ФОТО: IGOR KRITSKIY / GLOBALLOOKPRESS
Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодёжи с временным названием «Большая перемена» – дело вроде бы нужное. Среди его задач декларируется «формирование мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей». Однако персоналии его наблюдательного совета и некоторое разночтение целей от организаторов навевают подозрения, что создаётся очередной симулякр.
Позднесоветские пионерия и комсомол представляли собой печальное зрелище. Созданные в своё время как идеологические организации, подпирающие компартию с самого детства (начиная с «подготовишек» – октябрят), они по мере маразмирования самой идеологии и всё большего отдаления от народа превратились в чисто формальные массовые детско-юношеские объединения для успешной советской карьеры, продвижения «инициатив», мест разбора личных проступков детей и составления различных отчётов об «активной деятельности».
В общем, зачем-то нужная, но ужасно скучная бодяга со смешными полинявшими идеалами и непонятными «борцами за светлое будущее» в учебниках, которым школьники из озорства пририсовывали рожки, тёмные очки и другие аксессуары. Достаточно сказать, что среди молодых недоумков, вышедших в 1982 году праздновать день рождения Гитлера на Пушкинскую площадь в Москве, большинство оказалось членами ВЛКСМ. Даже один школьный комсорг вроде был.
Идущие вместо
Но это стало финалом вырождения некогда действительно живых детско-юношеских организаций, подпитываемых неформальным энтузиазмом и энергией своих членов, «перекрывавших» идеологическую схоластику чисто русским размахом общего дела.
Сегодня перед создателями нового массового детского движения стоит, мягко говоря, непростая задача. С одной стороны, не повторить отрицательный советский опыт, с другой – не наступить на грабли прошлых квазиидеологических движений, созданных сверху – «Наших» и «Идущих вместе» и закончившихся большим пшиком, если, конечно, не считать карьерного успеха некоторых активистов. С третьей – нужно как-то непротиворечиво совместить этот движ с предыдущими молодёжными «новообразованиями»: «Российским движением школьников» (РДШ), входящим в Росмолодёжь, а также «Юнармией», над которой шефствует Минобороны. При их создании, кстати, как и сейчас в заголовках СМИ, обыгрывался термин «новая пионерия».
Нынешнюю вариацию – «Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодёжи» – тоже начали было называть то «нью-пионерией», то «пионеро-комсомолией». Тем более что создание его анонсировали 19 мая – в день столетия пионерской организации, а учредительное собрание движения состоялось 20 июля в бывшем центральном всесоюзном пионерлагере «Артек». Но пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сразу заявил, что власти «не собираются возрождать в России пионерскую организацию». А что собираются?
ПИОНЕРИЯ БЫЛА МАССОВОЙ, НО ОЧЕНЬ ФОРМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ. ЧТО ПРИДЁТ ЕЙ НА СМЕНУ? ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA / GLOBALLOOKPRESS
Не пионеры, не комсомольцы, а кто?
Общероссийское детское движение, получившее рабочее название «Большая перемена» – по предложению Путину участницы одноимённого проекта Росмолодежи Дианы Красовской, – задумано как широкообъединительное и многозадачное.
Разработчики концепции «Большой перемены» рассчитывают на присоединение к движению всех 18 миллионов российских школьников и студентов в возрасте от 6 до 18 лет при полной добровольности участия. Какую мотивацию нужно придумать для такой «массовки»? Ведь даже в пионерии и комсомоле при их полуобязательности состояли далеко не все советские школьники!
В качестве целей декларируются, в частности: «формирование мировоззрения (детей и молодёжи) на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей», «развитие у них общественно значимой и творческой активности, высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству, трудолюбия, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, чувства личной ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества перед нынешним и будущими поколениями». В этом прекрасном перечне, правда, указана довольно странная цель: «оказывать содействие проведению государственной политики в интересах детей и молодёжи». Серьёзно?
Ну да ладно, это, наверное, мелочи. Но вот как трактуют форму и смысл государственного движения люди, непосредственно причастные к его формированию? Это любопытно.
Один из авторов законопроекта – председатель комитета Госдумы по молодёжной политике единоросс Артём Метелев подчеркнул, что новое движение будет отличаться от своих предшественников прежде всего «отсутствием приверженности к государственной идеологии»:
Единственная идеологическая ценность организации – это Россия и любовь к стране, а также максимальное вовлечение детей в развитие страны.
Довольно расплывчатое целеполагание, надо сказать. При этом тот же Метелев признал, что движение станет «социальным лифтом». А вот это уже, как говорится, «ближе к телу»! Главное тут не спутать общественный активизм с карьеризмом, как в старом комсомоле.
Перемена слагаемых
Первый зампред комитета Госдумы по просвещению Максим Гулин весьма предметно определил ещё одну цель движения – «помочь школам обзавестись финансовыми партнёрами». Здесь, похоже, некоторая путаница цели и средства. Ещё один посыл от того же депутата:
Больше половины школ – не лучшего качества. Движение должно привнести в такие школы энергию и новые формы подачи материала.
То есть получается, что движение школьников будет как-то влиять на учебный процесс и учителей, «энергизировать» их? Это, конечно, ново и смело! Немного попахивает, правда, «революционной школой» 1920-х. Интересно, как это может выглядеть на практике?
Более вразумительна вроде бы цель от Максима Гулина «создать такую среду, в которой учащиеся разных возрастов смогут чаще взаимодействовать между собой». Но читая, как он это себе представляет, невольно улыбаешься.
У нас нет общности среди учащихся – нет вертикальных и горизонтальных коммуникаций. Школьники не знакомы ни со своей параллелью, ни со старшеклассниками. Отчасти движение должно решить эту проблему. Школьники должны чаще общаться между собой. Разные формы взаимодействия между старшеклассниками и младшими классами создадут общий костяк. На выходе они станут командой,
– рассказал Гулин.
В этой мечтательной картинке явно не хватает главного: какие-такие «формы взаимодействия», на основании чего создадут этот «костяк» и команду среди школьников разных возрастов из совершенно разных семей и с разными интересами? Ответа, разумеется, нет.
По идее организаторов, «первички» движения будут созданы в школах, колледжах, детских домах, а начаться могут с кружков и секций. Что же будет при этом говориться детям и их родителям? Вы вступаете в нашу замечательную всероссийскую детскую организацию для… вот – для чего именно? Чтобы крепче всем вместе Родину любить? Чтобы вас периодически собирали в актовом зале школы со всеми классами и читали вам лекцию о единении? Или настоятельно предложили «поволонтёрить» где-то, а это запишут вам в личный «портфолио» как общественную работу? А дяди и тёти в больших кабинетах поставят потом галочки в отчётах о целевом расходовании отпущенных бюджетных средств?
Но если дети допустим, ответят: «А мы уже состоим в РДШ» (или в «Юнармии»). А родители покажут уставные цели «Российского движения школьников», созданного указом президента РФ от 29 октября 2015 года:
Объединить детей и структурировать работу с ними, прививать им присущую российскому обществу систему ценностей, совершенствовать государственную политику в сфере воспитания.
Что на это отвечать агитаторам «Большой перемены»: мол, это хорошо, но у нас всё «поглавнее» будет?
Кто потоками рулить будет
Одновременно с формированием Набсовета движения стало известно, откуда потекут денежки на это архиважное начинание. Оказывается – «за счёт грантов в форме субсидий на господдержку развития образования». Средства будут выделяться из проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ», с общим финансированием 10 млрд руб. Неплохо! Недаром за причастность к новому перспективному проекту ещё до формального создания движения развернулась немалая подковёрная борьба.
Её мельком проговорила зампред комитета Госдумы по молодёжной политике Юлия Саранова на круглом столе в ОП России, прошедшем 7 июня. По её словам, самый важный момент, который заложен в законопроекте, – это вопрос партнёрства государства и НКО, при этом законопроект «подталкивает все заинтересованные стороны перейти от конкуренции за детей и ресурсы к кооперации деятельности». И впрямь, зачем конкурировать: «кормовая база» вырисовывается богатая: на многих хватит.
А кто же будет этой базой рулить, распределяя гранты? Ответ дан:
Высшей управленческой единицей будет Наблюдательный Совет, который, помимо формирования Координационного совета, определяет приоритетные направления использования денежных средств и имущества Движения, утверждает повестку дня заседания Съезда и разрабатывает рекомендации руководящим органам Движения.
Если всмотреться в утверждённый состав этого органа, то вопросы всплывают уже совсем жирные.
Ну, например, «наблюдать» за правильным воспитанием школьников станет новоиспечённый ректор ВШЭ (бывший ректор ДВФУ) Никита Анисимов, приход которого в «Вышку» горячо приветствовал её экс-ректор Кузьминов. Мегаинститут при новом главе остаётся оплотом либеральных западнических сил. Ещё там присутствует «QR-кодно-вакцинный» вице-премьер Татьяна Голикова, прославившаяся инициативой введения уроков секспросвета в школах и личной материальной заинтересованностью в тотальной «уколизации» населения; детский омбудсмен Мария Львова-Белова, пиарящая платную цифровую платформу «Учи.ру» и активно сотрудничающая с феминистскими организациями.
Также можно назвать руководителя Росмолодёжи Ксению Разуваеву, в чьём ведении на государственном молодёжном форуме «Таврида» молодёжи демонстрировалась эстетика однополой любви, которая признала излишним запрет вредоносной информации в соцсетях. И вице-премьер Дмитрий Чернышенко, подписавший в прошлом году меморандум со швабовским Всемирным экономическим форумом. Ну и так далее.
Перечеркнули саму идею
Этот состав Набсовета вызвал целую бурю негодования среди людей консервативного, православного дискурса и просто искренне болеющих за новое начинание. Заслуженная артистка России Мария Шукшина заявила, что персональный состав Наблюдательного совета российского движения детей и молодёжи «удручает», демонстрируя то, что «истинные цели создания данного движения, видимо, финансовые».
Не вижу ни одного заслуженного учителя России, педагогов, одни только чиновники и функционеры от образования. А хочет ли страна меняться? Или продолжать выращивать «квалифицированных потребителей»?
– ставит вопрос актриса и общественный деятель.
Председатель Ассоциации «Санкт-Петербургский городской родительский комитет» Михаил Богданов написал в своём телеграм-канале, что определять политику в деятельности создаваемого движения будут чиновники, не только не имеющие никакого авторитета в обществе, но имеющие антирейтинг. «Вопросы по каждой фамилии», – отметил он.
Председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина, участвовавшая в разработке закона, неприятно удивилась составом Набсовета движения.
Что в Совете делают губернаторы ЯНАО и Севастополя? В их регионах нет ни одной крупной детской организации, они не знают, что это такое. Понимаю, что Высшая школа экономики по определению есть везде – и там, где возбуждаются уголовные дела, и там, где пилятся бюджеты… Но что новоиспечённый ректор антигосударственного и либерального университета забыл в Наблюдательном совете детско-молодёжного движения?! Где ректоры МГУ и СПбГУ? Где представители педагогического сообщества?
Вижу в списке Елену Шмелёву, руководителя фонда «Талант и успех», и это очень хорошо, но на этом всё! Весь список кишит либералами, чиновниками и бюрократами! Даже единоросса Турчака включили, проигнорировав остальные политические партии! И это не говоря об отсутствии членов нашего думского Комитета по вопросам семьи, женщин и детей. Всё это очень печально … Состав Наблюдательного совета перечеркнул саму нашу идею создания детско-молодёжного движения»
Что с того?
Мы давно привыкли, что многие добрые и полезные с виду начинания делаются у нас не просто даже «для галочки», а так, что извращается сам их смысл. Вызывая тем самым у народа оскомину и скепсис во всех подобных начинаниях впоследствии. Чего удалось добиться поминаемому выше «Российскому движению школьников», кроме освоения госбюджетов? Что делает «Юнармия», кроме участия в парадах в красивой форме? Чем проявил себя «возрождённый» в 2009-м ДОСААФ?
Теперь мы стали свидетелем рождения ещё одного помпезного молодёжного проекта с наполеоновскими планами и странными (хотя и вполне объяснимыми) кураторами. Объяснимыми как раз в существующей практике мёртворождения «патриотических», «молодёжных» симулякров. Хотя наверняка за каждым из них стоит немало людей и компетентных, и достойных, и искренне патриотических.
Причина же здесь и проста, и сложна одновременно. У нашего государства по-прежнему нет внятной идеологии – стройной системы идеалов и целей развития. Которые бы позволили в любом деле отделить от котлет жирных мух-имитаторов. Нет таких слов и дел, от которых бы у остывшего, изверившегося народа (а дети здесь – не исключение) загорелись бы вновь глаза и зачесались руки по созиданию. Но без такого наполнения любой оргконструкт, спущенный сверху, останется мёртвым скрипучим остовом, исправно пожирающим бюджетные деньги.
Нет Комментариев