В офшорах всё неспокойно

Как уже не раз отмечалось в «ВО» (И снова о бумеранге санкций), почти все зарубежные британские территории до конца октября 2022 года оставались в РФ вне перечня «недружественных», то есть подлежащих российским контрсанкциям. Не так давно этот пробел был восполнен: 30 октября российское правительство пополнило «недружественный» реестр одиннадцатью заморскими территориями Великобритании.

Разумеется, это произошло на фоне продолжающегося ухудшения российско-британских отношений. Потому неудивительно, что под давлением Лондона власти тех же одиннадцати британских территорий стали вводить с августа – октября экономические санкции против РФ.

Включающие, прежде всего, полное или частичное замораживание российских активов; запрет или ограничения на реэкспорт в РФ и из РФ; на операции в российских рублях; эмбарго на инвестиции, в том числе иностранные, с этих территорий в российскую экономику. Стали вводиться ограничения даже на российский туризм на этих территориях.

Напомним, что большинство всех британских территорий за рубежом – это известные реэкспортные и офшорные центры общемирового ранга. По данным британских источников (2021–2022 гг.), минимум треть российских офшорных активов зарегистрирована на тех же офшорных территориях Лондона; не меньше трети реэкспортных операций между РФ и зарубежьем осуществляется, опять же, через эти территории. И всё это – отнюдь не первый год.

Включение же в недружественный реестр британских архипелага Чагос в центре Индийского океана и Фолклендских островов является косвенной поддержкой давних требований Аргентины и Маврикия о возращении им этих территорий. Кстати, британско-американские военные базы на Чагосе вовсе не препятствуют офшорному бизнесу на том же архипелаге…

Обращает на себя внимание, что включены в недружественный перечень сохраняющиеся с 1959 года британские территории на юге и юго-востоке Кипра: Акротири и Декелия (всего 260 кв. км). Но здесь офшоров нет и в помине: на британские ВВС-ВМС-объекты и разведывательные объекты приходится в целом не менее 70 % общей территории тех районов. Они же имеют стратегическое значение для британского и в целом натовского контроля за Восточным Средиземноморьем и Суэцким каналом.

Казус Кипра

Поясним: Кипр стал независимым от Лондона с августа 1960 года. Но согласно статьи 3 бессрочного «Договора о гарантиях и независимости, территориальной целостности острова Кипр» (1960 г.), республика Кипр, Греция и Турция принимают на себя «обязательство уважать целостность районов.

После образования Республики Кипр все они остаются под суверенитетом Соединенного Королевства, и гарантируют их использование Соединенным Королевством». По своим кипрским районам Британия взяла следующие обязательства:

– не развивать их для невоенных целей;
– не устанавливать для них статус колонии и не управлять ими как колонией;
– не создавать таможенных постов или других пограничных барьеров с территорией Кипрской республики;
– не экспроприировать там частную собственность, кроме как для военных целей и за компенсацию.

Администрация британских «суверенных территорий» подчиняется британскому Минобороны; выборы в британский парламент здесь не проводятся. Те же районы имеют собственную правовую систему, основанную на действовавших на Кипре британских колониальных актах второй половины 1950-х. Так что колониальный статус Акротири и Декелии едва ли не соблюдается…

Характерно в этой связи и то, что военное вторжение Турции на Кипр в 1974 году остановилось буквально перед воротами британской Декелии. Но тогдашние просьбы Афин и Никосии к Лондону остановить турецкое вторжение с помощью тех же британских баз остались без ответа. Зато эти базы использовались в ходе натовских операций в Югославии, Ливийской Джамахирии, Ираке, Сомали и Сирии.

А в октябре 2022 и ранее сообщалось, что не только британские ВВС, но и американские беспилотники после вылета с Акротири нередко курсируют вблизи Крыма. Словом, недружественность британских районов на Кипре в отношении России тем более очевидна…

Глядя из Лондона – на Содружество

Но, если рассмотреть ситуацию в более широком контексте, включение всех упомянутых территорий в недружественный реестр косвенно, если не впрямую, ограничивает планы Лондона играть, что называется, «самостоятельную», как мало у кого другого, роль в мире. В прямой связи с небезызвестным брекситом.

Во всяком случае, британские планы усилить влияние на финансовую и в целом экономическую политику РФ терпят неудачу в связи с упомянутым решением России. Тем более что со второго полугодия 2022 года в РФ прекращены биржевые торги по британскому фунту и с осени 2022 не производятся обменные операции с этой валютой.

Впрочем, Лондон, претендуя на свои прежние позиции в мире, пытается действовать и через британское, точнее – однозначно ориентированное на британскую корону, «Содружество наций». Скажем, с июля текущего года членами Содружества стали вроде бы «профранцузские» Габон и Того. Где, напомним, сохраняются – пока сохраняются – военные базы Франции и поныне действует франк – валюта, фактически контролируемая французским казначейством, давно перешедшим на евро.

По ряду данных, планируется вступление в то же Содружество в 2023 года экс-французских Бенина, Мадагаскара, Мавритании, а также Судана и Южного Судана (весь Судан, напомним, был англо-египетским протекторатом до 1955 года включительно).

Параллельно Лондон и сегодня реализует проект Терезы Мэй и Бориса Джонсона по преобразованию этой ассоциации в аналог Евросоюза. Соответственно, Великобританией, Канадой, Австралией и Новой Зеландией введены в 2022 году новые льготы по импорту товаров и услуг из других стран Содружества; списана большая часть долгов 35-ти наименее развитых стран Содружества перед Великобританией и упомянутыми доминионами.

Иными словами, Лондон по-прежнему полон решимости взять реванш за прошлые промахи и недоработки?..

Автор:
Алексей Чичкин, Алексей Подымов
Использованы фотографии:
internationalwealth.info, znanio.ru