Турция и Израиль оглядываются на Вашингтон
Между Израилем и Турцией идет война. Пока – словесная. Тель-Авив даёт понять Анкаре, что не станет мириться с присутствием ее войск в центральной части Сирии. После того как израильская армия нанесла массированные удары по аэродромам в Хаме и Хомсе, Турция заявила, что не намерена терпеть израильские удары после того, как разместит там свои военные базы. Но последнее произойдет не скоро, поскольку были разрушены инфраструктура, ангары и взлетно-посадочные полосы сооружений.
Обе стороны выражаются так, что словно речь идет о принадлежащих им или спорных территориях. Увы, это данность – растерзанная Сирия не в силах защитить свою землю. Раньше у нее была армия, военное руководство, но после свержения режима Башара Асада страна окончательно утратила самостоятельность, и ее терзают слетевшиеся туда хищники. Особенно усердствуют Израиль и Турция.
В Израиле царит беспокойство – ещё недавно казалось, что после падения режима Асада и ухода оттуда «Хезболлы» можно будет безнаказанно хозяйничать в Сирии. Но на место одних врагов пришли другие, более сильные и коварные. Турция поддерживает силы, которые свергли Асада и враждебные Израилю, участвует в восстановлении страны. Конечно, не просто так, а чтобы получить преференции, благо в Сирии есть что прибрать к рукам.
Несколько лет назад, когда отношения между двумя странами были относительно спокойными, они, наверное, могли бы поделить сытный сирийский «пирог». Но сейчас между ними стоит стена озлобленности из-за действий Израиля в секторе Газа. С обеих сторон слышатся резкие заявления и угрозы.
После начала войны еврейского государства с ХАМАС Анкара резко осудила действия Тель-Авива в секторе Газа. События в Сирии лишь обострили ситуацию. Израиль крайне недоволен растущим присутствием Турции в стране и действует в традиционном стиле силового давления. «Наши удары по Сирии – сигнал Турции, чтобы она не создавала там военные базы и не вмешивалась в нашу деятельность», – пишет газета The Jerusalem Post.
Угрожающее заявление в адрес сирийского президента переходного периода Ахмеда аш-Шара`а сделал министр обороны Израиля Исраэль Кац: «Если вы позволите враждебным Израилю силам войти в Сирию и поставить под угрозу интересы безопасности Израиля, вы заплатите высокую цену».
Но ведь понятно, что у Дамаска нет ни сил, ни возможностей, чтобы повлиять на ситуацию. Поэтому напряженность между Израилем и Турцией будет нарастать. Тем более что последовало заявление Турции о желании получить контроль еще над двумя аэродромами – в Тиясе и Менаге. Чтобы разместить там системы ПВО и авиацию, которые будут ограничивать свободу действий Израиля в регионе.
Министр иностранных дел Израиля Гидеон Саар во время визита в Париж, отметил «негативную роль» Анкары в Сирии, Ливане и на Ближнем Востоке и заявил, что Турция намеревается «сделать Сирию турецким протекторатом».
Можно выбрать разные словесные обороты, но то, что Турция и впрямь всерьез «занялась» Сирией, — очевидный факт. Как всегда грозно сдвигает брови президент Турции Реджеп Эрдоган: «Тем, кто хочет воспользоваться нестабильностью Сирии, это не удастся. Мы не позволим разделить Сирию по их замыслам».
Сейчас туда, по разным оценкам, введено до 10 тысяч турецких военнослужащих и боевая техника. Их могут поддержать сирийские войска, участвовавшие в свержении власти Асада. Это серьёзная сила, несравнимая с армиями ближневосточного региона, с которыми ранее воевал Израиль. Кстати, ему еще никогда не доводилось вступать в противостояние с европейской армией, к тому же мощной, хорошо обученной, входящей в НАТО.
Израиль стоит перед нелегким выбором – стоит ли углублять конфликт с Турцией? Его войска и без того заняты по горло: воюют в Газе, продолжают наносить удары по «Хезболле», обмениваются ракетными ударами с хуситами. Тель-Авив перешептывается с Вашингтоном по поводу Ирана, и военный вариант решения вопроса довлеет над остальными. В этом случае Израиль примет участие в атаке на Исламскую Республику.
Решится ли Израиль нанести новые удары по территориям, которая Турция считает своей вотчиной? Если это произойдет, то может возникнуть casus belli – повод к войне. Уже настоящей…
Однако есть одна странность. Если Израиль ведет себя привычно агрессивно и атакует территории, на которые претендует Турция, то та не предпринимает ответных военных действий и отвечает лишь резкими заявлениями. Это при том, что во время израильских ударов по аэродромам были убиты три турецких военных инженера.
В Анкаре, у которой масса других забот, не исключают возможности найти путь к предметному диалогу, или, во всяком случае, ослабить напряженность в отношениях с Тель-Авивом. Кстати, недавно из уст министра иностранных дел Турции Хакана Фидана прозвучала примирительная фраза: «Турция не хочет никакой конфронтации с Израилем в Сирии».
Но, возможно, это не более чем прикрытие истинных замыслов Анкары или очередная восточная хитрость. В Тель-Авиве считают, что Турция намерена расширить свою сферу влияния в Восточном Средиземноморье и в Сирии, и это не может не задевать интересы Израиля. При этом не исключается сближение Анкары и Каира, и этот дуэт также может быть направлен против еврейского государства.
«Динамичная, амбициозная региональная держава, стоящая одной ногой на Западе, имеющая огромное влияние на Европу и держащая руку на пульсе Востока, Турция 2025 года больше не претендует на «место за столом» Ближнего Востока, она планирует забрать весь стол». Эти слова принадлежат Йонату Адри, который был советником бывшего президента Израиля Шимона Переса.
Кого из своих союзников будет поддерживать Вашингтон? Пока США не раскрывают свои карты. Но на недавней встрече премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху с президентом Соединенных Штатов Дональдом Трампом затрагивалась тема «турецкого гамбита». И президент США пообещал решить проблемы между двумя странами, сославшись на хорошие отношения с Турцией и её лидером. «Полагаю, что мы сможем это уладить», – сказал Трамп.
Впрочем, не стоит слишком доверять самоуверенному хозяину Белого дома. Судя по его хвалебным заверениям, он может покорить любую страну, решить всякую проблему в мире. Но пока не решил ни одной, поскольку о многих имеет слабое представление. То же самое может произойти и с завязанными в тугой узел взаимоотношениями Турции и Израиля.
Ранее в США побывал Фидан, а Эрдоган провел телефонный разговор с Трампом. Это показывает, что Турция стремится понять, на чьей стороне будет Америка в случае военного конфликта. И действовать в зависимости от решения Вашингтона.
В сторону Америки смотрит и директор турецкой исследовательской программы аналитического центра Вашингтонского института Сонер Чагаптай. Он заявил, что Турция и Израиль находятся на «курсе идеологического столкновения», но могут избежать военной эскалации при посредничестве США.
Фото: newstoday24
Нет Комментариев