Коллаж Царьграда

Компания «Вайлдберриз» в последнее время регулярно оказывается в эпицентре различных скандалов. То собственники не могут мирно поделить бизнес и устраивают кровавые разборки «а-ля 90-е». То работники бастуют из-за невыносимой системы поборов и штрафов. То обнаружится очередной факт засилья «ценных специалистов». Но на огромной прибыли маркетплейса это никак не отражается — и «Вайлдберриз» вкладывает солидные суммы в рекламу на каждом шагу. Откуда у компании такие деньги? И точно ли некуда их направить с большей пользой?

Подробности о том, что скрывается за кулисами феерического бизнес-успеха (за 20 лет компания «Вайлдберриз» прошла путь от неоднозначного для отечественной экономики стартапа до «монстра» с годовой выручкой в полтриллиона рублей), раскрыты в свежем расследовании Царьграда.

А скрывать там есть что…

Начиная с постоянных жалоб покупателей, как под видом «оригинальных изделий» и «100-процентных подлинных брендов» им продают контрафактные изделия. Неудивительно, что в таких условиях количество судебных исков к маркетплейсу перевалило уже за 5 тысяч (претензии в этих заявлениях представлены на почти 17 млрд рублей).

Скриншот: интернет-сайт checko.ru

Однако для компании, которая отчиталась о чистой прибыли без малого в 19 млрд рублей за 2023 год, недовольство клиентов, которое в судах по большей части отвергается (зачастую из-за ошибок при составлении и подаче исков), является лишь побочным фактором. Который никак не мешает огромным доходам.

Равно как не мешают им ни хронические проблемы с государством из-за использования нелегального труда мигрантов, ни регулярные возмущения сотрудников франшизы, которых руководство вынуждает работать в жёсткой системе штрафов. Настолько жёсткой, что зачастую у работников после всех вычетов (в том числе за злоупотребления покупателей) остаётся менее половины зарплаты.

Денег столько, что на рекламу можно не скупиться

Финансовых ресурсов у «Вайлдберриз» столько, что собственники и менеджмент могут себе позволить реализовывать давно известный принцип: деньги рождают деньги.

Для этого маркетплейс вкладывает феерические средства в свою рекламу.

В распоряжении «Первого русского» оказались документы, лишь слегка приоткрывающие картину расходов компании на рекламу. Рекламу весьма навязчивую и всеобъемлющую — каждый из нас может это подтвердить, лишь выйдя на улицу и увидев билборды с логотипом «Вайлдберриз» буквально на каждом шагу.

Такая раскрутка, разумеется, обходится недёшево.

ФОТО: Царьград

Согласно эксклюзивной информации Царьграда, только за два месяца и только на территории Москвы маркетплейс тратит на наружную рекламу 24 млн рублей. Добавьте сюда бюджет на продвижение бренда на радио и освещение отдельных мероприятий в соцсетях (19,2 млн рублей) и сущие «мелочи» в виде содержания пресс-офиса (3,2 млн рублей) — и получится сумма свыше 46 млн лишь за несколько недель.

И снова напомним, что это лишь верхушка рекламного айсберга. Речь идёт лишь об одном, пусть и самом большом и дорогом городе страны. И без учёта расходов на раскрутку по другим средствам информирования. А ведь есть ещё отдельный бюджет компании, например, на продвижение на центральном ТВ, где 1 минута рекламного времени в «офф-тайм» (с полуночи до 18:00) стоит около миллиона рублей, а в «прайм-тайм» (с шести вечера до 00.00) — вдвое дороже. И это без учёта расходов на приглашённых «звёзд» (контракт на участие одного «рекламного лица» компании, каковым стал известный юморист, обошёлся, по некоторым данным, в 50 млн рублей), на съёмки клипов, реквизиты и прочее. И да — ролик-то крутится не один раз в день.

И «Вайлдберриз», как всем известно, в этом дорогом удовольствии себе не отказывает.

«Гениальная» бизнес-модель: в Китае купим дешевле, в России продадим дороже

Возникает самый интересный вопрос: откуда у компании-посредника, которая не производит ничего (кроме, пожалуй, разве что новых складских помещений), такие деньги, что набегающие за год рекламные расходы в сотни, если не в миллиарды рублей она тратит легко, почти не замечая?

Скриншот: интернет-сайт wildberries.ru

Первое, что бросается в глаза, — разница в стоимости аналогичных товаров на отечественном маркетплейсе и на аналогичных китайских площадках. Не секрет, что подавляющее большинство продаваемых на «Вайлдберриз» товаров производятся именно в Поднебесной и, соответственно, легко доступны в Китае.

Достаточно привести три конкретных примера, чтобы убедиться: да, как это ни странно, но товары у китайских продавцов дешевле даже на их русскоязычных онлайн-версиях, чем у «ВБ».

Скриншот: интернет-сайт aliexpress.ru

Разумеется, «ценовая вилка» будет разная — в зависимости от типа товара. Скажем, одна и та же модель китайского смартфона при покупке на «Вайлдберриз» обойдётся покупателю почти на 20% дороже, чем на маркетплейсе «АлиЭкспресс». И доставка из Китая уже включена в итоговую стоимость товара.

А вот товары широкого потребления позволяют перекупщикам устанавливать цену значительно выше, чем при закупке.

Скриншот: интернет-сайт wildberries.ru

Что имеет простое логическое объяснение: ввиду малых издержек при производстве несложных типовых товаров их себестоимость незначительна. А значит, можно увеличивать стоимость при каждой последующей перепродаже на десятки процентов или даже в разы – итоговая сумма для покупателя всё равно не будет выглядеть критической.

Скриншот: интернет-сайт aliexpress.ru

Уж на 2 тысячи рублей за выглядящую весьма аутентично ковбойскую шляпу человек, рассчитывающий использовать её для домашних праздников, игр с детьми «в индейцев» или для театрализованных представлений, раскошелиться сможет без особых проблем.

Скриншот: интернет-сайт wildberries.ru

Вот только при сравнении с полностью аналогичным товаром на китайской площадке (а то, что перед нами идентичное изделие, свидетельствует одно и то же фото, только слегка изменённое за счёт убранного в цифровом редакторе заднего фона) выясняется, что в России на «ВБ» эту же шляпу продают на 100% дороже.

Что уж удивляться тому, что такая ширпотребная мелочёвка, как простые деревянные прищепки, благодаря приклеенным фигуркам переведённые в категорию «декоративные», продаются с ещё большей наценкой, дороже в три раза. Да, речь идёт о незначительной вроде бы разнице в 200 рублей, но ведь таких товаров огромное количество.

Скриншот: интернет-сайт aliexpress.ru

Посредником быть выгоднее всего

Математика в экономике — вещь упрямая. И если за счёт банальной спекуляции продавцы увеличивают для отечественного покупателя стоимость товаров, купленных по дешёвке в Китае, это непосредственно влияет на доходы маркетплейса.

Ведь бизнес-схема «Вайлдберриз» основана на взимаемых комиссионных платежах за посреднические услуги. Онлайн-площадка, позволяющая покупателю через интернет выбирать и заказывать товары, и сеть пунктов выдачи заказов открывают для продавцов возможности многократного расширения клиентской базы. А за это маркетплейс забирает себе 15% (таково озвученное в публичном пространстве значение комиссии Вайлдберриз») от суммы каждой покупки.

ФОТО: Ekaterina Sychkova/Global Look Press

В эпоху стремительного развития цифровых технологий эта бизнес-модель была перспективной и доходной с самого момента своего возникновения (середина 2000-х). Однако резкий рост доходов крупнейших маркетплейсов в целом и «Вайлдберриз» в частности зафиксирован с 2020 года. В период связанных с пандемией коронавируса ограничений люди длительное время находились на самоизоляции и были лишены возможности совершать привычные походы по магазинам.

Именно тогда основная часть населения переключилась на онлайн-покупки, которые в специфических условиях были наиболее удобным средством приобретения нужных товаров. Пандемия уже прошла (а с учётом постоянно всплывающих данных всё актуальнее вопрос, была ли она вообще), но потребителя уже приучили основную часть непродовольственных покупок делать именно в онлайн-режиме.

Благодаря чему и растёт прибыль «ВБ». И боссы компании находят варианты, куда её вкладывать. Например, в «символ богатства», то есть на покупку самого высокого небоскрёба в Москве – строящегося бизнес-центра в «Москва-Сити», который «проглотит» окончание пешеходного моста «Багратион». Это здание высотой 398 метров будет почти на 200 метров выше, чем Trump Tower в Нью-Йорке. А ориентировочная стоимость 75-этажного небоскрёба с шестью подземными этажами, который должен быть сдан в 2030 году, составит свыше 300 млрд рублей.

Выглядит всё это, честно говоря, как плевок – мол, вы, граждане, собирайте деньги на нужды СВО, а мы будем наслаждаться жизнью. Совести, видимо, у них нет совсем,

— признался Царьграду один из волонтёров, закупающий продукцию для фронта на народные сборы.

Что с того?

Конечно, сверхприбыли от перепродажи товаров через маркетплейсы в первую очередь связаны с продавцами-спекулянтами. Однако именно онлайн-площадки извлекают из этой торговой модели наибольшую выгоду.

«Вайлдберриз» — наглядный пример того, как подобные компании отлично приспособились к современным рыночным условиям для извлечения прибыли буквально любой ценой. Что ж, в этом нет ничего удивительного, раз уж мы живём в капиталистической системе.

Вопрос в другом: а насколько обоснованны такие сверхдоходы, получаемые, в общем-то, за счёт банальной спекуляции (в экономике так называется получение дохода за счёт разницы между ценами покупки и продажи), в стране, которая борется за своё будущее со всем коллективным Западом? Что для России важнее и полезнее? Сверхприбыли «Вайлдберриз» — компании, которая ничего не производит, выкачивая деньги из карманов населения? Или же эти деньги из отечественной экономики гораздо нужнее для создания и развития высокотехнологичных производств, обеспечивающих русскому народу надёжную защиту от врагов и комфортную созидательную жизнь? Чтобы сотни и миллиарды рублей пошли не на навязчивые рекламные билборды через каждую сотню метров, а на очередной научный прорыв русского гения?

Например, на исследования кристаллографа с мировым именем Артёма Оганова, открытия которого открывают головокружительные перспективы в широком использовании нанотехнологий — от производства повседневной одежды до новых горизонтов в освоении космоса.

Что же важнее для русского будущего — супербарыши посредников спекулятивной торговли или цивилизация уровня третьего тысячелетия?

Ответ очевиден, но его нужно озвучить и сделать практические выводы.

Отдел расследований «Первого русского»