Попытки повесить на Россию разрушение подводных коммуникаций в Балтийском море провалились.

Национальное бюро расследований Финляндии признало, что обрыв кабеля, по которому электроэнергия подается из Финляндии в Эстонию, является несчастным случаем, а не диверсией. Обвинений экипажу танкера Eagle S не предъявлено.

Правоохранительные органы Норвегии и Швеции установили, что задержанное судно Silver Dania не причастно к разрыву оптоволоконного кабеля между Швецией и Латвией. Кабель повредил сухогруз Vezhen. Однако, как сказано в отчёте шведской прокуратуры, произошло это в результате «сочетания плохой погоды, отсутствия необходимого оборудования и недостаточных навыков экипажа». Сухогрузу разрешено двигаться дальше.

Полицейские честно выполнили свою работу. Доказательств диверсий со стороны России не обнаружено. Но, как известно, доказательства – это для слабаков. Они ничуть не охладили горячие головы тех, кто мечтает развязать войну на Балтике.

Politico сообщает, что несколько европейских стран «ведут закулисные переговоры о масштабном захвате российских нефтяных танкеров». Да-да, о захвате российских танкеров! Судя по цитатам, главными сторонниками этой безумной идеи являются представители Прибалтики.

Министр энергетики Литвы Вайчюнас сетует, что режим западных санкций оставляет России лазейки для торговли нефтью и нефтепродуктами. Поэтому нужно прямое противодействие российскому «теневому флоту».

Ему вторит министр иностранных дел Эстонии Цахкна: «Мы не можем перекрыть все море, но мы можем усилить контроль… У нас много возможностей».

Что же это за возможности? Рассматриваются три варианта.

Вариант первый – захватывать российские суда под предлогом предотвращения ущерба окружающей среде. Мол, судно старое, дряхлое, может произойти разлив нефти. Надо задержать.

Второй вариант – экзотический. Предлагается приравнять умышленное повреждение подводных кабелей (недоказанное!) к морскому пиратству и арестовывать экипажи как пиратов. Вспоминается Джек Воробей и прочие герои Карибского моря. А вешать на рее будут?

Реализовать оба варианта мешает отсутствие соответствующих норм в международном праве. Пиратство, согласно Конвенции ООН по морскому праву, предполагает насилие, захват в плен, ограбление экипажа или пассажиров другого судна. Оборванные кабели тут не причём.

Третий вариант – принять на национальном уровне новые законы, которые позволят задерживать суда с российскими грузами. Даже страшно подумать, что это будут за законы. Право арестовать судно, если в экипаже есть хотя бы один гражданин России?.. Фантазии хватит и на такое.

Цель понятна: максимально затруднить российское судоходство в Балтийском море. Повысить его издержки. И тем самым сократить поступления в российский бюджет.

Но даже горячие прибалтийские головы не могут не понимать, что они провоцируют войну. Блокада портов, препятствование свободной торговле, захват коммерческих судов испокон веков рассматривались как военные действия. И сегодня в международном праве блокада портов квалифицируется как акт агрессии.

Никто не отменял и Женевскую конвенцию об открытом море, согласно которой «открытое море открыто для всех наций». Нарушение этого принципа равносильно объявлению войны.

Печальные для НАТО дела на Украине вынуждают самых оголтелых «ястребов» альянса создавать новые зоны конфликта с Россией.

Макс Литвинов специально для проекта @wargonzoya