ФОТО: JOEL GOODMAN / GLOBALLOOKPRESS

Нет, не прав глава британской Федерации продуктов питания и напитков Ян Райт. Он объявил: «Нехватка в супермаркетах может сохраниться навсегда». Это неверно. Дефицит закончится. Не исключено только, что с одним условием. Распадом Британии. Который уже начался после закономерно растущего вместе с дефицитами национализмом неанглийских народов. Впрочем, и английского – тоже.

Местная пресса поминает книгу журналиста Гевина Эслера о вероятном распаде Великобритании с символическим названием:

Как заканчивается Британия: английский национализм и возрождение четырёх наций.

В чём дело? Оказывается, в Великобритании начались трудности с продуктами питания. В городах опустели полки супермаркетов. Покупатели уже не могут выбрать продукты по вкусу и кошельку, а сметают с полок всё, как в позднем Советском Союзе. Специалисты на рынке и в логистике утверждают, что налицо натуральный кризис цепочки поставок, и далее «станет только хуже». Ряд товаров даже для центральных магазинов Лондона стал «просто недоступен».

Кризис товаров и кризис логистики

По мнению британского таблоида Daily Mail, который информирует нацию обо всех этих ужасах, перед страной во весь рост обозначилась «угроза продовольственного кризиса». Первые признаки обозначились ещё в июле. Считается, что причиной тому – пандемия ковида, из-за которой сократился ввоз продуктов с континента. В пути застряли тысячи грузовиков с продовольствием. Впрочем, не только с ним. Трудности возникли также у строительных компаний, у производителей автомобилей, даже у ресторанов McDonald’s. Некоторые производства пострадали из-за нехватки электронных составляющих – на них и так-то дефицит обозначился по всему миру, а Британия не принадлежит к премиальным рынкам в этом секторе.

Второй причиной в прессе называют выход Британии из Европейского союза. Так называемый Брексит обернулся тем, что поставщики товаров из Китая, Сингапура, Австралии, Японии предпочитают не связываться с жёстким британским таможенным контролем.

Третья причина – нехватка рабочей силы в продовольственном секторе. Федерация производителей продуктов питания и напитков указывает именно на это обстоятельство, объясняя спад как на фермах и производственных предприятиях, так и в транспортных компаниях, которые доставляют товары.

Это особенно забавно, если вспомнить о сотнях тысяч мигрантов, что въехали в Великобританию за последнюю пару десятилетий якобы в качестве дешёвой рабочей силы. Теперь эта «сила» сидит на шее у социального бюджета, исправно требует «хлеба и зрелищ» и, конечно, неустанно борется за свои права.

Точно так же скоро поведёт себя и наша «дешёвая рабочая сила». Уже начинает вести.

Национальный вопрос

Но вернёмся в Монархический союз британских социалистических республик. Пустота в желудках действительно способствует желанию бороться за что-нибудь справедливое. Это и мы по собственной истории помним. Аккурат вровень с накатывающимися валами дефицитов с середины 1980-х народ поочерёдно искал то гласности, то социальной справедливости, то национального возрождения.

Судя по поступающей из Британии информации, то же самое начинается и там. Про продовольственный кризис уже сказано. Вовсю вырисовывается кризис товарный: торговые ограничения из-за Брексита заставляют европейские, а нередко и британские фирмы вести бизнес в других странах. Закономерным следствием этого будет кризис финансовый и валютный, когда британский фунт перестанет быть востребован в качестве платёжного средства вне Британии.

Ответ со стороны общества не заставил себя ждать. Местная пресса подняла на котурны журналиста Гевина Эслера, написавшего книгу о вероятном распаде Великобритании с символическим названием: «Как заканчивается Британия: английский национализм и возрождение четырёх наций». Автор описывает рост националистических поползновений в «союзных республиках» Соединённого Королевства – Шотландии, Северной Ирландии и Уэльсе. Эслер делает вывод, что именно выход из Евросоюза ударил по самоидентификации жителей пока ещё единой страны. Напоминая о высокой вероятности отделения Шотландии после ближайшего референдума по этому вопросу, журналист делает вывод:

Британия, возможно, действительно подходит к своему концу.

Как там это называлось у Горбачёва? «Новый союзный договор». Вместо которого последовали путч и развал СССР.

«Туманная революция»?

Американские аналитики ещё более безжалостны к «кузенам». Известный Центр стратегических и международных исследований (CSIS), обслуживающий Пентагон, делает совсем зловещие прогнозы:

Массы городской бедноты, оставшейся без работы во время пандемии, с наибольшей вероятностью устроят бунты и выступления протеста из-за роста цен на еду. Именно эти группы населения выходили на улицы более чем в 40 странах в 2007-2008 годах и добились свержения правительств как минимум в двух государствах.

Правда, американцы говорят не только об Англии, но и о всемирном росте цен на продовольствие. Впрочем, характерно уже то, что гордая и некогда грозная Великобритания попала в контекст стран, где случались или могут случиться «цветные революции». Разве что в соответствии с природой острова цвет для неё подобрать тяжеловато. Так что назовём будущую революцию в Британии просто «туманной».

Более того, и в самой Америке не всё ладно, в том числе с продовольствием. Тотального дефицита ещё нет, но характерны публикации об этом в прессе. Причём тональность тоже характерна:

Министерство сельского хозяйства США умышленно создаёт недостаток продовольствия.

Подобные обвинения в предразвальном СССР тоже раздавались…

Что с того?

А нам – немножко радоваться. Что как раз Россия за последние два десятилетия сумела фактически решить проблему продовольственной зависимости и тем паче дефицита. Не сразу, с усилиями, но страна вышла на самообеспечение зерном, мясом, овощами. И даже жалкие попытки создать искусственные дефициты путём панических информационных вбросов парируются быстро и уверенно.

А забавно было бы поглядеть на 1990-е годы в исполнении западных партнёров. Мы даже гуманитарную помощь готовы предоставить – как предоставили её Осетии, Донбассу и Сирии.

АЛЕКСАНДР ЦЫГАНОВ