Коллаж Царьграда

Буханка» — главная машина на СВО. Именно на этих уазиках-микроавтобусах сейчас в основном ведётся снабжение передовой и эвакуация раненых. Но отдавая должное этому чуду отечественного автопрома, нельзя не задаться вопросом: а где другие распиаренные до СВО эвакуационные бронированные автомобили повышенной проходимости — герои военно-технических выставок «Линзы», «Тигры», «Ахматы»? И почему многое из того, что позарез нужно сегодня в войсках, по факту обеспечивается волонтёрами? Царьград поговорил об этом с командиром эвакуационной группы Виталием Басовым, который раскрыл некоторые нюансы армейского материально-технического обеспечения.

Главное достоинство «буханки» — её стоимость

На самом деле, «буханка» — далеко не лучшая машина из тех, которые могли бы быть задействованы в СВО на переднем крае. Но точно самая дешёвая. А в нынешней дроновой войне, превратившей автомобили в расходный материал, это немаловажное качество.

Как только уже упомянутые «Тигры», «Линзы» и «Ахматы» появляются на передовой, БПЛА и артиллерия врага сразу начинают за ними охоту. Возможно, поэтому эти машины сегодня можно увидеть только в глубоком тылу.  Военная промышленность не может наделать их столько, чтобы они превратились в расходники. А «буханку» потерять не так жалко.

САНИТАРНЫЙ БРОНИРОВАННЫЙ АВТОМОБИЛЬ

Санитарные бронеавтомобили «Линза» оказывают помощь раненым только в глубоком тылу. Фото Царьград

В медицинском подразделении Виталия за три месяца дроны сожгли несколько таких машин. Но помимо «Ахматов»  и «Тигров», есть и другие автомобили, которые на передовой были бы лучше «буханки», но в сравнении с ней они гораздо реже используются. Например, полноприводный «Соболь» из газовского семейства «газелей». Виталий Басов мечтает о нём, но он стоит дороже «буханки». Для эвакуации раненых, особенно при штурмах, лучше неё и уазовский пикап (легковой автомобиль с открытым кузовом).

Для «буханки» нужен экипаж 3 человека, чтобы открыть-закрыть двери и загрузить носилки в машину. С пикапом всё проще: там прямо с носилок раненого можно выгрузить в кузов. Займёт это меньше минуты. А на буханке  — минут 5. Разница очень большая,  а на фронте часто критическая,

— говорит Виталий.

Но понятно, что и Минобороны, и волонтёры чаще закупают «буханки».

Ладно, нет «Тигров» и даже «Соболей», но возникает второй вопрос — к качеству  новых «буханок». По словам Виталия, к нему масса вопросов.

Одна из сожжённых «буханок» в подразделении Виталия Басова. В эту машину влетели сразу три дрона-камикадзе. Фото предоставлено Виталием Басовым

На 140-м километре отвалился кардан

У «буханки» много достоинств, но почему Ульяновский завод поставляет для армии заранее неисправные машины? — риторически интересуется Виталий Басов.

Почему когда «буханка» приходит с завода, в первую очередь в ней надо поменять все жидкости, долить масла в мосты и раздатку, затянуть все гайки и болты, потому что на заводе они недотянуты? А иначе случится то, что было у нас — на 140-м километре пробега отвалился кардан. Или другой случай: пришла новая машина, надо ехать забирать тяжелораненого, завожу машину, а она глохнет. Потом выяснилось, что есть какой-то недочёт в катализаторе — он быстро забивается и перестаёт работать. У новой «буханки» могут не закрываться или на ходу открываться двери. Где такое видано, чтобы машина приходила с завода — и в ней что-то не работало или было сломано? Но ею приходится пользоваться, потому что нет альтернативы.

Вообще-то, если называть вещи своими именами, это подрыв боеспособности армии. И при Сталине за такое ответственным лицам мало бы не показалось. Потому что все эти ошибки, поломки и прочий производственный и организационный бардак в конечном счёте на фронте «конвертируются» в человеческие жизни и в общую ситуацию на полях сражений.

Снабжение 30 на 70

Примерно такое же положение дел с медициной. Сегодня каждый медик собирает свою аптечку сам. У Виталия, например, два тактических рюкзака — один на случай обеспечения штурмовых действий, другой — для выездов на происшествия: подрывы на минах, сбросы боеприпасов с дронов и т.д.

К примеру, есть штатные армейские индивидуальные перевязочные пакеты (ИПП). Их выпускают, наверное, с 1940-х годов, и наделали столько, что надо куда-то девать. Ну вот и девают.  По словам Виталия, они неплохие,  у них хороший и крепкий марлевый бинт, но только бинтовать им неудобно. Например, на культю лучше всего надевать подгузник, абдоминальные салфетки или бандажи. Это и проще, и быстрее.  Но получить их он может только у волонтёров.

Министерство обороны при всем желании не может обеспечить каждого его хотелками. Например, израильскими бандажами, в которых всё грамотно хорошо продумано. Оно исправно предоставляет то, что положено. Ну а волонтёры дают то, что нам нужно,

— так Виталий формулирует главную коллизию в вопросах материально-технического обеспечения вооружённых сил. По его опыту, 70 процентов «того, что нужно», поступает именно от волонтёров. Он показывает фото.

Вот блиндажик, в котором эвакуационная группа жила при штурме. В нём спасались зимой за счёт электростанции — пауэрбанка, подаренного волонтёрами.  Его хватало на сутки, чтобы зарядить рацию, включить печку и свет.

Вот точка стабилизации — следующий пункт оказания помощи раненым — на некотором удалении от линии боевого соприкосновения. Она представляет собой подвал разрушенного здания, в котором настелили полы, сделали стены и поставили оборудование. Получился маленький операционный блок. Всё это — тоже благодаря волонтёрам.

Они же поставляют генераторы, которые сегодня, как и «буханка», стали на фронте расходниками — постоянно сдыхают или уничтожаются дронами, легко вычисляющими их в тепловизоры по вырабатываемому теплу.

Хотя волонтёры тоже бывают разные.

«Извозчики трусов»

Среди волонтёров немало тех, кого Виталий называет «извозчиками трусов».

Это те, кому нужно показать в соцсетях картинку. Привезти фуру носков и трусов для них важнее, чем купить за эти же деньги два чемодана с дронами. И того же генератора ты у них не допросишься, потому что в этом случае не будет красивого масштабного фото,

— говорит Виталий.

Он, например, разочаровался в петербургских волонтёрах и впечатлился ростовскими. Хотя, понятное дело, может говорить не за всех, а только за тех, с кем ему пришлось иметь дело.

Ростовские ребята выручают нас просто неимоверно. И помогают именно по делу. Причём некоторых я даже в глаза не видел. Общение идёт только через «Телеграм». Написал им: «Сгорела «буханка». После короткой уточняющей переписки получаю ответ: «Приезжайте, забирайте, вот адрес». Поначалу даже было недоверие: вдруг какой-то развод — мы приедем, а они перестанут выходить на связь? Приезжаем — и, действительно, нам дают машину. Мало того, её ещё обеспечили инструментом, поставили генератор и РЭБ.  Через месяц эту «буханку» разбили, снова написал в фонд — нам выдали новую. И всё это фактически под честное слово!

«Буханки» долго не живут. Фото предоставлено Виталием Басовым

 

Владлен Чертинов