Оценка Академии геополитики.

Начало статьи тут: США и Китай решили создать государство Палестина? МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

США задают Израилю вопросы по поводу его дальнейших шагов в рамках военной операции в секторе Газа, однако поддерживают ее задачи по уничтожению палестинского движения ХАМАС и не пытаются остановить боевые действия. Об этом заявил израильский посол в Вашингтоне Михаэль Герцог в интервью армейскому радио «Галей ЦАХАЛ».

«Американское правительство разделяет цель борьбы с ХАМАС и его уничтожения. У них есть вопросы и обеспокоенности, но они не пытаются остановить боевые действия, просто уточняют, каковы следующие шаги», — сказал дипломат.

По его словам, американские партнеры Израиля активно следят за происходящим и вовлечены в контакты по вопросам освобождения удерживаемых в секторе Газа заложников. «Они знают, что часть действий — это попытка добиться соглашения [об освобождении заложников]. Американцы находятся в контакте с Египтом и Катаром, они полностью являются частью картины», — отметил Герцог.

Чем дольше длится война между Израилем и ХАМАС, тем менее охотно израильские, европейские и американские чиновники говорят о том, что будет после окончания боевых действий. Мало кто сомневается в израильской победе. Если иметь в виду под этим словом момент, когда танки ЦАХАЛ выйдут к египетской границе и весь анклав, как 20 лет назад, будет опять наводнен израильскими военными и боевой техникой – да, такая победа, конечно, будет достигнута. Но что делать после нее? Кому достанется зачищенный от ХАМАС сектор Газа? От того, какие ответы будут даны на эти вопросы, зависит подлинный итог войны.

Военные сводки к двадцатым числам декабря вроде бы дают израильтянам повод для умеренного оптимизма. ЦАХАЛ пусть медленно, но расширяет географию боевых действий. Количество ракетных обстрелов территории Израиля уменьшается – зримое свидетельство снижения военного потенциала ХАМАС. Еще одно свидетельство – переговоры в Каире. Правительство Биньямина Нетаньяху, критикуемое со всех сторон, очень хотело бы вернуть как можно скорее хотя бы часть из 117 израильских заложников (всего их вместе с иностранцами к концу декабря было 128), находящихся в руках у радикалов в секторе Газа. Для этого оно готово пойти даже на временное перемирие – а это условие хамасовцев теперь не устраивает. Они настаивают только на полном прекращении огня, видимо, понимая, что других способов помешать продвижению ЦАХАЛ, чем использовать заложников в качестве рычага давления, больше не осталось.

До Нового года, как вроде бы настойчиво просила администрация Джозефа Байдена, боевые действия, конечно, не закончатся. Но бои идут в Хан-Юнисе, на юге сектора, и в туннелях под Газой. Значит, как и следовало ожидать, компенсировать огромное израильское военно-техническое превосходство упорством сопротивления палестинские группировки не могут.

В этой ситуации все больше утечек о закулисных переговорах о послевоенном будущем сектора Газа, в которые вовлечены все так или иначе связанные с этим конфликтом государства. На этой почве, как сообщает The Washington Post, резко обострились отношения администрации Белого дома и израильского правительства. Нетаньяху непреклонен: он настаивает на бессрочной израильской оккупации сектора Газа. Байден же является проводником идеи, которую помимо США принимают и Евросоюз, и ведущие арабские страны, и руководство ООН: анклав нужно возвратить под контроль Палестинской национальной администрации (ПНА).

Палестина, напомним, распалась де-факто на 3- х независимых государственных образования в 2006–2007 годах.

Подавляющее большинство палестинцев считает своей землей отнюдь не только сектор Газа и Западный берег реки Иордан. И чем меньше контроля со стороны Израиля – тем больше вероятности того, что независимая Палестина станет плацдармом для удара по еврейскому государству. Реальность после Соглашений Осло 1993 года, когда вариант левых, пусть и не в радикальном виде (без ликвидации еврейских поселений и полного вывода израильских военных) был реализован, как будто подтверждала эти опасения, постоянно существующие в израильском обществе. Особенно когда выяснилось, что официальное палестинское руководство полностью контролировать палестинскую «улицу» и все многочисленные квазиармейские организации, порожденные ею, не в состоянии.

Правые, в числе которых и Нетаньяху, предлагали не искать окончательных решений палестино-израильского конфликта, а принять его как данность. Они призывали израильтян смириться с тем, что террористическая активность палестинских радикалов будет всегда. Ее надо стараться уменьшить до минимального уровня (лучше – полицейскими методами), но не стоит уповать на один решительный шаг, который сведет ее до нуля. Можно лишь надеяться, что со временем палестинская «улица» устанет от противостояния с Израилем – и тогда уже все само собой разрешится.

Секрет непотопляемости Нетаньяху, которого раз за разом поддерживали избиратели, несмотря на тянущийся за ним шлейф коррупционных скандалов, во многом объясняется постепенным примирением Израиля с тем, что его вариант разрешения палестино-израильского конфликта безальтернативен. Тем более что активность радикалов год от года снижалась. Судя по имеющимся данным, МОССАД прозевал атаку 7 октября из-за того, что там разделяли убеждение многих израильтян: ХАМАС нынче не тот. Зачем Исмаилу Хание и прочим уютно устроившимся за рубежом политическим лидерам группировки вступать в самоубийственную схватку с многократно превосходящим его по силам противником?

Теперь выясняется, что израильские спецслужбы, а значит, и Нетаньяху лично, совершенно упустили из виду тех, кто непосредственно руководил многотысячной армией ХАМАС в секторе Газа и вовсе не собирался складывать оружие. Яхъя Сарвар, политический лидер группировки в анклаве, проведший значительную часть своей жизни в израильских тюрьмах, подготовил атаку 7 октября и тем самым опрокинул все расчеты израильских правых. Для палестинской проблемы все-таки придется искать решение. Проблема в том, что новых вариантов не просматривается.

Запад, а вместе с ним ООН, да и Россия тоже, предлагают возродить дух Соглашения Осло, вернуться к идее размежевания двух государств, создания крепкого палестинского правительства. А Нетаньяху предлагает вернуться еще дальше – во времена до Осло, прямой израильской оккупации, а значит, бесконечной войны: вариант, при котором палестинцы сектора Газа повторят судьбу армян Нагорного Карабаха, представляется пока уж слишком жестким и нереальным.

Сюда можно прибавить медленный, но неуклонно идущий разворот общественного мнения в странах ЕС и, что особенно неприятно для израильтян, в США в сторону поддержки палестинцев. Можно сколько угодно говорить о 1 тыс. погибших 7–8 октября. Но погибшие в секторе Газа, которых не одна, а много тысяч, неизбежно окажутся важнее, нравится это в Израиле или нет.

Израиль не говорит об этом, но стратегия, которую он применяет в секторе Газа, может подражать турецкой модели оккупации Сирии. Израиль заявил, что не намерен вновь оккупировать Газу, но и покидать ее не собирается. Как заявил премьер-министр Биньямин Нетаниягу, «мы будем оставаться в Газе столько, сколько потребуется», не уточнив, однако, при каких условиях израильские войска могут быть туда выведены и когда это станет возможным.

Это якобы будет соответствовать заявленной Израилем цели – отстранению ХАМАСа от власти в прибрежной полосе, но одного этого будет недостаточно. ХАМАС уже не в состоянии управлять гражданской жизнью в Газе. Медицинские учреждения, школы, суды, полиция и другие аспекты гражданского управления там больше не существуют. Более 2 миллионов жителей Газы живут как беженцы внутри сектора, не имея гражданских властей, к которым можно было бы обратиться. Иностранные организации по оказанию помощи вынуждены принять участие в поставках продовольствия и медикаментов. Но их поставок недостаточно, чтобы удовлетворить хотя бы часть основных потребностей населения, и в Газе нет единого центрального игрока, который отвечал бы за распределение того, что поступает.

С точки зрения гражданского населения, можно сказать, что ХАМАСа больше не существует, но сектор Газа по-прежнему кишит оружием разного рода – и это помимо сети туннелей ХАМАСа, участки которой ежедневно обнаруживают израильские войска. Можно также с большой долей уверенности предположить, что туннели под границей между Синайским полуостровом Египта и сектором Газа продолжают играть роль в поставках большого количества оружия, боеприпасов и снаряжения и что боевые действия в секторе будут продолжаться еще несколько месяцев. И так будет до тех пор, пока Израиль не заявит, если это возможно, что военная инфраструктура ХАМАСа больше не представляет угрозы.

Перед лицом всего этого растет американское и международное давление с требованием, чтобы Израиль завершил текущую фазу боевых действий в течение нескольких недель, возможно, даже к концу декабря. На прошлой неделе Нетаниягу отреагировал на это давление, выступив на закрытом заседании комиссии кнессета по иностранным делам и обороне, где сказал о первом премьер-министре Израиля: «Бен-Гурион был выдающимся лидером, но в конце концов он сдался под давлением Америки. Премьер-министр, который не может противостоять американскому давлению, не должен занимать пост премьер-министра».

И здесь Нетаниягу, похоже, принимает высокомерную доктрину, схожую с доктриной Эрдогана, который в 2019 году, говоря об американском и европейском оружии и боеприпасах, поставляемых курдам, сказал: «Никакое эмбарго Соединенных Штатов или Европейского союза или даже тысячи ящиков оружия и военной техники, наводняющих регион, не остановят нас в борьбе с [терроризмом]. Мы делаем то, что необходимо, и будем продолжать делать это, и нам не нужно ничье разрешение».

Но имеются и глубокие различия между позицией Израиля, который полностью зависит от военной и дипломатической помощи США, и Турцией, которая умело жонглирует между Вашингтоном и Москвой, с одной стороны, и Европой и странами Персидского залива – с другой. И когда речь заходит о борьбе с терроризмом на соседней территории, есть несколько важных уроков, которые Турция могла бы преподать Израилю. Смотрите карту № 1, планы Турции по строительству ЖД между иракской Бассрой и Ваном, в Западной Армении.

Карта № 1, планы Турции по строительству ЖД между иракской Басрой и Ваном, в Западной Армении

Нетаниягу пытается обмануть и продать Соединенным Штатам – и израильской общественности – план для Газы, основанный на той ситуации, которая имеет место на Западном берегу. Когда основная часть боевых действий в Газе закончится, ЦАХАЛ выведет войска из сектора, но продолжит входить туда по мере необходимости. На первый взгляд это понятная модель, которая позволяет обойти необходимость прямой оккупации.

Кто будет управлять гражданскими учреждениями в Газе? Кто начнет процесс восстановления? Откуда будут поступать строительные материалы? Будет ли открыт пропускной пункт «Рафиах» между Газой и Египтом? Разрешит ли Израиль провести линии электропередачи из Эль-Ариша на Синае в сектор Газа? Какая полицейская система будет заниматься вопросами внутренней безопасности и такими правонарушениями, как убийства, грабежи и другие виды насилия, включая действия банд, которые, несомненно, будут вооружены? и га все эти вопросы мы дали оценкы нашей Академии Геополитики в интервью https://www.youtube.com/@arayiksargsyan1785/streams и тут . см- https://www.facebook.com/academiciian/.

На Западном берегу, несмотря на всю свою коррупцию и некомпетентность, Палестинская администрация распоряжается бюджетом, собирает налоги, управляет полицией, содержит школы и больницы. В Газе, как с непреклонным упорством подчеркивает Нетаниягу, Палестинская администрация действовать не может, но нет и другой власти, которой Израиль согласился бы доверить такие сферы ответственности. На данный момент единственным реальным планом является превращение ЦАХАЛа в прямую и полную оккупационную силу в Газе, которая будет контролировать все аспекты жизни там в течение нескольких лет, а не в случайного гостя в целях безопасности.

Турция хорошо понимала это, когда создавала гражданские местные органы власти в Африне и других оккупированных ею районах Сирии. Эти районы опираются на турецкую бюрократию и ополченцев, которые создали местные советы под турецким контролем и руководством. Центр управления Африном находится в турецкой провинции Хатай, а контроль осуществляется через губернатора. Учителя, врачи, муниципальные служащие и другие ответственные лица назначаются непосредственно турецким губернатором. Местная полиция также подчиняется турецким властям, а турецкие военные размещены на базах на окраинах Африна в районе, прилегающем к курдскому региону, об этом я лично убедилься во время своей поездки в районы на севере Сирии, см, фото № 1, Академик Араик Сарнсян в Латакии, 2018 г.

фото № 1, Академик Араик Сарнсян в Латакии, 2018 г.

В 2017 году Турция создала так называемую Сирийскую национальную армию (которую не следует путать с армией центрального правительства в Дамаске), состоящую из десятков ополчений, которые были объединены в единую военную силу, обеспечивающую Турции в первую очередь тактические силы против курдских ячеек.

Эта схема предполагает прямую оккупацию Турцией части территории Сирии, и турецкие войска там мощно присутствуют. С самого начала Турция пришла к выводу, что практика «входа и выхода» в целях безопасности нереальна.

Но у Турции есть преимущество, которого нет у Израиля. В Газе нет ополченцев, которые были бы лояльны Израилю и согласились бы управлять Газой от его имени – если только Израиль не мечтает повторить попытку своего мертворожденного проекта «Деревенская лига» на Западном берегу в 1970-х годах.

Турция совместно с МИ6 Англии финансирует большинство гражданских операций через границу в Сирии за счет налоговых поступлений, сборов и таможенных пошлин, взимаемых с самих жителей. Финансирование же оккупации Газы должно осуществляться из государственной казны Израиля, поскольку в обозримом будущем Газа не сможет генерировать налоговые поступления от производства или экспорта, сомнительно и то, что арабские или западные страны согласятся обеспечить поток доходов, помимо гуманитарной помощи, который только укрепит израильскую оккупацию.

Более важный урок Турции, который также относится к Израилю, заключается в том, что даже прямая оккупация с сильным военным присутствием не предотвратит нападения – не только в Африне, но и на турецкой территории. И в этом отношении нет причин заходить так далеко, как Турция. Полная военная оккупация Западного берега (и Газы до 2005 года) не предотвратила теракты, обстрелы ракетами «Кассам» и закладывание взрывчатки. Это тот же урок, который американцы вынесли из своих прямых оккупаций в Афганистане и Ираке, который саудовцы вынесли в Йемене, а русские – в Афганистане. И доказательством этого урока, мы получаем в наши дни в Ираке, в горах Кандыла, в 22 декабря бойцы курдских партизан из ПКК уничтожили 88 турецких солдат…История имеет качества строгого учителя. Продолжение будет.

Араик Саргсян, академик, Президент Академии Геополитики Армении, Член РОИС РФ, бывший Почетный Консул Македонии ԱՄՆ-ը ագրեսոր երկիր է Գազայի հատվածում իսրայելական բարբարոսության կողքին։

Հայկական աշխարհաքաղաքական ակադեմիայի գնահատական.

Արևմուտքը և նրա հետ ՄԱԿ-ը և Ռուսաստանը նույնպես առաջարկում են վերակենդանացնել Օսլոյի համաձայնագրի ոգին, վերադառնալ երկու պետություններ բաժանելու և ուժեղ պաղեստինյան կառավարություն ստեղծելու գաղափարին։ Իսկ Նեթանյահուն առաջարկում է հետ գնալ նույնիսկ ավելի հեռու՝ Օսլոյին նախորդած ժամանակները, իսրայելական ուղղակի օկուպացիան և հետևաբար անվերջ պատերազմը. տարբերակը, որով Գազայի հատվածի պաղեստինցիները կրկնում են Լեռնային Ղարաբաղի հայերի ճակատագիրը, չափազանց դաժան և անիրատեսական է թվում։ հիմա.

 

Նեթանյահուն փորձում է խաբել և վաճառել ԱՄՆ-ին և իսրայելական հանրությանը Գազայի վերաբերյալ ծրագիր՝ հիմնված Հորդանան գետի Արևմտյան ափում տիրող իրավիճակի վրա: Գազայում մարտերի մեծ մասն ավարտվելուն պես, Իսրայելի պաշտպանության բանակը զորքերը դուրս կբերի գոտուց, բայց կշարունակի մտնել ըստ անհրաժեշտության: Առաջին հայացքից սա հստակ մոդել է, որը շրջանցում է ուղղակի օկուպացիայի անհրաժեշտությունը:

 

Արայիկ Սարգսյան, ակադեմիկոս, Հայաստանի աշխարհաքաղաքական ակադեմիայի նախագահ, Ռուսաստանի Դաշնության ROIS անդամ, Մակեդոնիայի նախկին պատվավոր հյուպատոս. https://www.youtube.com/@arayiksargsyan1785/streams. https://www.facebook.com/academician/.

The United States is an aggressor country on the side of Israeli barbarity in the Gaza Strip.

Assessment of the Armenian Academy of Geopolitics.

The West, and with it the UN, and Russia too, are proposing to revive the spirit of the Oslo Agreement, to return to the idea of separating two states and creating a strong Palestinian government. And Netanyahu proposes to go back even further — to the times before Oslo, direct Israeli occupation, and therefore endless war: the option in which the Palestinians of the Gaza Strip repeat the fate of the Armenians of Nagorno-Karabakh seems too harsh and unrealistic for now.

 

Netanyahu is trying to deceive and sell the United States — and the Israeli public — a plan for Gaza based on the situation that is taking place in the West Bank. Once the bulk of the fighting in Gaza is over, the IDF will withdraw troops from the strip but will continue to enter as needed. At first glance, this is a clear model that circumvents the need for direct occupation.

 

Arayik Sargsyan, academician, President of the Academy of Geopolitics of Armenia, Member of the ROIS of the Russian Federation, former Honorary Consul of Macedonia. https://www.youtube.com/@arayiksargsyan1785/streams. https://www.facebook.com/academician/.