ФОТО: ROSCONGRESS.ORG

Выступления Владимира Путина всегда неожиданны и всегда «переворачивают доску» представлений западных партнёров о России. Так было и сегодня. Президент России как будто бы назвал формулу мира, о которой так часто говорят на Западе. Но радоваться Западу нечего, потому что формула Путина — это капитуляция противника.

Владимир Путин на пленарном заседании ПМЭФ сделал немало ярких и важных заявлений. В один текст их не уложить. Но если сосредоточиться на том, что было сказано в расчёте на внимание не только друзей, но и врагов, получается очень интересная и принципиально новая картина.

 Россия ударит ядерным? Нельзя исключать

Вероятно, самое главное в выступлении Путина — то, что в самом деле будет обсуждать весь мир.
Это слова о возможности применения ядерного оружия.

Президент заявил, что ядерная доктрина России — это не догма, в неё могут быть внесены изменения. Он сказал, что применение Россией ядерного оружия возможно лишь в исключительных случаях:

Исхожу из того, что мир до этого никогда не дойдёт.

Но принципиально важно, что модератором пленарного заседания, в ходе которого Путин всё это сказал, выступал не кто-нибудь, а политолог Сергей Караганов. Тот самый человек, который настаивает на необходимости применения ТЯО в ходе текущих событий, причём по государствам НАТО.

ПОЛИТОЛОГ СЕРГЕЙ КАРАГНОВ — ТОТ САМЫЙ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НАСТАИВАЕТ НА НЕОБХОДИМОСТИ  ПРИМЕНЕНИЯ ТЯО В ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ. ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/GLOBAL LOOK PRESS

Таким образом, Запад должен получить сразу два сигнала — ровно так, как в известном фильме: бахнем, обязательно бахнем. Но потом.

Путин сказал «нет», обозначив возможность сказать «да», если это потребуется. Он не закрыл тему, а намеренно сделал её дискуссионной и изменчивой. Он оставил Западу возможность и даже необходимость учитывать угрозу, которую Россия не хочет претворять в жизнь — но сделает это, если будет вынуждена.

«Минус Зеленский»

Ещё одно важнейшее заявление Путина в ряду сегодняшних заявлений — тоже об Украине, и оно также двухчастное, рассчитанное на внимательного и понимающего контекст слушателя.

Путин сказал, что переговоры России и Украины должны основываться на нынешних реалиях, при этом власть на Украине узурпирована, но Россия готова искать, с кем вести переговоры.

Это означает, по сути, вот что: Россия будет диктовать условия окончания боевых действий, ни о каких уступках с нашей стороны речи не пойдёт. И диктовать эти условия Россия будет принципиально другому правительству Украины, без Зеленского лично и, видимо, вообще без тех сил, которые слушаются Запада.

НИКАКИХ УСТУПОК: РОССИЯ САМА БУДЕТ ДИКТОВАТЬ УСЛОВИЯ, НА КОТОРЫХ МОГУТ ЗАВЕРШИТЬСЯ БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ. ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/GLOBAL LOOK PRESS

Очень интересно, что эти заявления прозвучали после публикации интервью Владислава Суркова, бывшего помощника президента, который предложил собственную «формулу мира»:

Формула мира проста, вот она, запишите: «минус Зеленский».

Теперь можно утверждать, что это почти официальное предложение России Западу. Если Запад действительно хочет переговоров о мире, то  Украина вначале должна перестать быть нацистским и принципиально враждебным России квазигосударством, и лишь потом переговоры о её судьбе окажутся в повестке дня. То есть сначала достижение главных заявленных изначально целей СВО — и только потом подробности.

Многополярность в повестке дня

Третье важнейшая часть сегодняшних внешнеполитических заявлений президента — указание на «гонку за суверенитетом». Путин именно так обозначил главное направление происходящих в мире изменений. И это, вероятно, лучшее определение того, что вообще в мире происходит. Помните, как в фильме «Москва слезам не верит»: «Что вообще в мире происходит — стабильности нет». Так и сегодня: «Что вообще в мире происходит — гонка за суверенитетом».

С этим заявлением очень тесно связано указание президента на то, как Россия справилась с санкциями Запада. Сегодня 3/4 товарооборота России связаны с незападными странами, сказал Путин. Та же мысль может быть выражена иначе: уже 3/4 товарооборота России связаны с незападными странами — с теми, кто участвует в гонке за суверенитетом. С теми, кто не хочет подчиняться гегемону. С теми, кто таким образом поддерживает Россию и участвует в становлении нового многополярного мира.

О СТАНОВЛЕНИИ НОВОГО МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА НЕОДНОКРАТНО ГОВОРИЛИ И В ЦАРЬГРАДЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ — НА ФОРУМЕ МНОГОПОЛЯРНОСТИ. ФОТО: ЦАРЬГРАД

Потому что гонка за суверенитетом, о которой сказал Путин, — это приспособление мира к новой ситуации, в которой больше нет однополярности, нет мирового жандарма, в которой каждая страна должна успеть заявить о собственных интересах и стать центром притяжения для соседних стран. Это процесс становления многополярного мира, о котором так много говорим мы в Царьграде. И которое обсуждается в том числе на значимом мероприятии в ходе дискуссии о многополярности.

АНДРЕЙ ПЕРЛА