Коллаж Царьграда

Спецпредставитель Путина по экономическому сотрудничеству с зарубежными странами и глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев несколько дней вёл переговоры в США с членами администрации Трампа и дал по их завершении несколько важных интервью. Что это было? Эта была попытка оживить, экономически заинтересовав окружение Трампа в России, ставшие пробуксовывать переговоры по Украине и общей нормализации отношений. Кавалеристский наскок Вашингтона, попытавшегося быстро решить оба вопроса за счёт России, провалился. Американцы догадывались, что так может случиться, но хотели попробовать: а вдруг свезёт? Не вышло. Но делать-то что-то надо: или признать тупик, неудачу, разругавшись, или идти с русскими вперёд — по долгому и непростому пути, но уже учитывая жизненно важные интересы России. Трамп и Ко, судя по многим признакам, выбрали второй вариант.

Чиновники столь высокого ранга не приезжали из Москвы в Вашингтон с 2022 года. Дмитриев, учившийся в Стэнфорде и Гарварде и работавший в известных американских компаниях в США, Чехии и России, знал своих собеседников как облупленных, что они думают и чем дышат. Ему удалось пообщаться, по его собственным словам, с «ключевыми членами администрации Трампа».

Своих американских собеседников Кирилл Дмитриев знает как облупленных. Скриншот: ТГ-канал «Сигнал»

О том, с каким настроением Дмитриев приехал в США, он поделился в своём ТГ-канале. «Диалог между Россией и США — важнейший для всего мира…». Он нуждается в восстановлении. Это непростой и постепенный процесс, «но каждая встреча, каждый откровенный разговор позволяют двигаться вперёд», а возникающее «реальное понимание российской позиции открывает новые возможности для конструктивного взаимодействия, в том числе в инвестиционно-экономической сфере».

Реальная проблема

Состоящая из людей дела команда Дональда Трампа и он сам вполне способны оценить такой подход, а значит, и попробовать вытащить из вполне обозначившегося тупика российско-американские переговоры. Тем более что они стали пробуксовывать по вине американской стороны, решившей попытаться получить много, потратив минимум. Желание это вполне объяснимое: попытка не пытка. Но она может вполне ею стать, если продолжать биться головой об стенку, тщетно надеясь открыть ею дверь, для которой нужен особый ключик.

Между тем появление такой стены уже не могли скрыть даже классные дипломаты. На неё прямо указал глава Комитета Совфеда по международным делам Григорий Карасин, проводивший последние переговоры с американцами в Саудовской Аравии, которые, по его словам, были «не очень результативными». В переводе с дипломатического языка эти слова означают «практически нулевыми».

Порочный замкнутый круг, мешающий двигаться дальше, констатировал в интервью журналу «Международная жизнь» и куратор отношений с США замглавы МИД России Сергей Рябков:

Мы не слышали от Трампа сигнала в Киев о прекращении войны.  Всё, что есть на сегодня, это попытка найти некую схему, которая позволила бы вначале добиться прекращения огня, как оно мыслится американцами. А затем перейти к неким другим моделям и схемам, в которых, насколько можно судить, на сегодня нет места главному нашему требованию, а именно — решению проблем, связанных с первопричинами этого конфликта.

В двух словах происходило следующее: США договаривались (для начала) о второстепенных вопросах с Россией и Украиной. Последняя своих обещаний демонстративно не выполняла, испытывая терпение Москвы, а США, боясь критики со стороны Запада, обходили, откладывая на потом, самые важные для России темы, тщетно надеясь на «Минск-3». Но к этому нельзя было даже подступиться из-за саботажа — под видом согласия — всего процесса со стороны Киева, подзуживаемого Европой, желающей продолжения прокси-войны с Россией на Украине до последнего украинца, что Москву, естественно, не устраивало.

«Переговорщик Кремля» обяснил в интервью CNN, почему американцы должны верить в окончание войны. Скриншот: CNN

Собственно, и сам Дмитриев, уже находясь в США, признал в интервью CNN:

И действительно, до этого некоторые люди выступали за решения, которые, как они знали, были невозможны. Таким образом, в этой ситуации занималась позиция, которая не является реальным решением. И говорилось «сделайте то, сделайте это», зная, что это невозможно.

Боясь сглазить, посланец Кремля охарактеризовал нынешнюю фазу в переговорах так:

Полагаю, что с администрацией Трампа мы сейчас находимся в сфере размышлений о том, что возможно, что действительно может работать и как мы можем найти долгосрочное решение.

«Золотой ключик» Дмитриева

В интервью Fox News Дмитриев выдал американцам подсказу, как из этой ситуации возможно выйти, предъявив «золотой ключик», с помощью которого можно открыть потайную дверь и добиться успеха:

Я думаю, что одна из главных проблем между нами заключается в том, что у нас никогда не было действительно широкого экономического сотрудничества. Мы считаем, что экономическое сотрудничество позволит также решать любые политические вопросы… И я думаю, что позитивное экономическое сотрудничество может произойти с командой президента Трампа.

Конкретно он предложил вместе сделать «много хороших вещей в Арктике», «заключить сделки по редкоземельным металлам, другим полезным ископаемым», «активно сотрудничать в области СПГ и в других сферах».

Американцы — практичные люди. Поэтому Дмитриев назвал сумму, в которую США обошлась попытка поставить с помощью санкций Россию на колени: «Американские компании уже потеряли около 300 миллиардов долларов потенциальной прибыли из-за ухода с российского рынка».

Что касается России, указал Дмитриев в интервью CNN, то западные санкции, на которые уповают её враги, не мешают стране развиваться (в прошлом году рост ВВП составил 4%), снизив при этом её зависимость от Запада. Констатировав, что «российская экономика справляется хорошо и мы не просим о снятии санкций», Дмитриев напомнил, что в России «работают 150 американских компаний, 70% из которых — более 25 лет», и если американцы хотят расширить своё присутствие, то пожалуйста.

Кирилл Дмитриев в интервью Fox News: «Американские компании потеряли около 300 миллиардов долларов из-за ухода с нашего рынка. Так что Россия не просит о смягчении санкций». Видео: ТГ-канал Юрий Баранчик

Кое-что сделано, но этого мало

В интервью симпатизирующему Трампу телеканалу Fox Дмитриев проявил незаурядный дипломатический такт, похвалив, в том числе и в виде аванса, вашингтонских визави Москвы.

Трамп много говорил и говорит о том, что спасает мир от третьей мировой войны, пытаясь урегулировать конфликт на Украине. Дмитриев элегантно подыграл Вашингтону, заверив:

Нет никаких сомнений, что команда президента Трампа не только предотвратила третью мировую войну, но и уже добилась значительного прогресса в урегулировании украинского вопроса.

Дмитриев прямо указал на согласованный Москвой и Вашингтоном вопрос о том, что «вступление Украины в НАТО… совершенно невозможно».

Трамп, по словам Дмитриева, «настроен очень реалистично» и знает, что вторжения России в Европу, о чём трубят многие «сумасшедшие» в обстановке «коллективного помешательства», не произойдёт. Президент США отвергает эти «бредовые идеи», «ложные и фальшивые нарративы».

Десять пунктов для своих и … чужих ушей

Разумеется, Дмитриев общался в США не только с американской прессой, но и с отечественным журналистским корпусом. Им были и в этом случае сделаны интересные заявления, предназначенные в том числе, конечно, для американских ушей.

Особенно ценно, что Дмитриев рассказал об итогах своих переговоров и впечатлениях от контактов в Вашингтоне, воссоздающих полноту картины. Подчёркнуто было вот что.

Во-первых, Москва «абсолютно чётко видит», что, в отличие от своих предшественников, администрация Трампа «настроена на решение вопросов».

Во-вторых, американские переговорщики ведут себя «крайне уважительно», они «понимают позицию России, задают много вопросов, находят компромиссы».

В-третьих, «безусловно, фиксируется позитивная динамика», но «потребуется ещё ряд встреч для того, чтобы нам разрешить все разногласия». В настоящий момент «главное, что мы видим, безусловно, позитивный, созидательный настрой администрации президента Трампа, ключевых его представителей».

В-четвёртых, в обсуждении конфликта на Украине «уже достигнут значимый прогресс», но доказательства этому были приведены слабые, неубедительные.

В-пятых, Россия при принятии решений будет руководствоваться собственными интересами. Да, конечно, нужно понимать американские озабоченности, что их волнует, но при этом «крайне важно» «исходить твёрдо из интересов России, из того, что выгодно России».

В-шестых,  в Вашингтоне, были сделаны «три шага вперёд по большому количеству вопросов». Разумеется, «процесс диалога… займёт какое-то время, но при этом он точно идёт позитивно и конструктивно«.

В-седьмых, Россия и США наблюдают на международной арене «скоординированную кампанию» со стороны СМИ и некоторых политиков, которая направлена на срыв диалога между Москвой и Вашингтоном, «чтобы не дать нашим отношениям развиться». Лучшее средство против этого — «прямой диалог».

В-восьмых, Дмитриев находился в Вашингтоне «по поручению президента Путина» и проводил встречи «с ключевыми членами администрации Трампа». Одной из главных тем были «восстановление российско-американских отношений, восстановление диалога, того диалога, который был полностью остановлен и прерван при администрации Байдена».

В-девятых, «администрация президента Трампа, ключевые люди в администрации, они нацелены на решение всего спектра вопросов российско-американских отношений». Кроме того, «они настроены на решение геополитических вопросов, они слышат позицию России по многим вопросам».

В-десятых, «безусловно, есть разногласия по различным пунктам, но есть процесс, есть диалог, который, в нашем понимании, поможет эти разногласия преодолеть».

Что касается конкретики, то Дмитриев подтвердил, что обсуждал в Вашингтоне «возможные взаимодействия в Арктике, в редкоземельных металлах, в различных других секторах, где мы можем строить созидательные и позитивные отношения».

При этом представители американского бизнес-сообщества выразили готовность занять ниши, которые оставили ушедшие с рынка России европейские компании. Но это, по словам посланца Кремля, произойдёт только там, «где это полезно для России, где российское правительство одобрит и где будут создаваться совместные предпринимательства с российскими компаниями, потому что, безусловно, приоритет — это российский бизнес и работа российского бизнеса».

Слово «российский», не считая России, было произнесено четыре раза в одном предложении!

А ещё Дмитриев, заявил:

Наше посольство, МИД работают над очень большим количеством важнейших вопросов, в том числе практических вопросов для россиян. И фактически идёт активная работа над восстановлением прямого авиасообщения. И мы надеемся продвинуться в этом вопросе.

По его словам, к моменту возвращения в Москву будут, вероятно, известны сроки новых контактов между Россией и США.

Безусловно, диалог продолжается, и будет ещё много важных ключевых встреч. В том числе с участием и ключевых руководителей со стороны России, ключевых технических специалистов. Этот диалог продолжится,

— сказал Дмитриев.

Что с того?

Ключевое слово здесь — «продолжится». Если бы Дмитриев почувствовал, подводя итоги своих контактов в США, что у американцев такого настроения уже нет, то бы его не упомянул.

Причём у посланца Кремля есть важный свидетель, подтвердивший, что стороны будут двигаться вперёд. Это президент Трамп, заявивший 4 апреля журналистам на борту своего самолёта:

Европа не добилась успеха, взаимодействуя с президентом Путиным. Однако я думаю, что добьюсь успеха.

Трамп в своём успехе не сомневается. Скриншот: News18.com

Что это будет за успех и как выглядит единственно возможный успех, говорилось выше. Трамп — реалист, раз считает, что это возможно.

Сергей Латышев