ФОТО: DUMA.GOV.RU

Сразу несколько источников сообщили о том, что в самое ближайшее время Центральный банк на заседании объявит о дальнейшем снижении ставки рефинансирования с 17% до 15%. Эксперты также прогнозируют продолжение тренда на уменьшение ключевой. До конца 2022 года ожидается размер ставки 10-12%, а это очень близко к уровню до начала проведения специальной военной операции. Решение Банка России, если оно состоится, любой государственник может лишь приветствовать. Однако одного этого мало. Главный финансовый регулятор обязан выступать в единой связке с правительством для интенсификации экономического роста. Подобной ситуации ныне мы, увы, не наблюдаем.

В доспецоперационное время одной из главных претензий государственников к либерально-монетаристскому курсу председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной было неуёмное повышение ставки рефинансирования. Такая стратегия главного финансового регулятора нашей страны вела только к обнищанию широких масс населения и усложнению жизни для отечественного предпринимательства. Тем не менее, когда ЦБ заявил о резком повышении ключевой в конце февраля на фоне начала боевых действий на Украине, мы данное решение критиковать не стали. Ведь ставка не принцип, а инструмент. С помощью ножа можно резать хлеб, а можно нарушать закон. Так и со ставкой – она может идти и на пользу, и во вред.

Сислибы поджали хвост – хотелось бы, чтоб навсегда

Жесточайшие санкционные ограничения, наложенные на Россию коллективным Западом, всё больше и больше сужают поле для манёвра системным либералам. Их розовая мечта о нашей стране как о сырьевом придатке «золотого миллиарда» становится несбыточной, ведь США и их сателлиты не хотят потреблять русское сырьё, стараются огородить самое крупное государство мира железным занавесом. Поэтому даже таким убеждённым монетаристам, воспитанникам гнезда Гайдарова, как госпожа Набиуллина, приходится действовать в русле суверенной политики. Следовать дальше по указке Международного валютного фонда попросту не представляется возможным.

В средствах массовой информации начали циркулировать слухи о грядущем понижении ключевой ставки. Напомним, до начала специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины ставка рефинансирования составляла 9,5%. На заседании правления Банка России 28 февраля её подняли сразу до 20% (такого не было даже в приснопамятном 2014-м). Столь радикальный шаг позволил в целом стабилизировать макрофинансовую обстановку и начать постепенное снижение планки. 11 апреля ЦБ заявил об уменьшении ключевой до 17%.

Теперь ведутся разговоры о дальнейшем понижении на два процентных пункта – до 15%. Об этом сказал, в частности, глава банка ВТБ Андрей Костин на встрече с состоятельными клиентами денежно-кредитной организации. Такую же информацию распространили «Ведомости», опубликовав экспертный консенсус-прогноз. При этом оба источника полагают, что до конца года ставку понизят до 10-12%. Есть вероятность, что всё вернётся на круги своя за несколько месяцев, будто санкционной войны и не было.

Ключевыми факторами в пользу снижения ставки будут значительное замедление темпов недельной инфляции, укрепление рубля и снижение инфляционных ожиданий россиян в апреле, объясняют эксперты. Кроме того, в текущих сложных условиях экономика нуждается в стимулировании,

– отмечают аналитики делового издания.

Понижение ключевой – правильное решение. Его можно только приветствовать, ведь реальному сектору экономики от этого станет хоть чуточку легче. Однако оперировать только ставкой рефинансирования нельзя. Бизнесу нужна серьёзная опора, и Центральный банк может выступить в качестве таковой. Для этого правление ЦБ должно не устраняться от вопросов общего экономического развития, как это делает Эльвира Сахипзадовна, спихивая всё на правительство. Классическим образчиком подобного поведения было её недавнее выступление в Государственной думе, о чём подробно писал Первый русский телеканал Царьград.

Что с того?

Руководство Банка России, увы, даже слышать не хочет о проектной эмиссии. Печатать деньги под конкретные инфраструктурные проекты Набиуллина не желает, поскольку это огромная ответственность. Свою задачу глава ЦБ видит, судя по всему, исключительно в сдерживании инфляции. Но это ошибка. Снижать инфляцию ради снижения инфляции – глупость несусветная. Взять, к примеру, Турцию. Там всегда фиксировался высокий рост цен, компенсировавшийся высоким ростом внутреннего валового продукта. Скажем, в 2011 году ВВП Турции вырос на 11,2% при инфляции 6,5% – и так почти всегда за редкими исключениями.

В 2007–2012 годах Эльвира Набиуллина являлась министром экономического развития России. Казалось бы, приобретён такой опыт, бери и используй его на новой должности. Но нет, госпожа обер-банкир, складывается ощущение, ненавидит реальный сектор экономики и из кожи вон лезет, чтобы не дать ему ни копейки. При этом на поддержку финансового сектора средств не жалеют. Вспомним историю спасения банка «Открытие». Тогда ЦБ напечатал 500 миллиардов рублей, дабы вкладчики не прогорели и не пошатнулась финансовая система государства. Почему таких же решений не принимается для стимулирования развития русских производителей? Вопрос в пустоту. Без чётких и внятных кадровых перестановок проблему, как видится, не решить.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ