22 декабря / 4 января
— 304 г. † Великомученица Анастасия Узорешительница
Святая великомученица Анастасия Узорешительница пострадала во время правления римского императора Диоклетиана (284-305 гг.). В темницах Рима в то время находилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников, — умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. Святая Анастасия стала странствовать, чтобы везде, где можно, служить христианам, заключенным в темницах. Так она получила дар врачевания. Трудами и словами утешения святая Анастасия облегчала заключение многих людей, попечением о телах и душах страждущих разрешала их от уз отчаяния, страха и беспомощности, поэтому и названа Узорешительницей. В Македонии святая познакомилась с молодой вдовой-христианкой Феодотией, которая помогала ей в благочестивых трудах.
— 1870 г. † Константин Дмитриевич Ушинский
Константин Дмитриевич Ушинский родился в 1824 г. Основоположник педагогической науки в России, автор широко известных учебников для народных школ«Родное слово», «Детский мир».Литератор, журналист. Видел в Православии и патриотизме основу неразрывного единства обучения и воспитания: воспитаннику необходим не просто запас знаний, а создание нравственной личности. Большое значение в воспитании Ушинский придавал тщательному и глубокому изучению русского языка, в котором «одухотворяется весь народ и вся его родина».
— 1877 г. Начало освобождения Софии от Османского владычества
В 1877 г. Россией Турции была объявлена война, ставшая для Болгарии освободительной. Вначале бои велись далеко от Софии. Но после освобождения Плевны русской армией, турецкое командование в Софии забило тревогу, ведь здесь были сосредоточены многочисленные склады продовольствия и боеприпасов турецкой армии. Турецкий паша дал приказ сжечь город, когда к нему приблизятся русские войска. Перевалив в неимоверно тяжких зимних условиях горный хребет Балкан, русская армия в боях у села Горни-Богоров и Саранцы разбила вдвое превосходящую по численности турецкую армию и 22 декабря 1877 г. вступила в Софию. Население встретило освободителей ликованием. Таким образом, София после почти пятивекового ига вновь стала свободной. И хотя она утратила прежний блеск и пришла в упадок в экономическом отношении, уже спустя два года стала столицей независимой Болгарии.
— Именины Великой княжны Анастасии
Последние именины младшей дочери Царская Семья отметила в 1917 г. в Тобольске. «Отпраздновали именины Анастасии молебном в 12ч.» — из дневника Государя. Анастасия была очень резвой, веселой, бойкой, любила шалить. Чертами лица она напоминала бабушку – Императрицу Марию Феодоровну, мать Николая II. У нее были длинные светлые волосы, живые глаза. Жизнелюбие, остроумие, сметливость – основные черты юной Великой княжны. Она во всем умела находить повод для радости, обладала даром утешения – рядом с ней всякое уныние и душевная туга исчезали безследно. Домашние обожали Анастасию, она, подобно весеннему солнечному лучику, согревала всех окружающих. Даже в трудные дни заточения Великая княжна Анастасия оставалась веселой и жизнерадостной. Когда Царская Семья взошла на свою Голгофу, Анастасии Романовой было только 17 лет.
— 1903 г. † Митрофан Петрович Беляев
Известный русский музыкальный издатель и меценат. Сын богатого лесопромышленника, Беляев родился 10 февраля 1836 г. в Санкт-Петербурге и получил очень хорошее образование. С 9 лет он начал учиться игре на скрипке и самоучкой на фортепиано, которым впоследствии стал заниматься систематически. В 1884 г. Беляевым был устроен первый симфонический концерт из сочинений А.К.Глазунова. На следующий год было положено начало систематическим русским симфоническим концертам, так называемым «Беляевским». В том же году Беляевым было основано в Лейпциге музыкально-издательское дело. И концерты, и музыкальное издательство Беляев не оставлял до самой своей смерти. С 1891 г. Беляев стал устраивать и русские квартетные вечера, в которых исполнялись произведения русской камерной музыки. Благодаря им Балакирев, Бородин, Римский-Корсаков , Глазунов, Скрябин и другие получили возможность слышать свои сочинения в оркестровом исполнении и судить о том впечатлении, какое производят задуманные ими оркестровые эффекты. С 1885 г. Беляевым было издано около 3000 номеров произведений Римского-Корсакова, Бородина, Глазунова, Лядова, Соколова, С.И.Танеева, Скрябина, Гречанинова, братьев Блуменфельд, Щербачева, Витоля и многих других. М.П.Беляев был самым великим меценатом в музыкальном искусстве, поддерживая, развивая и популяризируя как в России, так и в Европе русскую классическую музыку. Он истратил около 2,5 миллионов рублей на организацию концертов наших композиторов и музыкантов в Европе, издание русских нот в Лейпциге, гонорары композиторам за их шедевры (3000 руб. Бородину за оперу «Князь Игорь»), на выплату «Глинкинских» премий (а после смерти в декабре 1903 г. МП.Беляева -беляевских премий). Беляев умер неожиданно, еще бодрым и энергичным, 22 декабря 1903 г. В завещании своем он оставил значительный капитал — большую долю своего крупного состояния, — обеспечивающий выдачу ежегодных «Глинкинских» премий русским композиторам. Бескорыстная деятельность Беляева в области русской музыки, по удачному сравнению В.В.Стасова, имеет то же значение, как деятельность П.Третьякова в области русской живописи. Оба служили настоящему национальному русскому делу, оба руководились чувством, далеким от официального и показного патриотизма, неспособного на бескорыстные жертвы. В деятельности этих двух русских купцов, связь которых с «податными сословиями» была совсем свежа, сказалось здоровое общественное начало, таящееся в глубине русской коллективной души.
— 1915 г. Царский смотр войск на фронте
22 декабря в районе станции Красное Государь Император Николай II изволил произвести смотр 10 армии и 29 Сибирского стрелкового полка и объезжать представлявшиеся войска, удостаивая их милостивыми словами. Полковые приказы дают представление, как проходили царские смотры войск на фронте. Приведем копию приказа по 3 Сибирскому армейскому корпусу от 12 января 1916 г., № 11: «При сем объявляю слова, сказанные Государем Императором частям Сибирского армейского корпуса на Высочайшем смотру 10 армии 22 декабря 1915 г. у госп. Двора Мясота. При объезде фронта, подъехав к 3 Сибирскому армейскому корпусу Государь Император соизволил сказать:«Здорово, стрелки». При прохождении церемониальным маршем, батальоны от 7-ой и 8-ой Сибирских стрелковых дивизий удостоились Высочайшей похвалы Государя Императора: «Славно, стрелки!». При объезде Государя Императора в середине корпусов, подъезжая к 3 Сибирскому армейскому корпусу, Государь Император соизволил спросить: «Это 7-я и 8-я Сибирские дивизии» (вопросительный знак в тексте документа отсутствует). Обращаясь к офицерам, изволил произнести: «Вас, г.г. офицеры, благодарю за верную и честную службу». Обращаясь к стрелкам, изволил сказать: «И вам сердечное спасибо за честную и верную службу родине и Мне. Желаю вам здоровья и … полной победы над упорным врагом. Передайте Мой сердечный привет и благодарность своим товарищам, оставшимся на позициях. Еще раз спасибо, стрелки». Затем Государь Император соизволил приказать: «Поднимите левую руку те, кто был ранен или контужен».
Осмотрев внимательно раненых, Государь Император изволил сказать: «Больше половины» и добавил: «Спасибо за верную службу». Государь Император во время беседы с г.г. офицерами и нижними чинами при вторичном обходе обратил внимание на старшего унтер-офицера команды конных разведчиков 28-го Сибирского стрелкового полка Никифора Казакова, стоящего впереди роты и подозвал его к себе. Обратив внимание на знаки отличия, Государь Император спросил старшего унтер-офицера Казакова: «Все ли ты получил в эту войну и был ли ранен?». Старший унтер-офицер Казаков ответил, что часть наград получил он в Русско-Японскую войну, что ранен не был, но был контужен. Поблагодарив старшего унтер-офицера Казакова за верную службу, Государь Император, выехав на середину фронта, изволил сказать: «Счастлив видеть представителей от частей армии. Надеюсь, что и оставшиеся такие же молодцы, как представившиеся Мне».
— 1938 г. † Михаил Александрович Новоселов
Священномученик, епископ Сергиевский, духовный писатель. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. В юные годы стал учеником Л.Н. Толстого, под влиянием которого начинает преподавать в сельской школе. В 1888 г. создает одну из первых толстовских земледельческих общин, просуществовавшую около двух лет. К 1892 г. Новоселов окончательно обращается к Православию, а несколько позже выступает против учения Л.Н.Толстого. Он сближается с о. Иоанном Кронштадтским и со старцами Оптиной пустыни. Участвует в религиозно-философских собраниях 1902—03 гг. в Петербурге. Делом жизни Новоселова было издание «Религиозно-философской библиотеки» (1902—17 гг.), ставившей целью церковное просвещение народа, прежде всего молодежи. В 1921 г. он перешел на нелегальное положение. Тогда же он тайно принимает монашеский постриг с именем Марк. В 1923 г. в Даниловом монастыре он был хиротонисан во епископа Сергиевского и стал деятельным членом «катакомбной» Церкви. В 1928 г. Новоселова арестовали. Он просидел 10 лет в одиночке Ярославского политизолятора. В 1938 г. епископ Марк (Новоселов) был расстрелян.
21 декабря / 3 января

— 1326 г. † Петр митрополит Московский и всея Руси
Петр, митрополит киевский и всея России, в постоянных путешествиях для устроения паствы часто приходил в славный град, называемый Москва, тогда еще малый и немного народный — не такой, каким видим его теперь. И сильно возлюбил Москву Божий святитель и начал жить в том городе больше иных мест. Он увещевал сына Даниилова, благочестивого князя Ивана Данииловича Калиту, заложить храм Успения Пречистой Девы и провидел юную славу Москвы. »Если ты послушаешь меня, сын мой, и воздвигнешь храм Пречистой Богородицы — и успокоишь меня в своем граде: то и сам прославишься больше иных князей, и сыны, и внуки твои в роды родов, и град сей славен будет среди всех градов русских, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плеща врагов его, и прославится Бог в нем, и кости мои положены в нем будут». Иван Калита исполнил пожелание старца, который вскоре, 21 декабря 1326 г., скончался и погребен в Успенском соборе, где в том же веке обретены его честные мощи. Вся последующая летопись Московского государства есть одно торжественное подтверждение пророчества святителя Петра.
— 1406 г. † Благоверная княжна Иулиания Вяземская
Блаженная княгиня Иулиания — образец высокого супружеского целомудрия. Иулиания Вяземская в трудные годы литовского нашествия на Смоленск совершила свой подвиг в Торжке, отдав жизнь за супружескую верность.
— 1505 г. Крещение казанского царевича Кайдакула
Случалось, что, находясь в плену, последователи ислама добровольно выражали желание принять крещение. Так поступил казанский царевич Кайдакул. Он взят был в плен в 1487 г. вместе с братом своим царем казанским Алегамом, матерью и другими ближайшими родственниками и сначала сослан был в Каргополь на жительство, а потом перемещен в Ростов, в архиерейский дом. Проведши в России восемнадцать лет, этот царевич имел возможность хорошо ознакомиться с истинами христианской веры и, решившись принять ее, обратился к митрополиту Симону, чтобы тот испросил ему у Государя Василия Иоанновича разрешение креститься. Когда Государь повелел ему явиться в Москву, он повторил свою просьбу лично пред государем со слезами на глазах. И 21 декабря 1505 г. был крещен в Москве-реке в присутствии самого Василия Иоанновича и его двора, получив при крещении новое имя Петра. После крещения он дал присягу и письменное удостоверение за поручительством митрополита, что пребудет непоколебимым в православной вере и неизменно верным русскому государю до конца своей жизни. А чрез месяц удостоился чести сделаться зятем государя, женившись на сестре его Евдокии. И действительно, свято исполнил данный обет верности православию и русскому престолу († 1523 г.).
— 1550 г. Двинская грамота Царя Ивана Грозного
Двинская грамота Ивана Грозного о новых мерах (осьминах) от 21.12.1550 г. является исторически важным документом, дающим представление о системе мероприятий по порядку передачи значений единиц измерений от образцовых мер к рабочим. Грамота эта была адресована к местным выборным людям. Вместе с грамотой им посылалась «мера медяная новая» (осьмина), предписывалось изготовить копии с этой меры («спуски новые деревянные») и заклеймить все меры («на всех учинити по пятну»). Царь Иван Грозный писал: «А таковы если меры послал во все свои городы ровны».
— 1612 г. Сбор представителей на Земский Собор
Были разосланы грамоты по всей Руси об избавлении Москвы, а вслед затем воеводы-освободители направили новые грамоты городам «всей земли» с указанием, чтобы выбирали «лучших и разумных людей» для выборов государя на Земском соборе. Но из-за различных препятствий: нападения бродячих и разнобойных шаек, отсутствия денег, плохого сообщения – выборные не могли собраться в назначенный срок. Они съезжались в Москву дважды: в декабре 1612 года и в январе 1613 года. Именно только в январе их собралось достаточное количество, более 700 человек, представлявшее все сословия и даже представителей других народов.
— 1709 г. Парад пленных шведов
Государь Петр I Алексеевич, после Полтавской победы, 21 декабря 1709г. триумфально вступал в Москву, где провел парад пленных шведов. По пути царского следования стояли дети, облаченные в белые стихари, с вербными ветвями в руках. Они встречали Государя пением: «Благословен грядый во имя Господне». Тем самым одновременно знаменовалось то, что Царь есть «подобие Божие» (в память о въезде в Иерусалим в Вербное воскресенье самого Господа Иисуса Христа), и то, что Москва — не только «Третий Рим», но и подобие Иерусалима.
— 1763 г. † Харитон Прокопьевич Лаптев
Один из командиров северных отрядов Великой Северной экспедиции. В декабре 1737 г. был назначен начальником отряда Великой Северной экспедиции с поручением обследовать и описать побережье Арктики к западу от Лены до устья Енисея. В 1743 г. возвратился в Петербург, успешно выполнив задание, продолжал службу на судах Балтийского флота (с 1762 г. — обер-штер-кригс-комиссар). Донесения и отчеты Лаптева 1739-1743 гг. содержат ценные сведения о ходе работ северного отряда Великой Северной экспедиции, о гидрографии побережья полуострова Таймыр. В честь Харитона Лаптева и его двоюродного брата Дмитрия Лаптева названо Море Лаптевых.
— 1812 г. Приказ М.И.Кутузова по армии об изгнании французской армии из пределов России
Кутузов в приказе по армии поздравил войска с изгнанием врага из пределов России и призвал их «довершить поражение неприятеля на собственных полях его».
— 1906 г. † Владимир Федорович фон-дер Лауниц Родился 10.08.1855 г. Санкт-Петербургский градоначальник, убит злодеем в Петербурге при освящении церкви в Институте экспериментальной медицины. Верный присяге, как русский генерал и гражданин, до последней минуты своей жизни он служил Государю, являясь крепкой опорой Царского трона. Эту опору врагам Монархии надо было сокрушить. За несколько лет он выдержал 15 покушений.Честность и неподкупность Лауница, чистота его православной веры вызывали ненависть со стороны антирусских, антиправославных сил. В революционном списке приговоренных к смерти он стоял на третьем месте (после Императора Николая II и П.А.Столыпина). Отпевал его митрополит Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), провожал весь Петербург. На могиле Владимира Федоровича в селе Каргашино до нынешнего дня стоит подаренный святым Государем Николаем Александровичем черный гранитный крест, крепко упирающийся на высокий камень. Этот крест-памятник, по форме напоминающий апостольский, символизирует собой «несокрушимую скалу в житейском море», о которую разбиваются враги Святой Руси. За прошедшие десятилетия богоборцы много раз пытались уничтожить крест, сельчане рассказывали, как однажды, накинув на памятник цепи, его тащили три трактора. Безуспешно. Он по-прежнему крепко стоит на скале! Только зазубрины от тяжелых цепей, как рубцы у старого воина, остались на его теле. «Единственное средство для борьбы с кровавой вакханалией — это непреклонная стойкость тех, кто служит Родине, — говорил Владимир Федорович. — Убьют меня, на мое место явится другой, которому я желаю одного: обладать тем же чувством непоколебимого долга».
— 1914 г. Победа под Ардаганом
21 декабря в бою под Ардаганом турки потерпели поражение и 3-й Горско-Моздокский полк в составе Ольтинского отряда вошел в Ардаган где и расположился. 24 декабря в Ардагане состоялся парад русских войск в честь побед под Сарыкамышем и Ардаганом.
— 1916 г. Похороны Григория Распутина
Государь Император Николай II писал в дневнике: «Среда. В 9 час. поехали всей семьей мимо здания фотографии и направо к полю, где присутствовали при грустной картине: гроб с телом незабвенного Григория, убитого в ночь на 17-е дек. извергами в доме Ф. Юсупова, стоял уже опущенным в могилу. О. Александр Васильев отслужил литию, после чего мы вернулись домой. Погода была серая при 12 мороза». Дочь, Матрона Соловьева-Распутина вспоминала: » Пока взрослые пытались хоть как-то утешить маму, Царские дочери обнимали нас (детей Г. Распутина), выказывая любовь и сочувствие. Алексей же стоял в стороне, сдерживая рыдания. По его щекам текли слезы». Царь заверял маму: «Госпожа Распутина, я стану вторым отцом для ваших прекрасных дочерей. Мы с Аликс всегда их любили, как собственных дочек. Пусть они продолжают учиться в Петрограде, и я позабочусь о том, чтобы они ни в чем не нуждались».
- 1922 г. Информационная сводка ГПУ по Самарской губернии
Информационная сводка ГПУ по Самарской губернии от 3 января 1922 г.: «… Наблюдается голодание, таскают с кладбища трупы для еды. Наблюдается: детей не носят на кладбище, оставляя для питания…». В стране свирепствовал страшный голод, люди миллионами погибали, а советское правительство в это время вывозило хлеб за границу. 7 декабря 1922 г. Политбюро принимает преступное постановление: «Признать государственно необходимым вывоз хлеба в размере до 50 миллионов пудов».
20 декабря / 2 января

1658 г. Валиесарский договор
В деревне Валиесари близ Нарвы (эстонское название Валлисаари, шведское — Плюсемюнде) между Швецией и Россией было заключено перемирие, завершившее русско-шведскую войну 1656-1658 гг.
С российской стороны договор подписали князь И. С. Прозоровский, думный дворянин А. Л. Ордын-Нащокин, стольник И. А. Прончищев, дьяк Г. С. Дохтуров, дьяк Е. Юрьев; от Швеции — барон Густав Бьелке, барон Бенгт Хорн, гоф-рат Сильверштерн, гоф-рат и бургграф Филипп фон Крузенштерн.
По Валиесарскому договору занятые русскими войсками эстляндские и лифляндские города Кокенгаузен (Кукейнос, Царевичев-Дмитриев); Нейгаузен (Новый городок, Вастселинна); Юрьев (Дерпт, Дорпат, Тарту); Мариенборг (Алыст, Алуксне); Анзль (Анцен, Ангела); Сыренск (Серенвд, Васкинарва), Динабург (Двинск, Даугавпилс); Режица (Резекне); Лютин (Люпин, Лудзу); Марнауз (Улех) на время перемирия (на три года) оставались под властью России.
Между государствами восстанавливалась свободная торговля: русские получили торговые дворы в Стокгольме, Риге, Ревеле (Колывани), Выборге, Нарве (Ругодиве), шведы — в Новгороде, Москве, Пскове. Обе стороны освобождали пленных.
— 1699 г. Указ Царя Петра I
Царь Петр I издал указ о введении заимствованного с Запада летосчисления: день после 31 декабря 7208 г. от Сотворения мира – (разница – 5508 лет) было предписано считать 1 января 1700 г. от Рождества Христова.
Ранее Новый год начинался 1 марта – в день сотворения Адама и Евы; с 1492 г. до 1700 г. – 1 сентября, эта дата по-прежнему отмечается в Православии как церковное Новолетие.
«Поелико в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря.
А в знак доброго начинания и веселия, поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшение из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает».
— 1753 г. Указ Императрицы Елизаветы Петровны
«Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов». Эта мера обеспечила успешное развитие внутренней торговли страны и ускорила процесс формирования всероссийского рынка.
Важность отмены внутренних таможен в России отмечали иностранные наблюдатели, писавшие, что «сие учреждение много содействовать будет в процветании коммерции внутри сей Империи».
— 1782 г. Доношение осетинских старшин Императрице Екатерине II
Императрице Екатерине II было передано Доношение осетинских старшин о верности осетин России и Православию и желании их поселиться на реке Терек.
А через два года по распоряжению Императрицы Екатерины II 6 мая 1784 года был основан Владикавказ — русский форпост близ осетинского селения Дзауджикау на правом берегу Терека «при входе в ущелье Кавказских гор».
— 1816 г. Изгнание иезуитов
Император Александр I изгнал иезуитов из Петербурга, а Мальтийский орден — из России.
— 1904 г. Падение Порт-Артура
Для японцев и для гарнизона было неожиданностью, когда 19 декабря командующий войсками генерал А. М. Стессель прислал к генералу Ноги парламентеров о сдаче. Геройская оборона обрывалась на акте слабодушия: и по численности войск, и по количеству запасов можно было продержаться еще две-три недели, может быть — месяц, защищая шаг за шагом позиции. В Порт-Apтуре сдалось 45.000 человек, в том числе около 28.000 способных носить оружие, и 13.000 больных и раненых в госпиталях.
Завершена героическая 329-дневная оборона Порт-Артура. Несмотря на самоотверженные действия русских войск, город был сдан японцам. Перед сдачей экипажами на внутреннем рейде подорваны броненосцы «Ретвизан», «Победа», крейсера «Джигит» и «Стрелок», канонерская лодка «Отважный». Броненосец «Севастополь» (капитан 1 ранга П.О.Эссен) вышел на внешний рейд, дал бой и был затоплен экипажем. Скрытно в нейтральный порт ушел миноносец «Статный» со знаменами, документами и ценностями крепости и эскадры. В битве за Порт-Артур японцы потеряли 112 тысяч человек, русские—27 тысяч человек.
«Отчего мы не могли ныне победить врагов-язычников, при нашем храбром воинстве? Скажем не обинуясь: от неверия в Бога, упадка нравственности и от безсмысленного толстовского учения «не противься злу», следуя которому, сдался на капитуляцию Порт-Артур, а военные суда – в постыдный плен со всем инвентарем. … Вот от этого неверия и от своего гордого, кичащегося разума и надмения своего военною силою мы и терпим всякие поражения и стали посмеянием для всего мира! Страшный урок дан Богом русской интеллигенции, не верующей в Бога и себя боготворящей. Научись, Россия, веровать в Правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству» (святой праведный Иоанн Кронштадтский, 1907 г.).
— 1908 г. † Святой праведный Иоанн Кронштадтский
В 7 часов 40 минут утра на восьмидесятом году жизни скончался протоиерей Иоанн Кронштадтский (Сергиев).
Кронштадтский Пастырь был высоко ценим Императором Александром III и его сыном Императором Николаем II. Об этом свидетельствует участие о. Иоанна, по высочайшей воле, в богослужениях и таинствах, связанных с важнейшими событиями жизни Православной Империи и Царской Семьи: при последних минутах жизни, отпевании и погребении Императора Александра III, при совершении бракосочетания Царственных Мучеников, Короновании и Помазании их на Царство, крещении их первородной дочери и Наследника Цесаревича. Почитание о. Иоанна Царской Семьей было неизменным до самой его кончины.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский уже при жизни почитался православным народом как Всероссийский Пастырь, как «святой батюшка». Он понес людям слово любви и свои святые молитвы. Всероссийский батюшка активно поддержал простых русских людей, стихийно выступивших в смутные годы «первой революции» на защиту православной государственности. Он благословил создание Союза Русского Народа и вступил в него рядовым членом.
Обращаясь к русским людям, Иоанн Кронштадтский говорил: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить… Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры… Восстань же, русский человек! Перестань безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу — и вам, и России».
— 1912 г. ”Правительственный Вестник” — № 278
«Святейший Синод, признавая желательным ознаменовать в церковных школах исполняющееся 21-го февраля 1913 года трехсотлетие Царствования Дома Романовых, определил установить следующий порядок празднования в церковных школах сего достославнаго события:
1) 20-го февраля 1913 года все учащиеся церковных школ должны присутствовать в церкви за положенными по церковному уставу в тот день часами и имеющей быть совершенной после сих часов, согласно определению Святейшаго Синода от 19-28 ноября 1912 года, панихидой, а 21-го февраля за литургией и благодарственным Господу Богу молебствием причем учащиеся, перед началом церковных служб, собираются в школе, откуда в порядке следуют вместе с учащими в храм. Если в школе имеется особая благолепно украшенная школьная святая икона, то учащиеся идут в церковь к божественной литургии с преднесением сей иконы, с коей затем, по окончании церковных служб, и возвращаются в школу в том же порядке;
2) в самый день празднования, 21-го февраля, в церковных школах устраиваются чтения, где окажется возможным, с туманными картинами, посвященныя трехсотлетию Царствования Дома Романовых, по брошюре, разосланной для сего по школам училищным советом при Святейшем Синоде, с произнесением во время сих чтений учащимися стихотворений, относящихся к сему событию, и исполнением школьным хором народного гимна и других патриотических песен, помещенных в упомянутой брошюре. При этом в тех местах, где несколько школ, настоящее празднование надлежит устроить совместно для учащихся всех школ, если позволит школьное помещение; самыя школьныя помещения надлежит украсить внутри и снаружи флагами, хвоей и т.п., особенно должно позаботиться об украшении портрета Государя Императора и других Царственных Особ, портреты коих имеются в школе; в этот же день сделать смотр “потешным организациям” из учащихся в церковных школах, где таковыя есть, и раздавать учащимся гостинцы, где окажутся на это средства;
3) независимо от сего, предложить заведующим и учащим церковных школ заблаговременно, посредством бесед и чтений, ознакомить учащихся с предстоящим достославным событием в жизни русской Православной Церкви и Русского государства».
19 декабря / 1 января

— 290 г. † Вонифатий Тарсийский. Илья Муромский.
Народное название дня памяти Ильи Муромца исвятого мученика Вонифатия (290).
В русском народе он известен как целитель от пьянства, почему в «Сказании о святых» ему полагается молитва об избавлении от винного запоя. Такой благодатный дар приписывается святому Вонифатию на том основании, что, по сказанию Четьи-Минеи, сам он первоначально страдал недугом пьянства, или, как именно замечает о нем «Сказание», «в нечистоте валяшеся и пьяница бяше». Но потом, оставив свою страсть, «имени Господня исповедник и страдалец славен показася».
В этот день на Руси чтили память Ильи Муромца — былинного богатыря, которого считали избавителем Киева от татарского Калин-царя. Илья Муромец вместе с Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем — стражи Руси, символы могущества нашего Отечества. Считается, что прототипом былинного богатыря был преподобный Илия Печерский, живший во времена Владимира Мономаха. Илью Муромца испокон называли могучим сыном русского народа. Чтобы святорусская земля велика оставалась, и везде было солнышко, Илья Муромец принял бой за Киев-град с Калин-царем, татарином, когда татарин хотел все дома на дым пустить, а мужичков всех порубить. Расчистил Илья Муромец три широкие дороги к стольному граду Киеву. Не позарился он ни на богатства несметные, ни на королеву-красу, не убоялся смерти. Потому что на русской земле дороже богатства ценилась добрая слава. Выбор делали не ради красоты, а ради доброты, а смерть да жена, считалось, Богом суждены.
— 1188 г. † Преподобный Илия Муромец
Святой Илия Муромец, и поныне подающий Благодать исцеления через свои святые мощи, в народном сознании связан с именем знаменитого былинного богатыря. Он родился в семье Ивана Чоботова в Муромском селе Карачарове и, по преданию, из-за немощи ног 30 лет прожил неподвижно. Былина повествует, что явились к нему однажды некие старцы и попросили воды напиться. Илья, искренне желая выполнить их волю, встал на ноги и принес воды. Но, по требованию старцев, выпил ее сам и получил при этом «силу великую». Свою богатырскую силу Илья пронес через всю свою жизнь как драгоценный дар, данный ему Богом и принадлежащий не лично ему, а всему русскому народу. Илья Муромец не имел поражений, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов. Получив в одном из боев неизлечимую рану, оставил мир и ушел в затвор в Киево-Печерском монастыре. Умер Илья в 1188 г., его нетленные мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры. Он скончался, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято и теперь в Православной Церкви – три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (конец ХVII-ХIХ вв.) этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.
— 1838 г. † Иван Федорович Герман
Экономист, статистик. Родился 25.08.1767 г. в г. Данциге. Учился в Геттингенском университете. В 1795 г. приглашен в Россию. С 1807 г. профессор политической экономии и статистики в Петербургском педагогическом институте, а затем в Петербургском университете. Герману принадлежит первая в русской экономической науке попытка определить размер народного богатства России. В 1790 г. он произвел подсчет «совокупного государственного богатства страны», под которым он понимал производство материальных продуктов и циркулирующую в стране денежную массу.
— 1873 г. † Иван Дмитриевич Беляев
Русский историк и мыслитель, профессор Московского университета (1852—73 гг.). Один из разработчиков учения славянофилов. С позиции славянофилов написана его главная работа — «Крестьяне на Руси», первый систематический труд в русской историографии по истории крестьянства со времен Киевской Руси до XVIII в. Беляеву принадлежат труды по истории русского права, хозяйства, военного дела, летописания. Беляев собрал богатую коллекцию древнерусских актов и рукописных книг, которые ныне хранятся в Отделе рукописей РГБ.
— 1916 г. Эхо убийства Распутина
А.А. Вырубова писала об отношении Царской Семьи к убийству Г. Распутина: «Ужас и отвращение к свершившемуся объяли сердца Их Величеств. Государь, вернувшись из Ставки 19-го числа, все повторял: «Мне стыдно перед Россией, что руки моих родственников обагрены кровью мужика». Их Величества были глубоко оскорблены злодеянием, и если они раньше чуждались Великих князей, расходясь с ними во взглядах, то теперь их отношения совсем оборвались. Их Величества ушли в себя, не желая ни слышать о них, ни их видеть».
Нет Комментариев