Украина стала глобальным полигоном утилизации оружейного хлама. Польские товарищи тоже не упустили возможности сделать деньги на крови. Впрочем, выгоды официальной Варшавы не ограничиваются «помощью» Украине утилем за баснословные деньги.
С большим воодушевлением сообщили 25 июля украинские СМИ о прибытии на Украину очередной партии польской бронетехники. На этот раз поводом стала поставка танков – гордости ВПК Польши и головной боли её правительства.
«PT-91 Twardy от Польши уже на Украине. Спасибо нашим друзьям», – сообщил своим подписчикам руководитель Офиса президента Украины Андрей Ермак.
Его сообщение наперебой цитируют украинские издания. Некоторые нахваливают польские танки так усердно, да ещё и с привлечением ряженых «экспертов», что создаётся впечатление: вот теперь-то ВСУ расправят плечи и перестанут драпать поближе к бандеровским местам.
До этого Польша продала Украине БМП – тоже продукт польского ВПК, произведённый по лицензии СССР – как и PT-91 Twardy («Твёрдый»). Продала также миномёты и стрелковое оружие – тоже неплохие для своего времени образцы.
Продала и новые артиллерийские самоходки «Краб» (AHS Krab) под НАТОвский снаряд 155 мм., замечательный лицензионный конструктор: шасси – от южнокорейской гаубицы K9 Thunder (по лицензии Samsung Techwin), на нём – лицензионная британская башня AS90/52. Боеприпас – словацкий.
Сочленение «Краба» по принципу «взять у всех лучшее и произвести по лицензии в Польше» проходило непросто. Был соблазн сделать чисто польскую САУ и дать заработать своим профильным предприятиям. В итоге расписались в бессилии и стали делать «конструктор».
Польская САУ «Краб». Источник: Минобороны Польши
Похожая судьба и у «Твёрдого» танка. Он создавался на базе советского Т-72М1 в 90-е, с 1995 по 2002 год выпускался серийно. Войско Польское получило 232 PT-91 – глубоко модернизированную версию, в которой, казалось, прекрасно всё: польский дизель S-12U мощностью 850 л.с. (780 л.с. у Т-72М1, 840 л.с. у советского Т-72А), польская система управления огнём с новыми прицелами и приборами – включая ПНВ, тепловизоры и лазерный дальномер с баллистическим вычислителем. Орудие 125 мм – такого же калибра, как и у советского оригинала.
Польские производители по праву гордятся своей динамической защитой. Активная броня польской разработки ERAWA отличается очень плотной компоновкой элементов. Она продемонстрировала лучшие результаты, чем у советских и российских модификаций в конце прошлого века.
Однако в XXI веке польский вариант советского экспортного танка, производившегося по лицензии в том числе и в Польше, по многим параметрам уступал западным аналогам. Польский ВПК по ряду причин не смог продвигаться дальше в разработке и производстве собственных танков. Не в последнюю очередь сказались коррупция, предполагавшая «откаты» за закупку иностранных аналогов, а также обязательства перед НАТО перевести Войско Польское на стандарты альянса – в том числе и стандарты вооружений.
Долгое время Варшава пыталась сохранить свою школу танкостроения, финансировала НИР и НИОКР. Однако не было уже «Организации варшавского договора», и Москва не оказывала «поддержку», как в старые добрые времена. Новые западные союзники не желали тратиться на потенциальных конкурентов. В итоге производственные мощности и трудовые коллективы деградировали.
PT-91 Twardy – это «лебединая песня» собственно польского танкостроения. Уже произведённые танки состояли на вооружении и консервации. Польское правительство не знало, как от них избавиться, чтобы закупить американские танки и производить корейские по лицензии.
Экспорт польской модернизированной версии советского танка не задался. Менее полусотни с трудом удалось продать в Малайзию (PT-91M Pendekar). Созданная на его базе спецтехника оказалась невостребованной даже в Польше.
Украинский конфликт пришёлся как нельзя кстати: вместе с 232 «Твёрдыми» польские друзья и партнёры сбыли Киеву и свой утиль. До этого они продали для ВСУ ещё 240 не модернизированных танков Т-72, которые помнят товарища Войцеха Ярузельского.
Бронетанковые войска ВП до недавнего времени почти наполовину состояли из танков польского и немецкого производства. Германия до сих пор не горит желанием продавать Польше новейшие модификации Leopard 2.
Польские танкисты на немецких танках Leopard. Источник: Минобороны Польши
В апреле Польша заключила сделку с США на поставку 250 танков M1A2 Abrams SEPv3. Американцы изменили бы себе, если бы не обусловили многомиллиардную сделку «нагрузкой» из 116 отслуживших «Абрамсов» и другой техники, а также боеприпасов, запчастей и даже стрелкового оружия.
Польский министр обороны Мариуш Блащак в мае заявлял: «Ознакомился с предложением купить корейские танки К2. Сотрудничество предполагает высокий уровень полонизации, что даст толчок к развитию польской военной промышленности».
В июне польская оружейная госкорпорация PGZ подписала соглашение с южнокорейским производителем танков «Чёрная пантера» (Black Panther) Hyundai Rotem о разработке и производстве K2PL – так будет называться польская лицензионная версия азиатского танка.
Польские танкисты обучаются на американских танках Abrams. Источник: Минобороны Польши
Лишь сделки по приобретению Польшей американских, корейских и немецких танков могут быть компенсированы на треть доходами от продажи Украине польского утиля. Сотни польских танков, десятки БМП и САУ – это почти $2 млрд выручки. Кроме того, Польша сокращает расходы на хранение, экономит на утилизации и выполняет обязательства перед союзниками по военно-политическому блоку.
Драма украинского танкостроения оказалась ещё менее приглядной, чем польская. Украина давно сняла с вооружения Т-72 в надежде быстро разработать и переоснастить свою армию более современными танками. Однако надежда не оправдалась.
Т-64БМ «Булат» появился в Харькове как глубокая модернизация предшественника Т-72. Детище «лихих девяностых» было ориентировано на ВСУ и экспорт в страны третьего мира.
Как и в случае с польским «Твёрдым», звучало много пафосных обещаний, а конец оказался таким же. Не зря агентство НАТО по материально-техническому обеспечению (NSPA) предлагало содействие Украине в утилизации советских Т-64.
«Булат» оказался откровенным неликвидом, и об этом публично говорили украинские военные. Слабых мест у него оказалось слишком много, один из главных недостатков – двигатель. С российским Т-90 он не шёл ни в какое сравнение, нынешняя СВО это предельно ясно доказала.
Однако харьковские танкостроители взяли повышенные обязательства и создали на базе Т-80 интересный T-84 «Оплот-М». Было заявлено о выпуске целого семейства «Оплотов». По факту пяток единиц ушло на вооружение ВСУ, один «Оплот» удалось продать в США и 49 – в Таиланд. Вскоре после этого тайцы предъявили лучшему украинскому танку периода «незалежности» позорную рекламацию.
Украинский Т-64БМ «Булат». Источник: «Русская весна»
Сейчас киевский режим рад покупать любой оружейный утиль – даже по невероятным ценам. Владимир Зеленский сотоварищи не собираются платить по долгам ни США, ни другим «союзникам».
Пока же ВСУ довольствуются своими неудачными «Булатами» и расконсервированными Т-72 разных модификаций. Потери очень большие – и в танках, и в танкистах, и в боеприпасах (которые Украина не производит). Поэтому танки дружбонародной эпохи ОВД собираются по всему миру и доставляются на украинский утилизационный полигон. За эту миссию придётся заплатить следующим поколениям граждан Украины – если таковая останется на политической карте мира.
Нет Комментариев