицеры ведут массу в бой,

– с горечью описывал новые порядки генерал Михаил Алексеев.

И как в воду глядел. До этого новые и кратковременные либеральные власти России отменили смертную казнь и военно-полевые суды: дезертиры, как говорят в народе, «потеряли страх», агитация «против империалистической войны» начала набирать обороты, неповиновение приказам стало общим делом. Чем всё закончилось, мы помним: моральным разложением армии, массовым дезертирством, обрушением фронта, крахом государственности, «похабным миром», потерей территорий и гражданской войной.

Разошедшиеся по Сети последние резонансные видеообращения мобилизованных россиян невольно заставляют вспомнить эпоху Первой мировой. Правда, сейчас офицеров хотя бы не убивают, а за рукоприкладство по отношению к ним всё-таки сажаютПока сажают.

Судьбу солдата решает не офицер, а видео

Итак, мобилизованные из Калининградской области, точнее, мужчины в балаклавах, представившиеся ими, записали видеоролик, в котором обратились к губернатору Антону Алиханову, региональному правительству и Министерству обороны России. Изначально видео было выложено в группе «ПобедаZАнами_39» в социальной сети ВКонтакте. В нём говорится, что авторы обращения были мобилизованы в тероборону области для охраны объектов, однако впоследствии были переданы в ДНР, где их перевели в штурмовики.

Аналогичное обращение к руководству своего региона записали и мобилизованные из Татарстана, которые также были переданы в ДНР. Здесь мужчины из 1231-го полка уже не скрывали своих лиц, рассказав, что их заставляют штурмовать высоты, укреплённые миномётами и техникой, «как расходный материал», без соответствующей подготовки, артподдержки, с четырьмя магазинами на каждого.

Там уже положили два батальона, и их оттуда не достать. Мы уже четвёртое пополнение, которое сюда приехало, и никто оттуда ещё не вернулся – либо 200-е, либо 300-е. Мы видели братские могилы (солдат), которые там лежат. Их никто не забирает, они лежат по полгода,

– говорили по очереди авторы обращения, подчёркивая, что служить не отказываются, но выполнять «преступные приказы» не хотят.

Чуть позже появился ролик, снятый уже жёнами мобилизованных из Татарстана, которые рассказали, что их мужей отправляет на штурм командование «армии ДНР», что своих мобилизованных в подобные атаки не бросают. При этом их супругов не оснащают должным образом.

Примечательно, что это уже не первое обращение жён бойцов из Татарстана: ещё в ноябре прошлого года супруги, по всей видимости, других мобилизованных на камеру заявили, что их мужья хотят победы, но «им не дали даже маленького шанса, у них нет коптеров, тепловизоров, ничего. Всё, что им дали, – это броник, каску, автомат и две гранаты – одна для противника, вторая для себя».

Татарстан, понятное дело, на это обращение отреагировал, после чего пресс-служба местного главы сообщила, что «все мобилизованные вернулись в расположение своего полка».

Затем похожие видеообращения записали мобилизованные из Иркутской, Саратовской, Самарской и Оренбургской областей, а также республики Марий Эл. Содержание примерно одно и то же – их передали в ДНР и ЛНР, делают из них штурмовиков, хотя они готовились к другому, не кормят, не вооружают, не снабжают, кидают на штурм, но выполнять такие приказы они не хотят.

Но самым резонансным, пожалуй, стало обращение мобилизованных из Тувы – даже несмотря на то, что его никто толком не понял, поскольку его авторы говорили на родном языке. Ролик впервые появился в телеграм-канале «Азиаты России», и человек, выступавший в нём, рассказал, что «в нас стреляли из автоматов, заставляли отжиматься, сказали, что мы живыми отсюда не выйдем, говорили, что мы относимся к ним, к ДНР, военная полиция приехала и побила нас». И попросил, как водится, региональное руководство разобраться с ситуацией.

На запись моментально отреагировал глава Тувы Владислав Ховалыг, назвав всё озвученное бойцами из его края «вопиющим случаем, дискредитирующим положение мобилизованных». На место тут же выдвинулся экс-глава Тувы Шолбан Кара-оол, который встретился с фигурировавшими в ролике земляками, и успокоил общественность, сказав, что серьёзно пострадавших среди них нет. В итоге в Министерстве обороны было решено перевести этих людей из ДНР в 55-ю отдельную мотострелковую горную бригаду, укомплектованную преимущественно тувинцами.

Кстати, стоит отметить, что по итогам этого вала видеороликов с жалобами мобилизованных только по обращениям тувинцев и татарстанцев были проведены перемещения из подразделений ДНР в родные части, что наводит на мысль о некоем привилегированном положении этих регионов по отношению к остальным.

Жертвы или бузотёры?

Казалось бы, можно порадоваться – справедливость восторжествовала, «злобные командиры» из ДНР посрамлены, несчастные мобилизованные из Тувы спасены. Но информационную идиллию несколько «подпортил» боец СВО, автор канала «Солдатская правда» Михаил «Хрусталик» Полынков. Он рассказал, что тех самых тувинцев из ролика направили в оперативное подчинение их подразделению, они были поселены в отдельном расположении, где началось повальное пьянство, переросшее в конфликт с их собственным комбатом, в которого кидали кирпичами и в итоге порезали.

При этом прибывшие наотрез отказывались выезжать на «передок». После чего начальник штаба полка отправился приводить чрезмерно бодрых, но не сильно желавших воевать бойцов в чувство. На свой лад, как умел.

Теперь, после вмешательства руководства республики и Минобороны, офицера пытаются сделать крайним. Но самое неприятное, по мнению Полынкова, это то, что после того как тувинцев снимают с фронта, держать линию остаются всё те же донецкие ребята. Которые, по сути, оказываются по отношению к мобилизованным из других регионов России людьми второго сорта, которым приходится воевать и погибать буквально за всю страну.

Что с того?

Безусловно, очень плохо, когда бойцов без подготовки, огневой поддержки, с минимальным вооружением бросают на лобовой штурм укреплений. Не случайно просочившееся в Сеть, снятое с коптера видео с разгромом нашей колонны под Угледаром спровоцировало такую волну возмущения в интернете. Никто не хочет умирать из-за бездарности «паркетных» командиров. Мало того, общество очевидно желает, чтобы виновные в подобных инцидентах были наказаны. Но они остаются на своих местах, нередко получая при этом ордена и медали. Всё так, но…

История той же Великой Отечественной полна эпизодами лобовых атак вражеских укреплений и форсирования рек под плотным огнём противника. И заикнуться о «преступном приказе» тогда никто не пытался – «паникёров» было принято расстреливать на месте. Потому-то, нравится это кому-то или нет, но давайте смотреть правде в глаза, мы и победили.

В Первую мировую также хватало непродуманных атак и генеральской халатности, беспечности и дурости на грани преступлений. А ещё было заведено учить солдат ударом кулака по зубам, ну и нижние чины в «приличные заведения» не допускались. От последнего в итоге избавились, но научились при этом «всем миром» решать – подчиняться приказу офицера или нет. Как всё закончилось, повторять не будем.

Не только нашу русскую армию, но и всё человечество всё время бросает из крайности в крайность. Едва люди осознали, например, что одержимых содомией, по сути, больных людей не следует сажать на кол, как практически тут же начали пускать трансвеститов в детские садики. Только поняли, что чернокожие – тоже люди, а не человекообразный скот, который можно без ограничений продавать, эксплуатировать, истязать и насиловать, как плавно перешли к целованию чёрных ступней.

Вот и касаемо обсуждаемой в этой статье проблемы хотелось бы, чтобы генералы отвечали за свои преступные ошибки и промахи по всей строгости военного времени, чтобы армия готовила профессиональных бойцов, а не заваливала противника пушечным мясом. Но при этом явно не главы регионов, солдатские жёны и новоявленные видеоблогеры в балаклавах должны решать, какие части должны воевать на фронтах и в каких операциях участвовать.

Опыт 1917-го должен был уже научить нас не наступать на те же грабли. Но пока мы идём путём повторения старых ошибок и, хочется верить, исключительно для того, чтобы получить шанс решить задачу, с которой в своё время не справились.

ИВАН ДЕМЕНТЬЕВ