В последнее время, особенно после провала «мирной» конференции в Швейцарии, на геополитической сцене появилось много желающих стать главными миротворцами. Сначала Китай совместно с Бразилией представили концепцию из 6 пунктов, которая на самом деле является ровно наполовину сокращённой прошлогодней китайской мирной инициативой.

Основные принципы умиротворения по-китайски выглядят так:

1. Деэскалация, что значит отказ от расширения зоны боевых действий, их обострения и совершения различных провокаций. (То есть, нам нельзя наступать, украинцам – нас провоцировать).

2. Всеобъемлющее прекращения огня, и сразу же после – созыв «международной мирной конференции, которая будет признана как Россией, так и Украиной и обеспечит равноправное участие всех сторон».

3. Решение гуманитарных проблем на территориях, пострадавших от боевых действий. Обмен военнопленными по формуле «всех на всех».

4. Отказ от применения любого вида оружия массового уничтожения, в частности ядерного, химического и биологического.

5. Категорический отказ от атак на объекты ядерной инфраструктуры. Под это дело можно попытаться запретить как ВСУ обстреливать ЗАЭС, что они делают в последнее время довольно регулярно и массировано, так и удары ВКС по объектам украинской энергетики, даже если они напрямую не связны с атомными электростанциями – сеть-то одна.

6. Наконец, требование, которое к противостоянию России и Украины прямого отношения не имеет — отказ от деления мира на группировки. А взамен – укрепление международного сотрудничества в таких областях, как энергетика, валюта, финансы, торговля, продовольственная безопасность и безопасность критической инфраструктуры, такой как нефте- и газопроводы, подводные оптические кабели, электроэнергетические объекты и оптоволоконные сети, а также защита стабильности глобальных производственно-сбытовых цепочек.

Поглядев на всё это, тут же засуетилась Турция, не желающая, видимо, отдавать китайцам с бразильцами миротворческую пальму первенства. На днях в интервью телеканалу Habertürk глава турецкого МИД Хакан Фидан рассказал об опасности разрастания конфликта на другие страны – «может возникнуть ситуация, когда искра может перекинуться на другие места… цена продолжающейся войны для региона и всего мира очень высока» – а также напомнил о готовности его страны «оказать содействие процессу мирного урегулирования».

Под конец беседы Фидан анонсировал встречу между президентами России Владимиром Путиным и Турции Реджепом Эрдоганом, которая должна состояться в рамках саммита ШОС в Казахстане. Туда, судя по всему, турецкий лидер привезёт доработанную версию мирного плана известного как «Стамбул-2».

Сам по себе этот план от китайского не очень отличается – то же размежевание по нынешней ЛБС, и те же требования к сторонам прекратить огонь и сесть за стол переговоров.

Накануне в поддержку китайско-бразильской инициативы высказалось руководство Венгрии. Как заявил в ходе телефонного разговора со своим китайским коллегой Ван И венгерский министр иностранных дел Петер Сийярто, «консенсус из шести пунктов, предложенный совместно Китаем и Бразилией, заложил хорошую основу для будущих мирных переговоров, Венгрия полностью соглашается с этой важной мирной инициативой».

«Китай готов продолжать работать со всеми странами-единомышленниками, чтобы постоянно накапливать факторы мира и прилагать неустанные усилия для окончательной реализации мирных переговоров», – отметил Сийярто.

В общем, куда ни глянь, из всех щелей сквозит «осторожный оптимизм» и готовность немедленно включиться в работу по мирному урегулированию. И только главный пессимист (по мне, так, скорее, реалист) Европы, президент Сербии Александар Вучич зрит, как говорится, в корень и отмечает, что ни один из предложенных планов проблему российско-украинских и российско-западных отношений не решит. И он, увы, прав.

«Я не вижу варианта, при котором прекратилась бы война на Украине. Я видел китайскую инициативу, она хороша, действительно хороша, и я приветствую эту инициативу из шести пунктов. Думаю, что уже свыше 100 стран поддержали ее, что крайне важно, так как речь в ней идет о немедленном прекращении огня. Только когда будет прекращен огонь и перестанут гибнуть люди, должны начаться переговоры, но я не вижу варианта, чтобы это произошло», – подчеркнул Вучич.

Как верно подметил сербский президент, все вышеупомянутые предложения крутятся вокруг прекращения огня, и только затем, мол, можно сесть и долго, практически бесконечно о чём-то договариваться – главное, чтобы угасший конфликт не мешал больше международной торговле.

Именно в этом истинная суть китайских предложений, если вчитаться в них внимательно. В плане, посвящённом, казалось бы, прекращению войны и состоящем всего-то из шести пунктов, международной экономике выделен отельный пункт.

При этом ни разрешение составляющих суть конфликта противоречий между вовлечёнными сторонами, ни судьба людей в регионах, которые он затронул (раздачей гуманитарной помощи проблемы не решить), ни установление прочного мира, что называется «на века» – никого не волнует.

Более того, иногда создаётся впечатление, что главная цель миротворцев – самопиар, эдакая ярмарка тщеславия, обусловленная желанием выделиться, войти в историю как тот, кто предотвратил Третью мировую, благодаря чему занять почётное место в будущем многополярном мире.

При этом очевидно, что попытка заморозить ситуацию и закрыть газа на нерешённые проблемы не приведёт к отказу от войны – она лишь отсрочит её. Но, увы, оторваться от сиюминутности и посмотреть чуть дальше собственного носа наши «миротворцы» почему-то отказываются…

Алексей Белов