Пятнадцать лет назад в России впервые представили «папу всех бомб» — авиационный вакуумный боеприпас повышенной мощности. Кадры с испытаний обошли все мировые СМИ. Многие эксперты считают это оружие самым мощным после ядерного

Фото: © РИА Новости / Владимир Астапкович

«Папа» против «мамы»

Термобарические боеприпасы по поражающему воздействию сильно отличаются от, например, фугасных. Бомба не просто взрывается, а распыляет аэрозольное облако горючего вещества, которое доли секунды спустя поджигается специальным зарядом. Образующийся в результате огненный шар создает в эпицентре зону высокого давления.

Даже без сверхзвуковой ударной волны такой взрыв эффективно поражает цели, свободно проникая в зоны, недоступные для осколочных боеприпасов. «Затекает» в любую складку местности, за любое препятствие. Спрятаться от термобарического оружия практически невозможно.

Тактико-технические характеристики «папы всех бомб» строго засекречены. Однако Минобороны обнародовало некоторые детали. Прежде всего российская термобарическая авиабомба значительно превосходит по разрушающей силе ближайший аналог, американский фугасный боеприпас GBU-43/B MOAB, который западные СМИ окрестили «мамой всех бомб».

Как уточнили в министерстве, температура в эпицентре взрыва в два раза выше, а общая площадь поражения больше в 20 раз. Мощность приблизительно равна 44 тоннам в тротиловом эквиваленте.

«По своей эффективности и возможностям боеприпас соизмерим с ядерным оружием, — объяснил журналистам и. о. начальника Генерального штаба Вооруженных сил России генерал-полковник Александр Рукшин. — В то же время, я хочу это особо подчеркнуть, бомба абсолютно не загрязняет окружающую среду».

Восемь футбольных полей

Генерал армии Анатолий Корнуков добавляет: ракет, способных нести столь мощный заряд, пока не существует. Единственный способ доставки — самолет.

Впрочем, у ВС России есть сухопутные аналоги.

В частности, в зоне специальной военной операции на Украине активно применяются тяжелые огнеметные системы ТОС-1 «Буратино» и ТОС-1А «Солнцепек». Это объемно-детонирующее оружие ближнего боя дальностью не более шести километров.

Разрушительная мощь тяжелых огнеметов с лихвой искупает их изъяны, такие как недостаточное бронирование, большие размеры, уязвимость для ПТРК и гранатометов. Один залп ТОС-1А накрывает четыре квадратных километра — это восемь футбольных полей. Взрывные волны «накладываются» друг на друга, усиливая поражающий эффект.

«Огнеметы «Солнцепек» здорово помогли нам под Авдеевкой, — говорит офицер армии ДНР с позывным Клим. — На этом направлении была сложная сеть траншей и полевых укреплений. Обычная ствольная и реактивная артиллерия не взломает такую линию обороны — все забетонировано. А после залпа «Солнцепека» можно заходить на позиции, практически ничего не опасаясь».

Поэтому украинские военные, как отметили в российском Минобороны, давно охотятся на эти огнеметные системы. Оружие и вправду уникальное — аналогов в других странах не найти.

«Карманная» артиллерия

«Солнцепеки» эффективны не только против мощных укреплений. Их применяли и на открытой местности — в Сирии, против оружейных караванов «Исламского государства»*.

На Ближнем Востоке, кстати, термобарические боеприпасы применяла и армия США. Во время войны в Ираке американские морпехи активно использовали 40-миллиметровые барабанные гранатометы MGL с бомбами XM1060, а также объемно-детонирующий выстрел для противотанкового SMAW. По сообщениям западной прессы, одним ударом такого оружия однажды удалось полностью уничтожить каменное одноэтажное здание вместе со скрывшимися внутри солдатами.

В России ближайший аналог SMAW — реактивный пехотный огнемет РПО-А «Шмель», в годы Афганской войны прозванный «шайтан-трубой». По фугасному воздействию его боеприпас не уступает 122-152-миллиметровым артиллерийским снарядам. В армии этот комплекс называют «карманной» артиллерией пехоты.

«Именно из «Шмеля» в марте мы уничтожили бункер на восточных окраинах Мариуполя, — ранее рассказал РИА Новости командир 3-го батальона 107-го полка армии ДНР Михаил Ересько. — РПГ его не брали. Пытались наводить минометы — тоже безрезультатно. В итоге один из моих бойцов вечером подполз поближе и попал из «Шмеля» прямо в амбразуру».

Термобарические боеприпасы остаются ноу-хау российской армии — западные образцы по многим параметрам уступают. А некоторые варианты и вовсе еще не применялись, например «папа всех бомб». Это оружие, несмотря на конвенциональный статус, рассматривается как сдерживающий фактор.

* Запрещенная в России террористическая организация.

Андрей Коц, РИА