Советская сатира родилась практически сразу после победы большевиков в Гражданской войне. Она бичевала буржуазные и религиозные предрассудки, высмеивала мещанские нравы и критиковала бюрократизм, тормозивший развитие страны.

Идея о создании особого журнала, который бы стал главным сатирическим рупором страны, возникла у журналистов «Рабочей газеты» в 1922 году. Правда, изначально они планировали сделать его лишь дополнением к своему изданию, чтобы разбавить официальную политическую направленность. Впрочем, избежать политизации новому изданию так и не удалось – со временем оно освещало почти все известные судебные процессы «врагов народа» в СССР. Тем не менее, после окончания репрессий журнал вернулся к высмеиванию мещанства и бюрократии, бичуя ненавистные обществу пережитки прошлого.

Название «Крокодил» было придумано молодым журналистом «Рабочей газеты» Сергеем Гессеном, а вступление к первому номеру написал пролетарский поэт Демьян Бедный. В нём он призвал издание:

«Добираться до всякой гнилости

И ворошить гниль без всякой милости,

Чтоб нэповская муть не цвела

И не гнила

Вот какова задача Красного Крокодила!»

Как отдельный журнал «Крокодил» вышел уже в ноябре 1922-го.  С самого начала в нём сотрудничали известнейшие в стране писатели и художники – Владимир Маяковский, Даниил Хармс, Виктор Чижиков, Генрих Вальк, Дмитрий Моор, Иван Малютин и многие другие.

«Крокодил» сначала выходил еженедельно, а потом несколько раз в месяц. Сотрудники журнала, разыскивая материал для своей сатиры, много ездили по стране, посещали заводы и получали большую корреспонденцию. В годы Великой Отечественной войны «Крокодил» настолько комично изображал нацистов, что те внесли многих его работников в списки на уничтожение.

С активным развитием киноиндустрии расширились возможности для демонстрации сатиры. Ровно через 40 лет после появления «Крокодила», 4 июня 1962 года, в Москве возник киножурнал «Фитиль». Сергей Михалков, комментируя его название, подчеркнул, что оно взято из истории военно-морского флота. С помощью выстрела по команде «фитиль» командующий флота извещал проштрафившийся корабль о нарушении им режима службы. Таким образом, киножурнал также должен был сигнализировать обществу о возникшей в нём проблеме.

Большим преимуществом нового киножурнала стала его визуализация. Отныне советский зритель мог своими глазами увидеть талантливо сыгранных актёрами отрицательных персонажей – алкоголиков, тунеядцев, бюрократов и взяточников. Их роли исполняли известные артисты кино Георгий Вицин, Евгений Евстигнеев, Юрий Никулин и другие, быстро создавшие киносатире громкое имя.

Популярность «Крокодила» и «Фитиля» была настолько безусловной, что после распада Советского Союза их попытались возродить в новом качестве. Впрочем, в новой стране им так и не довелось прижиться. Закрылись сатирические журналы в 2008-м году, став своеобразным брендом погибшего советского государства. Сегодня, просматривая их, можно заново погрузиться в советскую эпоху, понять, чем жили и над чем смеялись советские граждане.

Заглавное фото. Карикатура из журнала «Крокодил» Ю. Узбякова, «Глядишь, к концу заготовок дорогу так и замостят!»

Нил КОЛЬЦОВ