КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

Оказывается, только 6% российских школьников по окончании среднего заведения – это здоровые люди. 94% выпускников имеют болезни и патологии. При том, что в момент поступления в начальную школу 60% первоклашек – абсолютно здоровые дети. В России полностью угробили школьную медицину, которая была сильным направлением здравоохранения в советский период. Более того, до сих пор в стране не принят закон о школьной медицине.

Чиновники и депутаты, судя по всему, заняты более насущными проблемами, чем судьба подрастающего поколения.

Ян Власов, сопредседатель Всероссийского союза пациентов, член СПЧ:

У нас до сих пор нет концепции здорового человека. Здоровый человек – это кто? Как он таким получается? Если мы понимаем, что у нас в систему школьного образования заходит шестьдесят процентов здоровых детей, а выходит шесть, то… может, мы где-то что-то потеряли слегка? Это цифры, которые обсуждаются профессионалами. Как реальные».

В России 94% выпускников школ  молодые люди с разными заболеваниями. Однако чиновники и депутаты говорят, что всё нормально. Никто не бьёт в колокола. И это в ситуации демографической катастрофы, в которой находится страна. Мягко говоря, странная ситуация. Речь идёт о будущем страны и народа, а внимание государства и общества приковано к чему угодно, но не к главному вопросу  здоровью человека.

Дмитрий Омутных, врач:

Здоровый человек – это кто? Здоровый от вирусов и от бактерий или здоровый полностью? Это и питание должно быть у нас нормализовано, горячее питание в школах. И вот это именно последовательность с первого класса до конца и готовность дальнейшего выхода во взрослую жизнь человека. Человек, который растёт, формируется как личность, он же должен быть и духовно, и морально, и физически здоров. Он должен выходить подготовленный в этом мир. И сейчас огромное количество именно в подростковом периоде психосоматики, огромное количество зависимостей, и то, что вот это падение – зашёл здоровым, вышел больным – шесть процентов – это колоссально низкая цифра. Что потом? А потом они оказываются все во взрослой сети и становятся пациентами до пенсионного возраста. И вместо того чтобы эти люди в дальнейшем работали на благо страны, государство вынуждено их как-то в лучшем случае корректировать.

СЕЙЧАС ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ИМЕННО В ПОДРОСТКОВОМ ПЕРИОДЕ ПСИХОСОМАТИКИ, ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЗАВИСИМОСТЕЙ. ФОТО: СОФЬЯ САНДУРСКАЯ / АГН «МОСКВА»

В 2020 году в России разразился скандал, который, нам мой взгляд, должен был привести к серьёзным кадровым изменениям и существенным изменениям в детском здравоохранении. Тогда Счётная палата впервые опубликовала цифры о материально-техническом состоянии детской медицины в России. Данные шокировали.

Из доклада аудиторов следовало, что в половине детских медучреждений нет горячего водоснабжения. Центральное отопление отсутствует у 41% зданий, а канализации и водопровода нет в каждой третьей больнице для юных пациентов. Более 14% медицинских зданий находились в аварийном состоянии.

После публикации доклада Счётной палаты чиновники Минздрава заявили, дескать, «не надо смешивать больницы и склады». На деле ситуация с техническим оснащением в детских медучреждениях обстоит куда лучше, заверили в Минздраве. Отопления нет лишь в 10% детских больницах России.

Как обстоят дела в реальности, сложно сказать, но те, кто отвечает за медицину в России, десятилетиями крепко сидят в своих креслах.

Денис Иванов, профессор, доктор медицинских наук:

У нас в стране, да и во всём мире полное отсутствие чётких понятий, когда всё идёт расплывчато. А где расплывчато, то там, соответственно, и меры предпринимаются разные. Что касаемо детского здоровья в школе. Уже фактов достаточно для того, чтобы понимать, что надо изменять систему. То, что делается сейчас, приводит только к негативным результатам. Ну а учитывая, что у нас практически все министры остались на местах, положительных изменений я в ближайшее время не ожидаю. А с цифрами, да, они будут ухудшаться в сторону уменьшения количества здоровых детей. И это не монопричина, здесь большое количество сразу всех факторов. Поэтому одним подходом, грубо говоря, изменив понятие, мы не решим вопрос. Подход должен быть комплексным.

Можно сколько угодно рассуждать про прогресс, цифровизацию, рывки и прорывы, но, простите, когда в 21 веке в детской больнице нет теплого туалета, центрального отопления или горячего водоснабжения, говорить о том, что страна находится на верном пути развития, не приходится. Это даже не тупик, это дно. Днище! Необходим мощный перезапуск систем здравоохранения и образования в России. Их синтез, по мнению экспертов, может позволить получить синергию в части профилактики здоровья порастающего поколения.

Денис Прокофьев, врач общей практики:

Что именно школа является причиной развития заболеваний, я с этим не соглашусь, здесь есть много факторов риска. И факторы риска, которые мы можем изменить, и факторы риска, которые не поддаются коррекции. Это врождённые патологии, генетические особенности. Конечно, необходимо изначально проводить подготовку кадров не только медицинских, но и педагогического состава для того, чтобы уже педагогический состав мог формировать определённые группы риска по здоровью, понимать симптомы определённые и своевременно направлять детей к врачу. Но не надо считать, что все дети являются с патологиями, все с болезнями. Мы должны всё-таки концентрироваться на профилактике развития заболеваний.

Должны концентрироваться на профилактике здоровья школьников. Верные слова, но что-то или кто-то постоянно мешает это делать. Где школьные врачи? Где закон о школьной медицине? Где, в конце концов, специалисты, которые хотели бы заниматься этими вопросами, а не приехавшие врачи издалека с весьма сомнительными дипломами? Почему в России они не проходят процедуру подтверждения дипломов о высшем медицинском образовании? И таких, к сожалению, очень много. Возможно, чиновники от Минздрава правы, когда оспаривали выводы аудиторов Счётной палаты. Потому что представить себе ситуацию, когда у 30% больниц нет в 21 веке водопровода и канализации, а в каждой второй нет горячей воды и центрального отопления, значит оказаться в мире сюрреализма. Даже если мы допустим, что таких проблемных детских больниц в России только 10% от общего числа, то хочется вспомнить ответ на вопрос: сколько было куплено валюты и выведено за пределы страны за минувшие годы? Правильно  $300 млрд. И это только государственные валютные резервы, которые «заморожены» теперь на Западе. На такие деньги не то что все детские больницы можно было бы обеспечить горячей водой, канализацией и отоплением, на эти деньги можно было бы обустроить всю Россию. Однако этого не было сделано. Вместо это мы имеем 94% выпускников, которые по окончании школы уже имеют проблемы со здоровьем.

ЮРИЙ ПРОНЬКО