ФОТО: ЦАРЬГРАД

Сегодня Дарье Дугиной исполнилось 30 лет. И никаких «бы». Да, 20 августа 2022 года её земная жизнь оборвалась, но началась жизнь Вечная. Светлый ангел, стальной маленький воин Русского мира. Пусть Дашиных убийц ищут следователи, гибель её не останется неотомщённой. А мы сегодня поздравим её с юбилеем. Даша всегда теперь рядом с нами, с каждым русским человеком, она ближе, чем когда-либо. И каждый из нас может исполнить её мечты и желания, сделав себя лучше – таким, какими бы хотела нас видеть эта хрупкая девушка с ясной улыбкой.

Бронзовый век для осмысленных русских

Даша была и остаётся частью движения, движения русской культуры, русской истории, русской философии и русского духа,

– уверен отец Дарьи, философ Александр Дугин. Она, как никто, понимала и чувствовала свою связь с народом, и её главным заветом было бы укрепление этого чувства в каждом из нас.

Чтобы мы были и оставались людьми, сохраняющими связь с землёй. Она с удовольствием путешествовала по России и очень любила разные города, любила монастыри. И вот это часть её завета: быть русскими, делать это осмысленно. Это первое. Второй момент, конечно, она была православной девушкой, старообрядкой. То есть единоверкой. Она была крещена в единоверческом храме Московской Патриархии, и православные лагеря имели для неё очень большое значение. Там она училась народной вере – глубокой, настоящей, прекрасно понимая, что русским можно быть только в православии,

– рассказал Царьграду Александр Гельевич.

Православие и Русская традиция стали для Даши неиссякаемыми источниками вдохновения. И ещё философия – ведь она родилась и сформировалась в семье философов, и через призму этого миропонимания пропускала всё, с чем сталкивалась, от бытовых интересов до культуры.

Она была частью именно проекта интеллектуального Возрождения, который несла в себе. Очень важный её завет: хватит быть русскими глупыми, давайте быть русскими умными. Не простыми, а сложными. И даже если мы простые люди, то должны принимать вызов мировой культуры, мировой мысли, мирового богословия. Надо мыслить философски и становиться философскими русскими, хотела бы сказать нам Даша!

– уверен её отец.

Русскость в красоте, глубине и осмысленности. Русский логос. Многогранность. Бронзовый век, раскрытие и возрождение нашей культуры, аналогичный Золотому и Серебряному.

Даша считала, что сейчас пришёл период расцвета поэзии, творческих поисков, философских открытий, поэтических озарений, музыкальных произведений, которых нет, но они должны быть! – делится чувствами Александр Дугин. – Да, это вызов Бронзового века, который возродил бы связь и с Серебряным, перечитал бы, переоткрыл бы нам его культуру, понял смыслы, тем самым найдя связь непосредственно с логикой русской культуры. Это было Дашиной волей, её миссией, её служением.

Друзья-архаисты для Сеньсюарэ

Преданность России не может мешать увлечению всем миром в его многообразии. Дугину интересовали традиции, этносы, различного рода культы. Ислам, католическая традиция, Франция и Китай… Она открывалась миру и везде находила созвучных себе людей – консерваторов, традиционалистов. И всегда, всегда смотрела глубже большинства. Смотрела ясно и прямо, с симпатией, интересом и терпением, которые может себе позволить лишь по-настоящему сильный человек.

Все, кто пересекался с Дашей, любили её. Когда она приходила, всем сразу становилось интереснее. У неё была такая харизма. И ещё она была проводником. Дарья очень не любила конфликты, ссоры, интриги, стремилась быть дипломатом и всех помирить, соединить. Стать как Сеньсюарэ – жила такая загадочная девушка во Франции в 70-е годы, очень красивая, и разные взрослые лекторы, философы поддавались её очарованию, что позволяло ей приводить «правых» к «левым», мистиков к материалистам, философов такого экзистенциалистского плана к каким-то глубоким католическим мыслителям. Участников Сопротивления – к сторонникам Виши. Она ткала связи во французском обществе, которые были невозможны ни для кого другого. И делала это легко, с энтузиазмом. Так и Даша мечтала объединять людей,

– рассказал Александр Дугин.

И меньше всего Дарью интересовало бы сейчас возмездие, уверен философ. Не тот размах крыльев, не тот масштаб у этой удивительной девушки. Она была боевой, но не мстительной.

Думаю, если каждый сделает хоть шажок в этом направлении – это будет для неё большой подарок. Бороться, но не впадать в злобу. И всегда, каждый день, каждый миг развиваться и расти, учиться и становиться лучше. Стремиться понять дух, мир, мировую культуру – вот это, пожалуй, было бы её самое главное пожелание. И всякий, кто двигается в этом направлении и будет её помнить, тот просто сделает ей подарок,

– резюмировал русский философ.

Ткань важнейших мелочей

Каждый жест, шаг, поступок, движение необходимо совершать не просто так, форма должна усиливать содержание. Дашины близкие в один голос уверяют: для неё не существовало мелочей.

Даша мечтала, чтобы мы каким-то чудом стяжали наш русский большой стиль. Она хотела, чтобы мы всё делали с пониманием, кто мы, зачем и как живём. С этим пониманием одевались, ели, использовали парфюм, слушали музыку, ходили в театр, молились. Помню, архитектор Анисимов на лекции про храмовую архитектуру говорил, что всё в устройстве древнерусского храма направлено на помощь в молитве. Вот об этом говорила и Даша. Чтобы всё было не просто так, не случайным образом, чтобы во всём был смысл, а скорее даже Смысл,

– рассказывает давний друг Дарьи культуролог Павел Тугаринов.

Дарья Дугина доводила свою концепцию до совершенства. Она стремилась каждую впитанную мысль донести через вполне бытовые вещи, усилить её восприятие. Например, мечтала открыть сеть пекарен с удивительным русским хлебом. Или классический салон в Петербурге. Даша обожала карельские мхи и книгу Эрнста Юнгера «Уход в лес», где автор концентрируется на том, что в мире, далёком от политики, важно уделять внимание философии, искусству, теологии. По мотивам этой книги Дугина подумывала о «лесном» кафе с соответствующей эстетикой, где будут подавать латте с пенкой в виде искусственного мха, а также булочки с морошкой и голубикой.

Дашиной страстью были всякие ольфакторные радости. Она очень любила редкие странные парфюмы и отлично в них разбиралась. Смешивала какие-то непонятные эссенции. Любое место, где она появлялась, ещё несколько дней сохраняло её ольфакторное присутствие в виде ладана, железа, амбры, дыма, земли, кожи и прочих нот,

– вспоминает Павел.

Русский стиль – осмысленный, многогранный, самобытный – действительно стал бы для Даши лучшим подарком.

Для неё важно, чтобы русские люди перестали стесняться традиционной русской одежды и этнопесен. Впрочем, для всех других культур она тоже желала аутентичности при сохранении современности,

– рассказала Царьграду близкая подруга Дугиной философ Софья Метёлкина.

Софья уверена, что ради Даши русским людям необходимо делать всё для просвещения – открывать новые библиотеки, издавать содержательные книги, проводить традиционалистские фестивали. И, конечно, помогать церквям.

Дарья всегда хотела, чтобы русские люди ценили и берегли своё здоровье, не спивались, а развивались всю жизнь и читали много книг,

– вспоминает Метёлкина.

Мечтать и не сдаваться

Даша говорила:

Я люблю мечтать больше, чем проживать. Я люблю въедаться в слово и тонуть в нём, мечтать о нём, быть в нём.

И пусть мечты порой оставались мечтами или менялись, но она шла вперёд, не изменяя себе. Например, мысль о замужестве, по словам Софьи Метёлкиной, никогда не была для Дарьи навязчивой и важной идеей, скорее – ещё одной мечтой. Потому что либо идеально, либо никак! А мир продолжал манить её во всём своём многообразии.

В Триполи идёт дождь. Ещё и холодно. Пальцы замерзают. Тут очень скользко, и люди говорят на далёких языках. На мадагаскарском. Со мной. Сегодня. Я нахожусь там, где и летом однажды, когда несла на себе крест службы. Интересно, о чём я тогда мечтала? Сейчас о лидерстве в ПНЕ (Правительстве национального единства Ливии. — прим. ЦГ) и том, чтобы возглавить «Митигу» (тюрьма под Триполи, где был заточён русский социолог Максим Шугалей. — прим. ЦГ) и освободить всех невинно осуждённых. Знаете. Тяжело дышать сегодня в этом городе,

– написала однажды Дарья Дугина в своём закрытом канале-дневнике для друзей.

Главным и непререкаемым ценностным ориентиром для Даши был её отец, именно он задавал этический и политический вектор всей её жизни. Она стремилась воплотить, усилить, поддержать всё, что изложено в трудах Александра Дугина.

При этом Даша была абсолютно самостоятельным человеком, хотя ей было приятно одобрение отца. Но она не была «подавлена» семьёй. Наоборот, это был колодец, из которого она черпала силы – знаете, таких семей как будто и не бывает!

– рассказал Царьграду Павел Тугаринов.

Концентрат идей и знаний

Нация немыслима без своей исторической памяти, и Даша, как никто, понимала, насколько важно сохранить эту память для поколений, донести до широких масс. Трагедия Мариуполя – это Дашины слёзы и боль. И она стремилась передать их всем, до кого дотянется.

Мы познакомились с Дарьей летом 2022 года на телеканале «Звезда» и разговорились. Она готовила крупное мероприятие – фотовыставку в Подмосковье, для которой хотела записать звуки «Азовстали», чтобы передать ту атмосферу. Последний раз мы списывались с ней в августе, договорились встретиться и обсудить предстоящую поездку в Мариуполь, но трагедия оборвала эти планы. Думаю, что этот проект стоит кому-то реализовать, сделать ей такой подарок. Даша вообще была полна идей. И интересовалась очень живо тем, что происходит в Донецке, Луганске, Запорожье, Херсоне, очень сильно сопереживала людям, которые оказались в столь тяжёлой жизненной ситуации,

– вспоминает советник врио главы ДНР по гуманитарным вопросам Ростислав Антонов.

Проект, который Даша готовила, должен был показать концентрацию человеческой трагедии и силу русского оружия, сделать произошедшее там ощутимым на физическом уровне. По словам Ростислава, эта удивительная девушка, настоящий кладезь и концентрат энциклопедических знаний, могла бы стать для патриотических студенческих сообществ, академистов символом их движений и антитезой общественному культу потребления.

Если студенческое движение возьмёт её имя и её образ мыслей как образец – это будет правильно и хорошо, это будет подарком не только и не столько ей, сколько самим молодым людям,

– уверен Антонов.

Вместо эпилога

«Воскрешение воли – ободрение на пути, которое дают сильные идеи». Дарья Дугина любила повторять эти слова. И часто добавляла, что важно сохранять холодный разум, чтобы неистовое пламя духа не сожгло рассудок. Что совершенно не отменяет необходимости в чём-то оставаться детьми.

Её обаяние и лёгкость распространяются на всё. Детство, о котором она рассказывала – с запахом зелёнки, прогулками среди яблонь, синицами и чтением Конан Дойля, – навсегда сохранилось в этой гениальной и красивой девушке, так много делающей для своей страны, друзей, мира и самое главное – для так бесконечно много значащих для неё родителей. Нет чёткой грани между светским, дружеским, метафизическим, идеальным, действительным. Всё – фронтир. И всё наполнено тем, что Даша назвала «эсхатологическим оптимизмом». Радостью, как будто проживаешь это пусть не единственный, но последний раз. Хотя… почему «как будто»?

– рассказал Царьграду ещё один старый друг Даши поэт Валентин Чередников.

Даша с каждым человеком общалась без обобщений. И отвечать ей можно только так – не от лица абстрактного «мы». Можно сказать – «победить», «жить» или что-то такое. Но каждый знает свой ответ, и его необязательно озвучивать. Есть обеты, которые лучше давать в молчании,

– уверен он.

И сегодня, в Дашин юбилей, в день её Рождения, каждый из нас может сделать Даше подарок. Постараться стать лучше. Жить осмысленнее. Вместе творить и подарить друг другу Русский стиль, о котором она мечтала. Становиться лучше – без громких обещаний, но каждый день, каждый миг. Ради Даши.

РЕДАКЦИЯ ЦАРЬГРАДА