Россия и США ведут переговоры о совместной работе в сфере редкоземельных металлов. Об этом заявил генеральный директор РФПИ и по совместительству спецпредставитель президента России по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с другими странами Кирилл Дмитриев. Он упомянул об этих обсуждениях дважды за неделю – перед поездкой в Вашингтон и после возвращения.

Мировые СМИ на протяжении несколько дней обсуждали невключение России в список стран, против которых Вашингтон вводит специальные тарифы. Тем временем Кирилл Дмитриев анонсировал новые встречи между Россией и США, которые запланированы уже на ближайшую неделю.

На прошедшей неделе Дмитриев провел серию переговоров в Вашингтоне с ключевыми представителями американского политического и делового сообщества. По его словам, основной задачей этих контактов стало возобновление двустороннего диалога, особенно в экономической и инвестиционной областях.

Предложение Москвы

Еще в конце февраля президент России Владимир Путин выступил с инициативой совместных проектов с США в области добычи редкоземельных металлов. Несмотря на то, что на Россию приходится 20% мировых запасов этого сырья, его освоение сдерживается нехваткой технологий и устойчивых рынков сбыта.

Кроме того, российский лидер предложил возобновить поставки алюминия в США, где ожидается рост цен из-за введения новых пошлин. В качестве альтернативы он озвучил возможность создания совместных предприятий по производству алюминия, например, в Красноярском крае. Объем инвестиций в такой проект может достичь $15 млрд.

24 февраля президент США Дональд Трамп также заявил о заинтересованности американской стороны в значительных запасах редкоземельных металлов и других ценных ресурсов России. По его словам, с Владимиром Путиным ведутся переговоры о заключении масштабных экономических соглашений.

Китайская угроза

Обсуждение вопросов двустороннего сотрудничества происходит на фоне объявления командой Трампа санкционной войны практически всему миру. Но главным оппонентом США все же называется Китай, который считается сегодня главным российским партнером среди крупных держав.

Но следует признать, последние годы продемонстрировали, что Китай для России всегда оставался тактическим партнером — сотрудничество продолжается ровно до тех пор, пока это взаимовыгодно. Пока российские ресурсы поступают в Пекин по особым ценам, в медиапространстве звучат риторика о дружбе. Однако реальность такова: КНР хоть и не выступала с резкой критикой СВО на Украине, но и не поддержала Россию в полной мере в качестве союзника, не стала делиться критически важными технологиями, снимает сливки с антироссийских санкций в условиях, когда западные рынки для России закрыты. Отношения, как принято сегодня говорить, деловые, но не более того. Пекин объективно заинтересован в ослаблении российских позиций на мировой арене. Санкционное давление на Москву принесло Китаю ощутимые выгоды: доступ к дешевым энергоресурсам, беспрепятственное проникновение на российский рынок и расширение влияния в Центральной Азии.

При этом СВО оказалось даже выгодна КНР, поскольку отвлекала внимание США от «китайской угрозы» и перенаправила антизападную риторику на Россию. Однако с возможным возвращением Трампа в Белый дом геополитическая конъюнктура начинает меняться — и вместе с ней корректируется позиция Китая.

В этом контексте высказываются опасения, что гипотетическое сближение России с США (маловероятное, но возможное) ухудшат российско-китайские отношения, но они выглядят несостоятельными. Разрушать попросту нечего — так называемая «дружба» существует лишь в медийное поле и в «экспертных» комментариях блогеров, которые сразу после СВО моментально стали специалистами в российско-китайских отношениях и бросились провозглашать вектор на Китай, и забитые окна на Запад. Реальные же отношения строятся исключительно на экономической целесообразности.

Недавнее требование Китая о включении Украины и ЕС в переговорный процесс между Москвой и Вашингтоном по урегулированию конфликта наглядно показало истинные приоритеты Пекина. КНР явно стремится использовать текущую ситуацию для сближения с Европой. Именно этой трансформации китайской позиции и будет посвящен дальнейший анализ.

Сделку с США, тарифы Трампа, а также перспективу охлаждений отношений с Китаем «Антифашист» обсудил с экономистом, руководителем Центра политэкономических исследований Института нового общества Василием Колташовым.

— Василий Георгиевич, как вы можете прокомментировать невключение России в список стран, против которых Трамп ввел свои тарифы? Можно ли говорить о потеплении отношений с США?

— Соединенные Штаты прекратили торговлю с Россией в базовом варианте, оставив только покупки того, что им самим крайне необходимо. Это не очень большой ассортимент товаров и специально вводить пошлины на то, что Соединенные Штаты нигде больше приобрести не могут и вынуждены покупать в России, администрация Дональда Трампа не стала, поскольку это вызвало бы и раздражение, и насмешки.

С другой стороны, администрация Трампа никаких санкций с России не снимала, то есть все байденовские ограничения действуют в отношении российской экономики. Трамп даже грозил какими-то новыми мерами, хотя вряд ли его угрозы стоит рассматривать серьезно. В министерстве иностранных дел России дают понять, что они не очень-то всерьез воспринимают это как обращенную к себе риторику.

Сергей Лавров в беседе с американскими корреспондентами, заявил, что с нами они общаются нормально. Кирилл Дмитриев, находясь в США, сказал, что санкции нас не интересуют. И если США захотят их снимать, то пусть как-нибудь и снимают. Это не наше дело, нас это не очень-то волнует.

Таким образом отмена санкций — это вопрос времени. Они должны будут отпасть как какой-то рудимент. Но вряд ли это произойдет быстро, потому что Трамп не может себе позволить, чтобы под видом российских товаров беспошлинно завозились какие, например, китайские товары. Поэтому против России пока что будут действовать дальше эти ограничения.

Ну и, в целом, Россия получила все повышения пошлины и ограничения авансом. Всё то, что получил остальной мир, теперь Россия уже и так получила.

В России с иронией воспринимают теперь речи западных аналитиков и политиков о том, что санкции против России были введены, потому что Россия что-то делала не так. А весь остальной мир тогда как? Соединенные Штаты теперь ввели санкции против всего остального мира. Получается, весь мир что-то делает не так с точки зрения Белого дома.

— А что можно сказать о редкоземельной сделке, о которой говорил Дмитриев. Насколько Россия может заинтересовать США в данный момент времени, если учесть еще и усиление конфронтации с Китаем?

— Похоже, что предложение России американским компаниям войти в долю добычи на новых месторождениях в России это такой бонус за то, чтобы Соединенные Штаты скорее бросили Украину, прекратили ее поддержку. И одновременно это будет основанием для прекращения санкций в отношении России. Если американские фирмы работают в России, то какие санкции могут быть, зачем?

Здесь предлагается, как вариант для обсуждения такой способ решения вопросов. Но это все именно и находится сейчас на стадии обсуждения, на стадии поиска удобных для обеих сторон решений. И, скорее всего, реальное решение будет приниматься под воздействием того, как пойдет эта мировая торговая война, которую Дональд Трамп развязал.

— Какой может оказаться роль России в треугольнике взаимоотношений с США и Китаем? Можем ли мы стать ближе к США и начать отдаляться от Китая?

— Абсолютно немыслимо, чтобы Россия удалилась от Китая. Теперь скорее речь идет о том, что российские сельхозпродукты заменят американские, в частности сою может заменить кормовая пшеница и другие кормовые продукты из России. Китай ввел на американские пищевые товары на 10% более высокую пошлину, чем в целом на все американские товары. Тем самым говоря, что они не добьются от них переговоров и уступок: «вы начали торговую войну, вам же придется принять ее последствия».

Россия в этой ситуации получает возможность заменять на китайском рынке американские товары. Зачем тут разрыв с Китаем непонятно. Соединенные Штаты ничего не в состоянии предложить России, они даже не в состоянии сформулировать такого. Трамп упустил время еще в свой первый президентский срок.

Если бы он тогда отдал Украину России, ликвидировав или позволив ликвидировать бандеровскую администрацию, то он мог бы хотя бы разговаривать о том, чтобы Россию и Китай как-то развести. Но это и тогда было очень маловероятно.

— В таком случае можно говорить о двувекторности России? Или же сейчас мы видим приманку для США, которая помогает избегать усиления санкций?

— Россия не двувекторна, Россия решает свои задачи на территории Восточной Европы. По сути, Европейский Союз, рассорившись с Соединенными Штатами, теперь еще злее настроен в отношении России, и от этого только крепчает сотрудничество России и Китая. Поэтому для Соединенных Штатов здесь нет никакой возможности.

Тем более, что Соединенные Штаты похоже уже потратили все время, которое у Трампа было, он теперь должен решать другие вопросы. Эти вопросы порождены его собственными действиями, которые, в свою очередь, являлись необходимыми шагами для того, чтобы изменить экономическую ситуацию в Соединенных Штатах.

И Трамп действует, сейчас экономика для него на первом месте, а Украина уходит на последний план. Тем более, что Украина Россию не победила, а значит она зря ела «хлеб». «Американский хлеб». Поэтому Трамп, убедившись в том, что Москва на глупые сделки не идет, будет заниматься своими делами, оставив эти все вопросы Восточной Европы на их самоурегулирование.

При этом может быть конечно диалог о мире, переговоры Москвы с Вашингтоном. Это все будет продолжаться, просто не стоит ждать от этого каких-то результатов, кроме, пожалуй, что, раскачивания ситуации на Украине.

Иван Солдатов