«Группа мигрантов, в основном состоящая из афганских беженцев, находится в состоянии неопределённости на польско-белорусской границе на протяжении нескольких дней. Варшава отказывается рассматривать заявления о предоставлении убежища, в то время как Минск отказывается принимать их обратно»,

– пишет европейское интернет-издание Emerging Europe со штаб-квартирой в Лондоне.

Как отмечает издание, правящая партия Польши «Право и Справедливость» (PiS) уже давно создаёт образ противников миграции, потому что большинство её консервативных избирателей категорически против нехристианских мигрантов. За все прошедшие годы страна приняла очень ограниченное количество беженцев, нарушая тем самым законы Евросоюза и международное право.

В марте 2020 года Европейский суд постановил, что Польша  совместно с Венгрией и Чехией нарушила свои обязательства перед законом ЕС, отказываясь принимать беженцев, напоминает автор статьи Милона Николова.

Тем не менее утверждения PiS о том, что мусульманские беженцы из таких стран, как Афганистан, Ирак и Сирия являются угрозой христианской Польше (и большей части Европы) в основном носила условный характер: европейский миграционный кризис 2015 года по большей части обошёл Польшу стороной. Но сегодня тысячи граждан Афганистана бегут от ужасов режима «Талибана», что действительно может вылиться в настоящую катастрофу. Некоторые уверяют, что власти Белоруссии помогают беженцам добраться до польской границы, отмечает Emerging Europe.

Об этом, в частности, заявила европейский комиссар по внутренним делам Ильва Юханссон, обвинив Александра Лукашенко в «агрессии против Евросоюза». Ей вторит Михал Буковски, профессор из Европейского Университета во Франкфурте, который также уверен – беженцы получают поддержку и помощь в Белоруссии.

Однако польский социолог и историк Криштоф Яскуловски готов с ними поспорить.

«Право и Справедливость» пугает, представляя ситуацию на границе как войну против Польши, а беженцев – как оружие Лукашенко. Политика ЕС по большей части основана на наивном предположении, что буферные государства будут содержать мигрантов и беженцев сколь угодно долгое время, держа их подальше от границ ЕС»,

– считает историк.

По его мнению, власти снова пытаются использовать в своих интересах исламофобию поляков, их антимигрантские настроения, которые когда-то помогли партии PiS победить на выборах. Сегодня политики снова собираются разыграть ту же карту. К тому же в настоящее время исламофобия в польском обществе сильна как никогда ранее, а значит, и её использование будет более успешным.

Витольд Клаус из Варшавской ассоциации правового вмешательства (SIP) уверен: как только правящая партия прекратит воспринимать мигрантов как угрозу, сразу же прекратится миграционный кризис и «происки Лукашенко».

«Искателей политического убежища у польских границ не так уж и много. Несколько сотен человек, ищущих убежища, не представляют опасности для Польши. Особенно если вспомнить, что в 2012 году Польша получила 15 тысяч прошений о предоставлении убежища»,

– цитирует издание Витольда Клауса.

В Польше существует хорошо функционирующая система предоставления убежища, однако вместо того, чтобы полагаться на эту систему, власти решили вложить средства в строительство ещё одной стены на границе, объявив о возведении нового забора, аналогичного построенному Венгрией на границе с Сербией в 2015 году.

Однако Конрад Пендзивятр из Центра миграционных исследований Варшавского университета считает, что строительство «стены» на границе «крайне неэффективно».

«Только взгляните на карту, каждый может увидеть, что границы между Польшей и Белоруссией достаточно продолжительны. Невозможно построить стену настолько быстро. По мере роста потока беженцев из Афганистана в ближайшем будущем Польше понадобится другое политическое решение»,

– делает вывод Пендзивятр.

В то время как правительство называет увеличение количества мигрантов «атакой Лукашенко на Евросоюз», представитель Гражданской коалиции в парламенте Павел Ковал уверен, что «масштаб миграции не оправдывает таких громких слов и только зря беспокоит население страны».

Ну а пока польские политики спорят и суетятся, положение беженцев, застрявших на польско-белорусской границе, ухудшается с каждым днём без достаточного количества еды, воды и медицинской помощи, констатирует Emerging Europe.

Игорь НОВАК